Найти в Дзене
Бешеная канарейка

Ничего страшного здесь у нас не происходит!

Вчера я вернулась из России. Побывала дома. Повидалась с родными, бывшими коллегами и знакомыми. Родина встретила настоящей русской зимой, милыми сердцу пейзажами и хлебом-солью близких людей.

С первого взгляда в нашем провинциальном городке за полтора года моего отсутствия вроде как ничего не изменилось. Всё те же дома, те же люди, те же разговоры, те же радости, хлопоты, заботы и проблемы. Но это только с первого взгляда...

После общения с самыми разными людьми, коих за время своего пребывания на родной земле я встретила не мало, стало понятно, что средний российский обыватель лишь пытается жить по-прежнему, усиленно создавая вокруг себя иллюзию относительной нормальности.

Было очень заметно, что многие люди погрузились в состояние апатии. Большинство из них говорили об усталости от неизвестности, о неуверенности в завтрашнем дне, о нарастающем горе и потерях. Некоторые откровенно говорили, что им до смерти надоели бесчисленные пустые обещания власти и тот истеричный тон, с которым наши пропагандисты, идеологи и официальные лица стараются доказать всем и вся, что России-матушке всё нипочём, и, несмотря на все происки врагов, мы всех догнали, перегнали да ещё и пендюлей кому надо надавали. Причём от этой бравады, по-моему, начали уставать даже самые патриотичные патриоты, особенно те, кто не утратил способности разумно мыслить и адекватно оценивать ситуацию.

Иными словами, люди начали уставать от войны, которая тем или иным образом всё чаще и всё настойчивее стала стучаться в двери их домов.

Весь город пестрит огромными баннерами: «Защита Родины – наша профессия! Служба по контракту в Вооружённых силах РФ! Присоединяйся и получи миллион рублей, земельный сертификат, региональную выплату, федеральную выплату, достойную зарплату + льготы и компенсации!»

Фасады школ с неимоверной скоростью заполняются мемориальными досками, увековечивающими память о бывших учениках, погибших в зоне СВО.

Как грибы после дождя появляются пункты сбора гуманитарной помощи для нужд военнослужащих, мастерские по изготовлению маскировочных сетей, окопных свечей, тактических носилок и т.д.

В расписании работы городского молодёжного центра среди перечня традиционных культурно – массовых мероприятий всё чаще стали анонсироваться мероприятия под названием гражданская панихида-прощание с бойцом, погибшим при выполнении задач в ходе специальной военной операции.

На окнах городских автобусов расположилась трагическая экспозиция с фотографиями погибших бойцов СВО, уроженцев нашего города.

А местные социальные сети просто изобилуют новостями о том, как наших детей на примере подвигов участников СВО учат Родину любить:

Воспитанники детского сада нарисовали рисунки для бойцов СВО!
Учащиеся школы сходили на экскурсию в пункт сбора гуманитарной помощи для бойцов СВО!
Дети районных школ и детских садов приняли участие в акции «Сделай новогодний подарок бойцу СВО»!
Дети и педагоги районных школ записали видеообращение к бойцам СВО!
В школе прошла встреча с участником СВО!
Творческий переполох у участников Движения Первых набирает обороты: сегодня ребята мастерили открытки для солдат СВО!

СВО! СВО! СВО!..

Я по профессии педагог. Много лет работала с детьми. За это время в нашей стране и в мире происходило много самых разных событий, некоторые из которых хочешь не хочешь приходилось обсуждать с детьми. И каждый раз, размышляя над тем, как лучше поведать детям о том или ином событии, особенно, если это касалось каких-то военных конфликтов, стихийных бедствий или катастроф, я вспоминала главный принцип воспитания - не навреди.

Как правильно расставить приоритеты, какие моральные и нравственные акценты сделать, какие чувства пробудить в детской душе, как не обмануть, не ввести детей в заблуждение и не утратить при этом их доверия, как вызвать ребёнка на диалог и предоставить ему возможность самому сделать выводы из непростого разговора, - всё это вопросы, ответы на которые порой не удавалось найти даже самым опытным педагогам.

Поэтому, когда я читаю новости о том, как активно сегодня в картину мира наших детей пытаются вписать событие под названием СВО, мой разум вскипает от негодования. Что можно говорить детям о событиях, объективную оценку которых сформировать в настоящее время просто невозможно в виду недостаточного объёма достоверной информации?

Кстати, я спросила об этом знакомого педагога. Его ответ поверг меня в шок:

«Конечно, я рассказываю своим ребятам про кровавые преступления киевского режима против жителей Донбасса, про украинских нацистов и процветающий в Украине фашизм. А как иначе, если мы хотим, чтобы у подрастающего поколения на уровне подсознания отложилось неприятие нацизма, фашизма и дискриминации любого народа?! Я за мир, но, к сожалению, мира без войны не бывает, поэтому мы должны сделать всё возможное, чтобы поддержать наших солдат, которые защищают сегодня нас и нашу Родину от коричневой чумы»!

Я не стала уточнять у бывшего коллеги, сам ли он додумался до такого или сформировал свои умозаключения на основе рекомендаций очередной методички. Да и какая, собственно, разница. Удручает то, что у этого горе-педагога даже не возникает мысли, что трансляция подобных идей, приправленных активной милитаризацией детского сознания, в данной ситуации ничего кроме ненависти к украинскому народу вызвать не может. К воспитанию светлых патриотических чувств это не имеет никакого отношения! И остается только догадываться, сколько ещё сегодня в наших школах и детских садах работает педагогов, имеющих подобный ход мыслей и не отдающих себе отчёт, каков будет итог их воспитательных усилий.

Как тут не вспомнить слова известного адвоката, пережившего ад гитлеровских концлагерей, Авеля Херцберга, которого как-то спросили:

«Как сделать так, чтобы наши дети не оказались снова жертвами?» На что он ответил: «Вопрос неправильный. Как сделать так, чтобы наши дети не оказались снова палачами?»

Один человек, с которым я поделилась своими мыслями про насильственное погружение детей в тему СВО, сказал, что я преувеличиваю, и нет никаких оснований для паники. Но, по-моему, паниковать - то действительно не стоит, ибо уже поздно, а вот бить в колокола – самое время. Российский народ вновь пытаются обратить в войско, а страну – в казарму! Вместо достойной жизни россиянам теперь обещают достойную материальную компенсацию за героическую смерть! Не это ли повод для тревоги?

Безусловно, не обращать внимания на происходящие события нельзя и разговаривать о них с подрастающим поколением необходимо. Но, я считаю, что делать это надо очень аккуратно, с умом, без фанатизма, не превращая детей в объекты манипуляций и жертвы пропагандистских войн.

На этот счёт мне очень понравилась рекомендация педагога-психолога центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Ольги Лапердиной о том, как можно объяснить ребёнку сложившуюся ситуацию, не вдаваясь в ненужные детали и подробности и не оперируя недостоверной информацией, а ещё хуже – откровенными фейками:

«К сожалению, конфликты – это часть нашей жизни. Важно уметь разрешать их максимально мирным путём. Это очень сложно, поэтому не всегда и не у всех это получается. Так случилось с Россией и Украиной, которые не смогли договориться мирным путём, поэтому сейчас идёт военная операция. У каждого в этом споре своя правда. Кто прав, а кто виноват, мы будем знать спустя какое-то время, возможно, через десятилетия. К сожалению, в любом военном конфликте могут быть жертвы, как среди военных, так и среди мирных граждан. Поэтому очень важно делать всё возможное для урегулирования разногласий мирным путём и не доводить дело до военных действий».

Мудро! А главное, безопасно для неокрепшей детской психики и формирующегося мировоззрения. И не надо врать, придумывать какие-то байки, внося в детские головы сумятицу и продуцируя ненависть…

Я всегда испытывала особую любовь к своему городу. Динамичный, современный, чистый, уютный, благоустроенный. Он всегда радовал меня своими пейзажами, дарил хорошее настроение, вдохновлял и воодушевлял. Я любила гулять по его милым улочкам, встречать при этом знакомых, радоваться хорошим новостям и слушать рассказы об их жизни. Люди делились своим счастьем, рассказывали о бедах и проблемах, без которых, конечно, жизнь не обходится. Но хороших вестей было как-то больше. Больше было улыбок, шуток, оптимизма, планов на будущее, желания жить и развиваться.

В этот раз картина жизни моих земляков не выглядела столь оптимистично. Встречающиеся знакомые всё больше сетовали на сложности нынешней жизни. Многие стали как-то осторожнее в высказываниях и скупее на слова. Даже те, кто когда-то при встрече любили поболтать от души, ограничивались выражениями типа «всё нормально, живы, здоровы и слава богу». А если кому-то хотелось пооткровенничать на щекотливые темы относительно несогласия с курсом правящей партии, они делали это практически шёпотом, непроизвольно склоняясь ближе к моему уху. Это было так непривычно, но вполне объяснимо. Понимающие реальную ситуацию люди стали опасаться за свою безопасность.

Чего не скажешь о тех, кто считает, что «эта война была необходима для восстановления мира и справедливости». Вот уж кто сегодня может позволить себе говорить громко, во весь голос, с полной уверенностью в своей правоте! Чего я только от них не наслушалась и про хохлов, которые у нас газ воровали, и про бандеровцев, которые мальчика распяли, и про Крым, который всегда был наш, ну и, конечно же, про ужасных американцев, жаждущих захватить наши несметные богатства, и про тлетворный Запад со своими западными ценностями. Боже, что у людей в головах!!!

Но не это главное! Главное то, что эти граждане, преисполненные чувством квасного патриотизма, вовсе даже не против того, чтобы миллионы людей умирали, теряли здоровье, калечили свои жизни и жизни своих детей ради того, чтобы наш президент смог выполнить свою «тяжелейшую миссию по переформатированию международной политики и экономики». У них, судя по всему, даже не возникает мысли, что эту политическую цель можно было достичь иными более гуманными способами.

Как-то я встретила одну свою старую знакомую, которая, как оказалось, имеет отличное представление о содержании моих публикаций и моей точке зрения на нынешние события. Видимо, её так потрясла моя мысль о том, что я не хочу жить в обществе, заражённом вирусом войны, озвученная мною в одной из недавних статей, что при первой же нашей встрече она решила непременно выразить своё несогласие: «Ну, вот видишь, ничего страшного здесь у нас не происходит».

В тот момент я не нашла, что ответить этой милой женщине. Но в течение нескольких дней меня не покидала мысль о том, какое всё-таки разное у людей бывает представление о страшном и нестрашном! Думаю, что это сродни представлениям о добре и зле. Несмотря на то, что эти понятия закрепились в человеческом сознании ещё в глубокой древности и имеют очевидные характеристики нравственного и безнравственного, каждый человек при этом всё же имеет по этому поводу свои собственные взгляды, сформированные на основе личной системы жизненных ценностей и своего морального сознания.

Точно также, по-моему, обстоит дело и с представлениями каждого из нас о том, что страшно, а что не страшно. Для кого-то всё, что происходит сегодня с нашим обществом и нашей страной является трагедией и катастрофой, а кто-то видит в этом благо, возможность для восстановления справедливости и перспективу успешного развития. Ну что ж? Действительно, у каждого свои взгляды, убеждения и приоритеты.

Наверное, мне надо было бы порадоваться за свою знакомую, что ей удается так гармонично существовать во всём этом безумии. Но, скажу честно, я ей искренне посочувствовала и порадовалась за себя, что сегодня у меня есть возможность там не находиться. Но это только сегодня, так как я бы очень хотела, чтобы моё завтра состоялось на родной земле и было мирным, добрым и светлым.