В канун Рождества мы вспоминаем самое светлое и радостное из евангельских событий. Икон с сюжетом о рождении Спасителя множество. Они могут сильно отличаться друг от друга по стилю и немного по деталям, но в целом имеют общую символику. Команда проекта «ВТБ — России» «разворачивает» одну из икон, как рождественский подарок, и разбирается, какие послания и секреты она в себе таит.
Икона «Рождество Христово с избранными святыми» — один из самых известных памятников древнерусского искусства начала 15 века. Широкой публике это творение Новгородской иконописной школы впервые продемонстрировали в 1913 году на выставке в Москве. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Здесь проиллюстрирована история о рождении у Девы Марии божественного младенца Иисуса. Это произошло в пещере, служившей хлевом для скота: пришло время родов, а места на постоялом дворе для Марии с Иосифом не нашлось. Богоматерь сама спеленала своего сына и положила в ясли. Это событие сопровождалось ангельским пением и появлением на небе огромной Вифлеемской звезды, которая привела к пещере волхвов с дарами из дальних стран.
Икона вмещает в себя несколько событий сразу, рассказывает протяженную во времени историю: именно поэтому младенец Иисус изображен здесь дважды — в яслях и в процессе омовения.
А теперь присмотримся к персонажам и нюансам.
Богородица. Это смысловой центр композиции. Она возлежит на красном ложе. Ее лик печален: она знает, что Сыну уготованы страдания. Дева Мария после рождения Спасителя стала выше ангелов и архангелов. На иконе она выглядит крупнее всех изображенных персонажей: так художник обозначил ее высочайший статус.
Младенец Иисус. Он спеленут белой материей, похожей на саван, и лежит в своих яслях (кормушке для животных), будто во гробе. Этот намек на смерть тут же побеждается жизнью: мы видим, что Христос несет свет в окружающую темноту и тесноту пещеры.
Животные. Рядом с Иисусом в хлеву — вол и осел. Они согревают младенца своим дыханием. Их образы отсылают к словам из книги пророка Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет». Длинные уши осла трактуют как обещание того, что язычники услышат евангельскую проповедь и примут рождение Мессии.
Пещера. Это изображение грешного старого мира, который был до Христа. С его рождением наступила новая эра для человечества, которое будет выведено из тьмы. Теперь в пещере не страшно, потому что явился Спаситель.
Горки. Так называются розово-голубые скалы, занимающие почти все пространство. Они дали иконе второе название — «Рождество с лиловыми горками». Скалистый фон часто встречается в православной иконописи, но это не значит, что все изображенное происходит в горах. С помощью горок на иконах изображают любой пейзаж. Они указывают на то, что события разворачиваются не в интерьере, а на улице.
Волхвы и пастух. Их фигуры расположены по бокам от Богородицы. Стоящие слева волхвы принесли Спасителю дары — золото и драгоценные смолы ладан и смирну. Золото символизирует дары Царю земному, ладан — дар Богу, Царю Небесному. Смирна — символ будущих страданий Христа: смешанными с ней маслами помазывали умерших. Волхвы разного возраста — старец, зрелый муж и юноша. Этим подчеркивается, что к Христу может прийти человек в любом возрасте. Пастух, играющий на свирели, стоит справа. Пастухи были первыми свидетелями Рождества, они также символизируют будущих священников, пастырей.
Ангелы. Они стоят слева и справа в верхней части композиции. Ангелы явились, чтобы рассказать о великом чуде — рождении Иисуса. Это небесное воинство, ликующее о будущем спасении человечества и славящее Господа.
Омовение младенца. Сцена, расположенная в правом нижнем углу иконы, подчеркивает, что Христос родился во плоти, как любой человек, и за ним нужно было ухаживать, как за всеми новорожденными. Также сцена у купели может символически напоминать важнейший обряд крещения. Женщина в белом — повитуха Саломея, а в красном — помогающая ей служанка.
Иосиф. Его фигура в бледно-зеленых одеждах расположена в левом нижнем углу. Обрученный муж Девы Марии олицетворяет собой мир земной, полный принятия, гармонии и покоя. Иосиф — благочестивый человек, праведник, для которого самое главное в жизни — исполнять закон Божий.
Старец в овечьей шкуре. Фигуру стоящего рядом с Иосифом старца богословы трактуют по-разному. Одни видят в нем беса, духа-искусителя, другие — пророка Исаию, который предсказал рождение и страдания Христа.
Вифлеемская звезда. Она символично обозначена в центре верхней зоны. Три ее небольших луча нисходят к пещере из одного большого, символизируя Святую Троицу.
Фигуры святых. На верхнем поле в центре изображены поясные фигуры святых: Евдокия в красной накидке, Иоанн Лествичник в монашеских одеждах со свитком и Ульяна в зеленом одеянии. Почитание преподобного Иоанна Лествичника и мучениц Евдокии и Ульяны было широко распространено в Новгороде, где и была создана икона. Однако, возможно, имена этих святых просто совпадали с именами членов семьи заказчика иконы.
Колорит. Новгородские мастера использовали чистые пигменты, много киновари — насыщенного красного цвета. Икона «Рождество Христово с избранными святыми» выполнена в красочной гамме интенсивных тонов, характерных для Новгородской иконописной школы: голубоватых, зеленоватых, сиреневых, темно-лиловых и киноварных. Золотой фон символизирует божественную благодать, которая наполняет мир. А вот серый цвет вы здесь не найдете: он не используется в иконописи, так как он получается из соединения черного и белого (зла и добра) и означает неясность и пустоту.
Поближе познакомиться с православной иконописью можно не только в храмах, но и в музеях, в том числе в Эрмитаже, ГМИИ имени. Пушкина, Русском музее, Третьяковской галерее, давним партнером которых является банк ВТБ.