Найти в Дзене

Украина-2024: прогнозы

Несмотря на то, что Яндекс Дзен не монетизирует статьи, посвященные военным конфликтам вокруг Украины и на Ближнем Востоке, по крайней мере, не восхваляющие СВО и не осуждающие действия Израиля, все равно решил написать такую статью о ситуации на Украине, чтобы хотя бы для себя определить и сформулировать отношение к происходящим там событиям. У меня по ситуации вокруг этой страны накопилось много вопросов, на которые не то что нет однозначного ответа, но есть многовариантность ответов на каждый их них.

На херсонском направлении СВО ВС РФ. Фото из открытых источников.
На херсонском направлении СВО ВС РФ. Фото из открытых источников.

Почему боевые действия на Украине не отличаются высокой интенсивностью в сравнении с тем же Ближним Востоком?

Вариантов ответа три: первый – недостаточность сил и средств для ведения интенсивных боевых действий в целях скорейшего разгрома Украины; второй – значительный по площади театр военных действий, не позволяющий вести бои высокой интенсивности на всем своем протяжении, третий – российское политическое руководство и военное командование не стремится интенсифицировать боевые действия, преследуя геополитические и макроэкономические цели. Каждый из этих вариантов ответа имеет аргументы в свою пользу.

Первый вариант (условно назовем его «либеральным») предполагает констатацию материально-технической, технологической, ресурсной и прочей отсталости России, примитивно сводящийся к формуле: для скорой победы над Украиной необходима 3-миллионная действующая армия, однако Россия не может ее сформировать, так как нет запасов вооружения, боеприпасов, обмундирования и прочего военного имущества. Отчасти такая точка зрения верна, если посмотреть на то, как по всей стране волонтеры поставляют в войска авто- мототехнику, электрогенераторы, бензопилы, маскировочные сети, белье и прочие бытовые мелочи, не говоря уже про квадрокоптеры и противодроновые ружья. Очень похоже на то, как Россия зимой 1915 года в условиях Первой мировой войны покупала для нужд армии у Японии 1 миллион лопат и 300 тысяч топоров.

Второй вариант (условно назовем его «географическим»), который отчасти перекликается с первым, так как линия фронта обладает значительной протяженностью и проходит по очень сложным рельефам и городской застройке, дающим существенные преимущества обороняющимся, поэтому российские войска, взяв курс на истощение противника и его союзников и находясь в стратегической обороне на удобных для этого позициях, играют, как говорят в спорте, «вторым номером», особо не торопятся переходить в наступление, стремясь по максимуму измотать и обескровить противника. Судя по всему, с данной задачей они справляются весьма успешно, параллельно получая возможность накапливать людские и материальные резервы и прочие ресурсы, планомерно готовясь к переходу в стратегическое наступление.

При этом надо учитывать, что сейчас практически повсеместно украинские войска вплоть до Краматорска находятся на господствующих над местностью водораздельных холмах, разделяющих между собой водосборы притоков Днепра, сбить с которых их будет непросто, но если это случиться, то далее – вплоть до Киева – будет открытая степь, выстроить на которой мало-мальски пригодную линию обороны будет невозможно. Полное освобождение Донбасса автоматически будет означать военный крах Украины, именно поэтому там сейчас идут перманентные ожесточенные бои. Донбасс – это ключевой театр военных действий, победа на котором определит всю судьбу СВО ВС РФ на Украине.

Вариант третий (условно назовем его «политическим») определяется таким сценарием развития событий, который предполагает умышленный отказ российского военно-политическое руководства от быстрого разгрома Украины, хотя для этого имеются в достаточной мере силы, средства, ресурсы и возможности. Объясняется он только одним геополитическим резоном: в случае скоротечного поражения Украины и выхода российский войск западнее Днепра или, тем более, на ее западную границу, будет неизбежным столкновение российской армии с армиями стран НАТО, поскольку руководство альянса не переживет такого военно-политического поражения. То есть российское руководство целенаправленно и методично приучает пресловутый «коллективный Запад» к мысли не только о невозможности его победы в прокси-войне против России, но и о неизбежности поражения Украины, последствием чего для Европы станет масштабный политический и экономический кризис. Иными словами, сейчас Кремль ведет масштабную войну нервов в надежде на внутренние катаклизмы в стане своих противников.

Погромы во Франции 1 января 2024 года, Фото из открытых источников.
Погромы во Франции 1 января 2024 года, Фото из открытых источников.

Когда закончится СВО ВС РФ на Украине?

Какой из трех перечисленных ранее вариантов не был бы верен (а может быть из них не верен ни один), общий прогноз на их основании может быть только один: при существующей интенсивности боевых действий СВО ВС РФ на Украине может и, скорее всего, будет продолжаться еще долго, практически до того момента, когда формула «война против России до последнего украинца» реализуется в реальность окончательно. И тогда наступивший 2024 год точно не будет последним военным годом. В пользу этого говорят два резона, принципиально выгодных для России.

Первый резон (условно назовем его «макроэкономическим») заключается в ожидании или в ставке Кремля на экономический коллапс Европы или группы стран из ее состава. Сейчас в Старом Свете складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, война всегда и везде является стимулом роста экономического производства, но сейчас, с другой стороны, он ограничивается уходом из Европы российских энергоресурсов и их замещением топливом их других регионов мира – более дорогим и в меньших объемах. Это автоматически влечет за собой увеличение стоимости военной продукции, общий рост военных расходов для стран европейского континента, баланс которых с государственными доходами установится еще не скоро. В отдельных странах Старого Света уже открыто говорят не только о рецессии, но уже и об деиндустриализации, которая может стать триггером производственного и технологического коллапса наднационального или субконтинентального масштаба.

России, насильственно отлученной от европейских рынков энергоресурсов, такой сценарий развития событий выгоден, поскольку без какого бы то ни было агрессивного участия с ее стороны Европа сама медленно, но неизбежно сползает в экономическую стагнацию с последующей на ее основе социальной турбулентностью на фоне экономического кризиса. И для того, чтобы иметь возможность через пару лет наблюдать почти что шпенглеровский «закат Европы» никаких усилий для этого прикладывать не надо, достаточно только поддерживать на Украине боевые действия средней интенсивности сродни тем, которые ведутся там сейчас.

Международный экономический форум "Россия - Африка" (СПб, 2023). Фото из открытых источников.
Международный экономический форум "Россия - Африка" (СПб, 2023). Фото из открытых источников.

Резон второй (условно назовем его «геополитическим») заключается в том, что СВО ВС РФ на Украине породило поляризацию мира, – на тех, кто Украину поддерживает политически, дипломатически, финансово или поставками вооружений (всего 54 страны), и тех, кто ее никак не поддерживает (остальные 140 стран мира). То есть мир объективно перестал быть однополярным, к чему, собственно, и стремилось политическое руководство России, хотя война вокруг Украины – это далеко не единственный фактор такого размежевания. При этом сторонники Украины объективно и неизбежно ослабевают, так как несут связанные с ее поддержкой перманентные издержки репутационного характера (дескать, поставили не на ту лошадь, которая все равно не выиграет забег, несмотря на все анаболики и стероиды), тогда как ее «несторонники» никаких издержек не несут, а поэтому, как минимум, не ослабевают и даже, пользуясь ситуацией, начинают сводить свои старые исторические счеты со сторонниками Украины (как это произошло, например, в отношениях между Нигером и Францией), от чего реноме последних страдает еще больше. Поэтому чем дольше будет продолжаться СВО ВС РФ на Украине, тем больший политический ущерб понесут ее сторонники, причем не только от действий (бездействия) России, но и параллельных околоукраинскому конфликту политических процессов в мире, с ним никак формально не связанных.

Союзники Украины, являющиеся также ее спонсорами, без обиняков заявляют, что ее способность сопротивляться «российской агрессии» напрямую зависит от осуществляемых ими поставок вооружений и финансовой помощи, составляющей на 2024 год половину государственного бюджета этой страны. То есть Украине не продержится на фронте более недели и не просуществует более полумесяца в качестве государственного образования без получения всесторонней внешней помощи. А поэтому внешняя помощь Украине будет продолжаться до того момента, как ее существование перестанет быть выгодным ее спонсорам, так как шансов на ее военную победу над Россией не и не было в принципе. При этом украинский вопрос является принципиально существенным для тех ее союзников, в которых на 2024 год намечены президентские и парламентские выборы, поскольку благополучие и политические перспективы правящих там элит напрямую зависят от успехов их украинских протеже на поле боя. И поэтому они будут их поддерживать до своего переизбрания или хотя бы до голосования в своих странах.

Главным бенефициаром или выгодоприобретателем из конфликта на Украине являются США, выборы президента которых состоятся в ноябре 2024 года. А поскольку администрация Джорджа Байдена является его инициатором и конструктором, то поражение подконтрольного ей правительства Владимира Зеленского ранее этого срока будет для нее очень большой головной болью, так как в этом случае придется объясняться избирателям, почему помощь киевскому режиму оказалась безрезультатной и неэффективной, а вся политика на восточноевропейском направлении – провальной, как ранее это было в Афганистане. Поэтому нынешним властям в Вашингтоне кровь из носу надо дотянуть при нынешнем уровне интенсивности конфликт на Украине до конца 2024 года, дабы он вдруг не оказал пагубного влияния на внутриполитическую ситуацию в самой Америке.

И если все мои допущения верны, то ожидать окончания СВО ВС РФ на Украине до конца 2024 года не приходится, причем этот сценарий ситуационно выгоден и Белому дому, и Кремлю, хотя в силу принципиально разных причин и резонов. Хотел бы ошибаться, но, похоже, не получается.

Карта СВО ВС РФ на 1.01.2024. Фото из открытых источников.
Карта СВО ВС РФ на 1.01.2024. Фото из открытых источников.

Ждать ли российского наступления на Украину в 2024 году?

Если верить сводкам МО РФ о ходе СВО, то на линии фронта наблюдается разнонаправленная активность противоборствующих сторон, когда на одних участках несколько большую активность проявляют украинские, на других – российские военнослужащие. При этом прослеживается вполне конкретная тенденция: украинские войска продолжают поддерживать активность именно там, где не достигли или достигли минимального успеха летом 2023 года во время широко разрекламированного контрнаступления, не достигшего не только стратегического, но даже тактического успеха. Из этого следует вывод, что у командования ВСУ не было и нет плана «Б» на случай провала плана «А», то есть плана так называемого «контрнаступа» через Токмак на Мелитополь и Бердянск. Этот факт в очередной раз доказывает, что общее руководство ВСУ осуществляют далеко не те люди, кто носит генеральские погоны этой армии, которые только обеспечивают выполнение выделенными им странами НАТО ресурсами за них разработанных стратегических и оперативно-тактических планов без права их корректировки.

На тех участках, где давления со стороны украинских военных нет, российская армия ведет планомерное инженерно-саперное наступление, последовательно уничтожая и захватывая полевые укрепления противника, практикуя вклинивания и фланговые охваты позиций врага по широкому фронту в наиболее удобных для этого с точки зрения рельефа местах, как бы вороша и растаскивая их в стороны. Такая методика наступления позволяет сохранить живую силу, эффективно вести инженерную разведку и контрбатарейную борьбу, но осуществляется неспешно с обязательным переоборудованием уже занятых позиций.

Российские и западные источники практически единодушны в оценке российского военного потенциала на Украине: в третьем и четвертом эшелонах ближайших тылов СВО сейчас имеется до 300 тысяч обученных добровольцев-контрактников МО РФ, а также до 50 тысяч проходящих подготовку и слаживание бойцов ЧВК, заключивших контракты с МО РФ. Эти люди явно не вошли в число 460 тысяч ранее объявленных российских военнослужащих, находящихся в зоне СВО ВС РФ на Украине. Из чего можно сделать вывод о том, что российская сторона обладает значительным людским потенциалом и продолжает наращивать технические средства ведения войны, что указывает на реальную возможность собрать к лету 2024 года полумиллионную ударную группировку, способную решать задачи стратегического наступления, как только для этого сложатся благоприятные природные условия. Следовательно, российское наступление летом 2024 года возможно и даже вероятно, так как для него имеются все ресурсы, но когда оно случится и случится ли вообще, это будет зависеть от военно-политического руководства страны и командования армии.

"Уралвагонзавод" - производство новых танков. Фото из открытых источников.
"Уралвагонзавод" - производство новых танков. Фото из открытых источников.

Украинские военное командование и стоящие за его спиной натовские планировщики прекрасно понимают, будучи военными профессионалами, что перевес в силах и средствах все более переходит к России, и чтобы этого не допустить и предотвратить концентрацию сил и средств в каком-то конкретном месте, необходимо растянуть линию фронта, заставив российские войска помимо уже имеющихся шести оперативно-тактических направлений, названия которых мы каждый день читаем в сводках МО РФ, открыть два или три новых, перенаправив на них войска, подготавливаемые к генеральному наступлению. Самым удобным для этого местом является район Белгорода и Харькова, расстояние между которыми равно 80 километрам. Именно с этой целью регулярно обстреливаются Белгород, Шебекино и иные населенные пункты области, включая ракетный удар по ее областному центру 30 декабря 2023 года. Главное, к чему стремится командование ВСУ, – спровоцировать любыми способами штурм российскими войсками Харькова с его 5-миллионным населением, что затянет околоукраинский конфликт при его нынешней интенсивности на годы, если не на десятилетия.

Российский Генеральный штаб прекрасно понимает это и не ведется на провокации, тем более уроки истории Великой Отечественной войны, когда город из рук в руки переходил четыре раза, учат, что нет смысла его оборонять или штурмовать, так как он может быть легко окружен, а его гарнизон – блокирован (советские и германские генералы прекрасно понимали это, а поэтому всегда отводили свои войска из Харькова при минимальном арьергардном прикрытии). Ключ к победе в СВО ВС РФ на Украине – это освобождение Донбасса до Краматорска, о чем мы уже говорили выше, после чего оперативные направления для наступления будут открыты во все стороны: на север – на Харьков и Сумы, на запад – на Киев, на юг – на Херсон. 2024-й станет годом битвы за Донбасс, по итогам которой решиться судьба СВО и Украины в целом.

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась эта статья. Прочитал сам - порекомендуй товарищу!