Найти в Дзене
Serguei Bessonov Online

Слово чушпана* о «Слове пацана»

Этот нашумевший сериал уже дал почву для всевозможных споров, обсуждений, суждений, осуждений… Прозвучали даже требования запретить сериал к показу из-за его негативного влияния на молодежь. К счастью, российское законодательство не позволяет запрещать фильмы. С другой стороны, следует отметить, что совершенно невозможно предвидеть, какое влияние будет иметь тот или другой фильм на зрителя. Кто мог предположить, например, что невинная французская комедия «Фантомас» повлияет на рост преступности в СССР? ** Да и тема детской и подростковой преступности не нова в нашем кинематографе, начиная с фильма «Путевка в жизнь» (1931 г.). Можно вспомнить также 2 неплохих фильма: «Несовершеннолетние» (1976 г.) и «Меня зовут Арлекино» (1988 г.). Причем, если первый фильм был воспринят совершенно спокойно, то второй многими был воспринят в штыки. Его пытались не только запретить, но и уничтожить. Стоит, наверное, упомянуть и показанный в СССР в начале 70-х американский фильм «Генералы песчаных карьер
Оглавление

Этот нашумевший сериал уже дал почву для всевозможных споров, обсуждений, суждений, осуждений… Прозвучали даже требования запретить сериал к показу из-за его негативного влияния на молодежь. К счастью, российское законодательство не позволяет запрещать фильмы.

С другой стороны, следует отметить, что совершенно невозможно предвидеть, какое влияние будет иметь тот или другой фильм на зрителя. Кто мог предположить, например, что невинная французская комедия «Фантомас» повлияет на рост преступности в СССР? **

Да и тема детской и подростковой преступности не нова в нашем кинематографе, начиная с фильма «Путевка в жизнь» (1931 г.). Можно вспомнить также 2 неплохих фильма: «Несовершеннолетние» (1976 г.) и «Меня зовут Арлекино» (1988 г.). Причем, если первый фильм был воспринят совершенно спокойно, то второй многими был воспринят в штыки. Его пытались не только запретить, но и уничтожить.

Стоит, наверное, упомянуть и показанный в СССР в начале 70-х американский фильм «Генералы песчаных карьеров» (1971 г.), снятый по одноименному роману бразильского писателя Жоржи Амаду. Несмотря на то, что фильм имел возрастное ограничение, посмотревшие его мальчишки уже видели себя «генералами», хотя никаких беспризорников в СССР 70-х годов не было.

В защиту картины «Слово пацана» очень хорошо высказались Н.С. Михалков:

и Д. Пучков:

Критика же опять-таки последовала со стороны И. Диденко.

Тот, кто следит за анализами фильмов И. Диденко, не мог не заметить его странное отторжение многих довольно интересных картин. Жесткой и совершенно несправедливой критике подвергся недавно вышедший американский фильм «Оппенгеймер», в котором Диденко усмотрел пропаганду применения ядерного оружия. В фильме «Схватка», ставшем классикой жанра, он нашел безупречных, благополучных бандитов и скучных неудачников полицейских и т.д. Поэтому несложно было предположить, что и сериал о подростковой преступности вызовет у него несправедливую критику.

Причем, следует отметить, что критике он подвергает фильм, который не только до конца не видел, но видел полностью всего 2 первые серии. Это нечто новое в его практике. А ведь в фильме присутствует дорогая его сердцу тема трансформации главного героя. Причем, трансформации подвергаются многие герои картины.

Один из главных героев фильма пионер Анрей Васильев превращается из чушпана в пацана и получает кличку Пальто в первой же серии. Думаю, не ошибусь, если скажу, что зритель ждет его обратного превращения в чушпана, а точнее, его возвращения к нормальной жизни в каждой последующей серии. Можно ли эту тему назвать главной интригой фильма?

Трансформации подвергаются и братья Суворовы (Адидас старший и Адидас младший). Разумеется, Диденко ничего этого не увидел, потому что фильм не досмотрел…

Параллели с фильмом "Несовершеннолетние"

Мы можем провести также некоторые интересные параллели с фильмом «Несовершеннолетние». Так, главный герой фильма «Несовершеннолетние» по имени Женя, как и Адидас, возвращается из армии. Только в отличие от Адидаса Женя противостоит банде хулиганов, а не сливается с ней, возвращаясь в свою среду. Интересно также и то, что Женя в итоге становится наставником подростков, организует со своим другом, вернувшимся из колонии, секцию бокса, чем уводит подростков из-под влияния преступного лидера Гоголя. В сериале «Слово пацана» Адидас отстраняет и заменяет Кащея, вместо которого сам становится лидером группировки, но остается все же в криминальной парадигме.

У Жени есть не брат, но 11-летний племянник, который, как и Пальто, попадает под влияние шпаны. Ему, видимо, тоже надоедает быть чушпаном и явно льстит общение с авторитетным Гоголем на равных.

В фильме показаны также и родители одного из членов банды Гоголя привычными нам красками: отец - алкоголик, пропивающий последние гроши, терроризирующий семью, мама на работе, а дети предоставлены сами себе…

В сериале же мы увидим несколько семей, причем совсем не неблагополучных. Прежде всего речь идет о семье Пальто, в которой отсутствует отец, и о семье обоих Адидасов. Эта последняя семья ни в чем не нуждается. В семье есть машина, и дом – полная чаша. Тем не менее, родители не в состоянии вытащить своих детей из преступной группировки.

Тема семьи и родителей малолетних преступников

Заметим, что родители обычно полностью отсутствуют в подобных фильмах. Они остаются почему-то за кадром. Мы их совсем не видим, например, в фильме Серджио Леоне «Однажды в Америке» (1984 г.), в котором показано становление подростковой банды преступников в 30-х годах, ни в других подобных картинах. В качестве исключения можно назвать американские фильмы «Лицо со шрамом» (1983 г.) и «Бронксская повесть» (или «Бронксская история») (1993 г.). Тем не менее, такой силы как в сериале «Слово пацана» тема родителей, столкнувшихся с вовлечением ребенка в преступную группировку, наверное, еще не имела. В этом, пожалуй, и состоит основное отличие данной картины от других. Тема семьи и родителей является совершенно необходимой для раскрытия сюжета и характера героев. Показаны и ошибки, совершаемые родителями. Именно поэтому сериал заслуживает семейного просмотра. В каждой серии есть, что обсудить, над чем задуматься и родителям и детям.

В сериале и в фильме, разумеется, присутствуют и правоохранительные органы, которые ничего с подростковой преступностью сами сделать не могут. В фильме «Несовершеннолетние» этим должны заняться главный герой картины Женя со своим другом, а в сериале помощь милиции оказывает один из членов самой группировки, без которого милиция была бы бессильна что-либо сделать.

Пацанская тема

И, пожалуй, последнее, что хотелось бы выделить в сериале, - это так называемую «пацанскую тему». Мы заметим, что «пацанство» касается не только членов показанных в фильме группировок, оно касается почти всех.

Майор милиции Ильдар, которым так восхищается Д. Пучков, ничем не лучше «пацана». Возможно, даже хуже, поскольку наделен определенными полномочиями. И все его превышения полномочий остаются совершенно безнаказанными. Он проходит, собственно, путь Адидаса старшего, - от избиений подростков до убийства. Можно предположить, что и заслуженного наказания Ильдар не понесет. Посмотрим 9-ю серию…

Когда отец Адидаса говорит ему, что он ему не сын, - это такое же «пацанство». Чем он лучше отшивающих из группировки? Только тем, что не избивает сына? Может, лучше бы избил, а слова оставил при себе?

По-пацански со своей дочерью ведут себя и родители Айгуль и так далее.

Светлые образы сериала

Разумеется, в сериале есть и светлые образы. Это и Айгуль, и мамы Пальто и 2-х Адидасов, и медсестра Наташа, и инспектор по делам несовершеннолетних Ирина… Именно они, самые слабые и беззащитные, оказывают благотворное влияние на ребят.

Ляпы

В сериале есть также пару ляпов, которые, разумеется, никоим образом не влияют ни на сюжет, ни на развитие характеров героев. Прежде всего, мы имеем дело с какими-то великовозрастными пионерами, поскольку пионеров, старше 14 лет, в СССР не было… С другой стороны, нам показывают какой-то фарцовочный цех при школе, что выглядит довольно странно. Этот фарцовочный цех призван отвлечь так называемых трудных подростков от преступности. Т.е., если опять проводить параллель с фильмом «Несовершеннолетние», то мы снова увидим разницу в используемых методах вовлечения подростков в нормальную жизнь. Если в «Несовершеннолетних» эту роль играют школьная оранжерея и спортивная секция, то в сериале мы имеем дело с фарцовочным цехом, крышуемым школьной комсомольской организацией. Складывается ощущение, что из такого приема, ничего хорошего не получится. Собственно, мы уже узнаем, что из всего этого получилось…

Более того, думаю, что каждый, кто жил в СССР, найдет в сериале нечто знакомое, похожее на то, что показано в фильме. Вряд ли, конечно, в каком-то другом городе «делили асфальт» и было столько и таких уличных группировок, но что-то подобное существовало везде и не только в СССР.

-------------------------------------

*Чушпан в данном случае употребляется, как подросток, не состоявший в каких-либо группировках.

Чушпан: определение: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%87%D1%83%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BD

И более подробно: Кто такой чушпан: объясняем сленг из сериала «Слово пацана»: Сериалы: Культура: Lenta.ru

** см. «Три фильма, которые потрясли СССР»

В качестве дополнения: слово Кащея о "Слове панцана".