Найти тему
Владимир Склизков

Пути развития русской традиционной мужской сольной пляски

В биологии есть закон: «Всё, что не развивается – деградирует и исчезает». Если мы к традиционной пляске относимся как живому организму, необходимо её развивать. Возникает вопрос: как это сделать, не выходя за рамки традиционной культуры? Необходимо провести исторический анализ развития мужской традиционной пляски в ХХ веке и выявить сложившиеся тенденции в её развитии. Рассмотрим два, с нашей точки зрения, наиболее важных вопроса, первый – региональность или общерусскость, второй – пути технического развития русской традиционной мужской пляски.

Часто приходится слышать мнение о том, что традиционная пляска всегда региональна, что никакой общерусской традиционной пляски никогда не было. Люди, придерживающиеся таких взглядов, сосредотачивают своё внимание исключительно на деревне и не замечают процессов, которые происходили за её пределами.

В середине ХХ века, как минимум с 30-х годов, появились условия для формирование общерусской традиционной пляски. Местом этого формирования стали в первую очередь армия и флот, во вторую - самодеятельные коллективы в городах-новостройках, при новых крупных предприятиях и учебных заведениях.

-2

Это были места, где собирались молодые мужчины плясуны со всех регионов нашей страны, между которыми шёл активный обмен опытом, коленцами, где в процессе сотрудничества и конкуренции рождалась общерусская традиционная мужская пляска. Вместе с мужчинами, возвращавшимися из армии или со строек, она попадала в регионы, где оказывала влияние на местные традиции. Этот процесс шёл до 60-х годов ХХ века. В 60-е годы в связи с реформой сократился срок службы в армии и на флоте, в результате времени на пляску у солдат и матросов уже не осталось, армия и флот плясать перестали. В то же время активно развивалось радио и телевидение, усиливалось влияние города на деревню. Плясать постепенно стало немодно.

Для нас важно другое. Тенденцией развития русской традиционной пляски было формирование общерусской пляски, включающей в себя всё многообразие региональных традиций.

Рассмотрим пути технического развития традиционной пляски. Включение в традиционную пляску инородных элементов из современных и других танцев мы сразу отметаем, как абсолютно недопустимое. Причина этого в том, что современный человек не живёт в традиционной культуре, у него нет внутренних опор для её сохранения и развития, любое искажение традиционной пляски со стороны профессионалов приведёт её к дальнейшему размытию и самоуничтожению. На самом деле нет никакой необходимости в заимствованиях из современных танцев, объединение региональных (но при этом русских) традиций даёт такое многообразие движений, которое перекроет любые творческие потребности танцора.

В ходе развития пляски в середине ХХ века наметились определённые тенденции. Глобальной тенденцией было увеличение музыкальности пляски. Поясним, о чём идёт речь. В современном русском сценическом танце, так же как, например, в брейкдансе, акцент сделан на использование трюков. При этом трюки выполняются не в музыку, а под музыкальное сопровождение. В традиционной пляске была другая тенденция, даже присядки выполнялись в музыку, это достигалось с помощью разных приёмов, один из вариантов: одновременно использовать более мелкие движения, например, хлопушки. Такой подход накладывает ограничения на используемые трюки и количество их повторений.

Другая тенденция в развитии традиционной пляски это повышение динамичности и сложности танца. Для иллюстрации приведу выдержки из статьи авторы Редькова Е. С., Филатенкова Е. К.: «Так, для Г. Н. Копыльцова характерны лёгкость, опора на носок и полупальцы при исполнении плясовых колен, прямая осанка, устремл«Для пляски должен быть кураж! – сольная традиционная мужская пляска Геннадия Николаевича Копыльцова из деревни Шабанова гора Череповецкого Вологодской области», ённость движений вверх, («полётность»). Как комментирует сам исполнитель: «На пляску надо вылетать. Вы не пляшете на ступне, пляска проходит на пальцах». Авторы статьи отмечают, что «При сопоставлении пляски Г. Н. Копыльцова с пляской других исполнителей из Череповецкого района очевидны отличия, которые проявляются в доминировании у последних «тяжёлого», устремлённого в землю, («втаптывающего») шага, который, возможно, сохранил связь с более простыми в художественно эстетическом отношении и вместе с тем архаичными элементами пляски. Одиночная пляска Г. Н. Копыльцова представляет собой более развитую форму сольной мужской хореографии, основанной на импровизации исполнителя, разнообразии движений и их сочетаний. Подтверждением этому служит экспедиционная запись 2018 года, в ходе которой исполнителям было предложено с ходу продемонстрировать максимум плясовых колен, которыми они владеют, выходя на круг по очереди. В итоге именно Г. Н. Копыльцов продемонстрировал наибольшее разнообразие элементов». В этой статье на примере Г.Н. Копыльцова очень хорошо показаны тенденции развития русской традиционной пляски.

Хочется обратить внимание на ещё один момент - импровизацию. Она как была, так и осталась основой традиционной пляски, в ходе развития её роль только усилилась, т.к. расширение технического арсенала плясовых движений, увеличило возможности для импровизации.

Традиционная культура сама определила рамки и вектор развития, занимающимся традиционной пляской необходимо им следовать и тогда возможно наступит такая глубина её понимания, что человек сможет придумать в пляске, что-то своё и новое, не выходя за границы традиции.