51,4K подписчиков

"Откройте, полиция!" (Франция) и "Мост Ватерлоо" (США): разные фильмы, разные мнения

Откройте, полиция! / Продажные / Les Ripoux. Франция, 1984. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Прокат в СССР – 1986.

Откройте, полиция! / Продажные / Les Ripoux. Франция, 1984. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Прокат в СССР – 1986. 26,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Французскому режиссеру Клоду Зиди в советском прокате необыкновенно повезло – на экраны вышло около десятка его фильмов («Новобранцы идут на войну», «Чудовище», «Не упускай из виду», «Инспектор-разиня», «Откройте, полиция!» и др.).

Название комедии «Рипу» (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашло адекватного перевода на русский язык. Поэтому фильм вышел на российский экран с безликим титром «Откройте, полиция!».

Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла с помощью советских цензоров обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, пожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьери Лермит), расставались у тюремных ворот. В надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Нуаре оглядывался вокруг, но...

В «советском» варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма». Что назидательно свидетельствовало: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира – дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...

К настоящему «Рипу» этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...

Между тем, фильм Зиди был не только хорошим развлечением, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...

Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение, подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху. К сожалению, он не получил подкрепления ни в следующей комедии Зиди – «Ассоциация злоумышленников», ни в сиквеле – под названием «Рипу против Рипу». Это были работы без выдумки, без второго плана, без актерских удач... Правда, и им сопутствовал немалый зрительский успех…

Киновед Александр Федоров

Советская кинопресса отнеслась к «Рипу» вполне доброжелательно.

Так в год выхода «Откройте, полиция!» в советский прокат сценарист и кинокритик Фархард Агамалиев отметил, что фильмы Клода Зиди «всегда отличаются остродинамичным сюжетом, изобилуют остроумными драматургическими поворотами и диалогами» (Агамалиев, 1986: 16), а далее похвалил Филиппа Нуаре за актерское мастерство.

Киновед Кирилл Разлогов (1946-2021) писал, что «секрет успеха картины, быть может, заключается в демонстративном противопоставлении самоуверенного «прогресса» и силы традиций, не укладывающихся в рамки рационализации и американизации не только сыска, но и всего образа жизни и мыслей доброй старой Франции, конечно же, далеко не безгрешной, но более человечной и поэтому снисходительной к естественным людским слабостям. И хотя мы не можем согласиться с этой позицией просвещенного оппортунизма, дарование актеров и точность зарисовок быта и нравов делают «Продажных» весьма своеобразным реалистическим портретом тех средних французов, которые приняли фильм и обеспечили его успех» (Разлогов, 1985: 147).

Зрители XXI века и сегодня ценят эту криминальную комедию:

«Фильм замечательный. Нуаре и Лермит потрясающе сыграли свои роли. … Фильм смотрится на одном дыхании, сценарий, актеры, а музыка... Уже и не сосчитать сколько раз я смотрела этот фильм!» (Маруся).

«Задорная комедия… Да, умели французы комедии снимать, и фильм «Откройте, полиция!» не потерял актуальности и в наше время» (Дэйгтон).

«Я люблю французские комедии, особенно с криминальным сюжетом, поэтому фильм «Откройте, полиция!» – один из моих фаворитов, он ироничный, динамичный и с хорошими актерскими работами» (Зритель).

«Лермитт и Нуаре словно всю жизнь играют вместе, потрясающе гармонируют и дополняют друг друга во всех сценах, смотреть на упоительную игру актеров доставляет одно сплошное удовольствие. За доводящую до колик в животе смешную аморальность всего происходящего на экране, тонкие, остроумные шутки, фильм был помещен в мою коллекцию незамедлительно после просмотра. Впоследствии, на волне успеха своего фильма, Клод Зиди снимет продолжение похождений героев и далее третью часть картины. Однако былая легкость повествования, разудалый кураж героев и гениальный юмор безвозвратно исчезнут и это уже будут неплохие, но совсем другие истории» (Суррендер).

Киновед Александр Федоров

Откройте, полиция! / Продажные / Les Ripoux. Франция, 1984. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Прокат в СССР – 1986.-2

Мост Ватерлоо / Waterloo Bridge. США, 1940. Режиссер Мелвин Ле Рой. Сценаристы: С.Н. Берман, Ганс Рамо, Джордж Фрёшель (по пьесе Роберта Э. Шервуда). Актеры: Вивьен Ли, Роберт Тейлор, Люсиль Уотсон, Вирджиния Филд, Мария Успенская и др. В СССР – с 18 января 1955. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Мелвин Ле Рой (1900-1987) начал режиссерскую карьеру еще в 1920-х годы. Поставив сорок с лишним фильмов, он стал одним из самых знаменитых голливудских кинематографистов. Его фильмы «Я – беглый каторжник», «Золотоискатели 1933-го», «Мост Ватерлоо», «Маленькие женщины», «Камо грядеши?», «Зеленые береты» и др. с успехом прошли по экранам мира.

В мелодраме «Мост Ватерлоо» с блистательным дуэтом Вивьен Ли (1913-1967) и Роберта Тейлора (1911-1969) британский офицер, влюбленный когда-то в красавицу-балерину, отправляется на войну… Он еще не знает, что ему еще суждено встретиться со своей любимой…

Киновед Ариадна Сокольская (1927-2021) писала, что «Мост Ватерлоо» — «мелодрама с красивыми героями, тонкими чувствами, избытком благородства и непременным горестным концом. Все это, разумеется, способствовало успеху. Критики восхищались обаянием и искренностью Вивьен Ли. Она действительно сумела вдохнуть жизнь в весьма условный образ и наделила «голубую» Майру сильной индивидуальностью» (Сокольская, 1973: 91).

«Мост Ватерлоо» оказался в советском кинопрокате с пятнадцатилетним опозданием, но все равно оказался близок сердцам почти 27 млн. зрителей, очарованных любовной историей в исполнении знаменитых актеров.

Об этом же говорят и отзывы киноаудитории XXI века:

«Самая красивая актерская пара Голливуда. Фильм вызывает большую грусть и сожаление… Как хотелось ,что бы в фильме они были бы счастливы» (Василий).

«Такой красивый фильм… Одна из лучших ролей Вивьен Ли. Как же она хороша и в сцене, где они танцуют в кафе, и на вокзале, когда внезапно появляется Рой, и у него дома, когда ее героиню переполняют противоречивые чувства – и надежда на счастье сменяется отчаянием» (Иренка).

«Классика фильмов о любви, картина старая, а все равно переживательная, смотрела несколько раз – и всегда наворачиваются слезы. Хотя я поклонница мелодрам, и мне многие киноистории о любви нравятся… Но классика – есть классика, она – на века (Вера).

Киновед Александр Федоров