Как я уже писал в рассказах про выбор места учебы для младшей дочери, потенциальными странами для обучения мы рассматривали Австрию, Германию и Россию. Ну вот дошла очередь рассказать и про то, как это происходило в России.
Напомню, что с направлением обучения мы определились еще в 6-7 классах – химия и биология. И, как мне представлялось, исходя из моего опыта работы в фармотрасли, имело смысл подумать о выборе специальности, связанной именно с фармацевтикой. Если более точно – в фармацевтической промышленности. И, соответственно, университета, который готовит для нее специалистов.
Задача, с одной стороны, простая. Практически любой специалист, работающий в фарме назовет вам несколько наиболее востребованных специальностей и несколько университетов, имеющих хорошую школу и традиции.
Собственно, с этого я и начал. Опросил несколько знакомых директоров и руководителей подразделений фарм.компаний. Все сходились примерно в одном – самая основательная подготовка специалистов для фарм.производства – это Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет. Готовит он специалистов на Факультете промышленной технологии лекарств по специальностям 1) химическая технология 2) биотехнология, на Фармацевтическом факультете по специальностям 1) Химия 2) Товароведение 3) Фармация.
Все вроде довольно просто и понятно. Если совсем упрощенно, то Факультет промышленной технологии готовит технологов для промышленных предприятий, Фармацевтический факультет провизоров для аптек, сотрудников лабораторий контроля качества, ну и по всему, что связано с обращением лекарственных средств.
Дальше пошли по накатанному по Финляндии пути. Договорился в СПХФУ и отправил младшую дочь в сопровождении средней познакомиться с университетом. Если точнее, с одним из его научных подразделений - Центром экспериментальной фармакологии, который включает лабораторию фармакологических исследований и виварий. И где проводят доклинические испытания лекарственных средств, исследования токсичности и специфической активности соединений. Рассказали там все хорошо и основательно, но, как потом сказала дочь, особенно увиденное ее не зацепило. Кроме всего прочего, в памяти остались запахи вивария и старое здание. Но это была первая встреча с СПХФУ. Вторая состоялась через год, когда дочь оказалась там как финалист межрегионального конкурса Российской школы фармацевтов. Но об этом позже.
Следующим этапом погружения в профессию стала экскурсия на фармацевтическое предприятие. Как вы, наверное, знаете можно выделить два вида лекарственных средств: фармацевтические субстанции и готовые лекарственные средства. Как правило, производство химических фармацевтических субстанций – это такой, достаточно грязный процесс, если не брать его финальные стадии. Эстетики в нем довольно мало, как и пользы для здоровья. Ну вот дочь прошла с руководителем такого производства по всем стадиям. Посмотрела, послушала, надышалась химии и составила полное представление, как это все происходит.
С производством готовых лекарственных средств все было гораздо симпатичнее. Тут уже халаты, шапочки, чистые зоны, сверкающее оборудование. Руководитель производства, женщина уже в возрасте, рассказала, как в свое время увидела фильм производства ГДР, где главная героиня работала на фарм.предприятии. Он произвел на нее большое впечатления, и она решила стать фармацевтом. И стала. Рассказала она подробнейшим образом про весь процесс производства от поступления сырья до отгрузки готовой продукции. Естественно, прошли по всем производственным и складским помещениям. Дочь была чрезвычайно впечатлена ее компетенцией. Было понятно, что это руководитель старой закалки, который досконально знает работу каждого сотрудника и, при необходимости, может заменить его на рабочем месте. Но, между прочим, и здесь проскочила информация, что работа на производстве готовых лекарственных средств также не всегда безобидна. Приходится работать с веществами разного класса опасности, потому случаи всякие бывают. Так что и аллергии могут возникать и прочие всякие нежелательные проявления. И с этой точки зрения может быть наименее опасное подразделение на фарм.предприятии – это подразделения контроля и обеспечения качества. Ну если не брать, конечно, подразделения типа закупки, маркетинг, IT, финансы и т.п. В общем, достаточно полное представление у дочери, что такое химико-фармацевтическое производство, сложилось.
Как я уже упомянул, на волне погружения в профессию дочь поучаствовала в конкурсе старшеклассников Российской школы фармацевтов, который организует СПХФУ и АО «Медико-биологический научно-производственный комплекс «Цитомед». Тут надо сказать, что с «Цитомедом» я познакомился в свое время в довольно неожиданном месте. В 2014 году была организована поездка в финскую Лаппеенранту для представителей российских компаний, работающих в сфере фармакологического производства и биотехнологий «с целью выявление новых возможностей по выходу на Европейские рынки».
В программе посещения был визит на завод, построенный в Финляндии компанией «Цитомед». Это было довольно странно. Обычно иностранцев зазывали делать инвестиции и строить заводы в России. А тут все наоборот. У нас вот что, земли не хватает? Естественно, мы с любопытством выслушали руководителя Cytomed OY, который рассказал, что его побудило строить завод в Финляндии
Причин оказалось несколько. Главная – предсказуемость. Финны делают то, что обещают. В России они несколько лет ждали, пока им обеспечат обещанную инфраструктуру на выбранном земельном участке. Наконец, ждать устали. Когда оказались в Финляндии, то зашел разговор о строительстве завода. Финны предложили построиться у них, рассказали все условия, какие льготы для инвесторов. Обозначили сроки, в течение которых готовы обеспечить всю инженерную инфраструктуру. И в последующем эти сроки четко исполнили. Ну и надо ли говорить, что никаких усилий, чтобы «порешать» те или иные вопросы предпринимать не пришлось. Еще одним неожиданным моментом оказалось, что стоимость электроэнергии для предприятий в Финляндии оказалась прилично ниже, чем в России.
Потом мы поехали на сам завод. Выглядел он довольно странно по российским понятиям. Но вполне привычно по финским. Симпатичные корпуса среди деревьев. Издали скорее похоже на какой-то санаторий или базу отдыха. На тот момент завод только получил лицензию и находился еще в стадии подготовки к регулярной работе. Пообщались с персоналом. Это были специалисты из России. Спросили, что их привело в эту финскую глухомань. Поскольку даже да Лаппеенранты расстояние около 30 км. На что нам сказали, что до российской границы тут несколько километров, а до Санкт-Петербурга на машине добираться 2,5 часа. Сел и поехал. Места здесь красивые. Леса, озера. Всем приезжим специалистам дали по коттеджу. Предприятие современное, зарплата хорошая. Что еще человеку надо для счастья?
Вот вспоминаю это и думаю: "Как же все было иначе в прошлой жизни! Ну вот кто мог ожидать, что финны и прочие европейцы вместо того, чтобы с пониманием отнестись к стремлению нашей страны обеспечить свою безопасность, заняли такую совершенно неразумную и недружественную позицию?" Но ничего, ответят нам финны за «Цитомед». В России, между прочим, работало около 900 предприятий с участием финского капитала. Так что тут ответить нам есть чем.
Да, но вернемся в Санкт-Петербург. Финальная часть конкурса проходила как раз в СПХФУ. Состояла она из теоретической части и практических заданий, когда надо было опытным путем определить вещества. Все так живо, интересно. Кроме, собственно, конкурса была еще и экскурсия по университету. Кстати, тогда призом для 3-х победителей в конкурсе являлось бесплатное обучение в СПХФУ или именная стипендия от «Цитомеда» в размере стоимости обучения при поступлении на бюджет. А для финалистов +10 баллов к ЕГЭ при поступлении в СПХФУ. Победителем дочь не стала, но, как финалист несколько баллов к ЕГЭ заработала.
Кстати, случился там еще один интересный момент. Программа предусматривала посещение завода «Цитомед» в Санкт-Петербурге. Ну вот повели конкурсантов по заводу. «Вот сюда-, рассказывает сопровождающий-, поступает сырье. Что с ним делают?». Все молчат, дочь отвечает. Ну и так по всем этапам. «Вот это что за оборудование?» Все молчат, дочь рассказывает. Ну это, как вы поняли, это после ее визита на производство. В конце экскурсии сопровождающий был чрезвычайно удивлен, что дочь - школьница. Он принял ее за одного из организаторов конкурса. В общем, результат поездки оказался вполне позитивным. С университетом познакомились, в качестве проведенной профориентационной работы убедились, дополнительные баллы для поступления получили.
Надо сказать, что кроме СПХФУ периодически в положительных отзывах и высоких рейтингах по фармацевтике мелькал еще Первый Московский государственный медицинский университет им И.М.Сеченова. Специальностей в этой и смежных областях здесь было несколько: фармация, биотехнология, медицинская биотехнология, медицинская биохимия, биоинженерия и биоинформатика. Ну и как-то, столкнувшись на одном из мероприятий с руководителем одной из программ, я договорился об экскурсии в университет. Приехали. Все солидно, респектабельно. Стали беседовать с женщиной на факультете Фармация, которую нам выделили в качестве сопровождающей. Та стала расписывать плюсы обучения. Которые как-то сводились к тому, что учиться не сложно, после окончания можно устроится в какое-нибудь приличное ведомство, типа Росздравнадзор, выйти замуж, родить детей и жить спокойной семейной жизнью. А что еще нужно для девочки? Аргументы были вполне имеющими право на существование. Если университет – это способ устроиться в жизни, то Сеченовка выглядела очень достойным вариантом.
Но так уж, для полноты картины, мы попросили показать нам лаборатории. И дама предложила посмотреть лабораторию разработки новых лекарственных средств. Мы с радостью согласились. Потому как R&D в российской фармацевтике вещь не очень распространённая. Располагалась лаборатория в соседнем большом корпусе. И тут случился казус. Наша сопровождающая заблудилась и никак не могла найти эту гордость Сеченовского университета. Наконец, отчаявшись, она подошла к охраннику и тот объяснил, где разрабатывают лекарственные средства. Ну это объяснимо. В нашей стране именно специальные службы должны обладать и обладают всей полнотой информации о разных видах деятельности предприятий и организаций.
В общем, привела она нас в лабораторию, познакомила с руководителем, довольно молодым мужчиной, и мы с ней распрощались. Ну и руководитель стал нам рассказывать, как и что они разрабатывают. А надо сказать, что у нас на предприятии есть отдел НИР и такой, вполне серьёзный, так что процесс этот я в целом неплохо представлял. Ну и, в частности, что процесс от начала разработки до регистрации лекарственного средства довольно длительный и финансово затратный. Ну и стал задавать вопросы, как удается пройти все этапы этого нелегкого пути. И тут стало понятно, что не очень получается. По разным причинам. Оказалось, что наш собеседник в свое время работал в рамках какой-то программы в Швеции. Ну вот он рассказал примерно следующее. «Представляете, веду я там какой-то эксперимент. И понадобились мне какие-то реактивы. Я в компьютере делаю заявку и, как правило, в течение 1-2 дней они у меня на столе. А тут я должен запланировать все закупки на год вперед. Все это должно через тендер пройти. А если я что-то не учел, то уже через год только можно получить. Ну или как-то неофициально пытаться вопрос решить. Ну какие при таком подходе могут быть разработки? Пытаемся, конечно, по договорам с предприятиями работать. Что-то получается, но это такие, фрагментарные работы.» Ну, собственно, ситуация понятна. Дело тут не в университете, а как в том советском анекдоте, когда сантехник пришел ремонтировать батарею в Обком КПСС. Посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо». За что был посажен, как диссидент.
Пошли мы по лаборатории. Оснащение приличное. А вот людей как-то не видно. Так, 1-2 человека. Ну я вспоминаю R&D центр в австрийском Граце и интересуюсь, а работают ли здесь студенты. И, вообще, где прочие многочисленные исследователи. Получаем ответ, что да, работают вообще-то. Но вот сейчас некоторое затишье, поэтому народа и нет. А время, надо сказать, было вроде не отпускное и какое-то движение вполне могло происходить. Впрочем, может уже все закупленные по плану реактивы оказались к тому времени израсходованными, так что смысла особенного торчать в лаборатории и не было. В общем, возникли у меня некоторые сомнения, что в ближайшее время российские университеты догонят и перегонят зарубежные в этой области.
Сразу оговорюсь, что мои наблюдения – это сугубо субъективные впечатления, возникшие в результате краткосрочного посещения. И еще раз хочу упомянуть, что в рейтингах программ по фармацевтике Сеченовский университет занимает, как правило, первое место.
Тем не менее, пока жизненная дорога заворачивала в сторону СПХФУ. Но тут мной была допущена одна стратегическая ошибка. Я посчитал, что на всякий случай нужно иметь несколько вариантов для поступления. И что надо почитать отзывы студентов и выпускников об обучении. По этому поводу вспоминаю одну давнюю историю еще перестроечных времен, которая мне запомнилась. Тогда был очень популярен владелец одного брачного агентства. Он как-то особенно удачно помогал устраивать браки. Ну и корреспондент спрашивает у него, в чем секрет его успеха. Тот отвечает, что большинство свах делает большую ошибку. Вот приходит мужчина и говорит, что хочет найти спутницу жизни. Ему предлагают несколько вариантов. И человек теряется, у одной вроде такие достоинства, у другой другие. В общем, в итоге бедолага машет рукой и не выбирает вообще никого. «Я же, - говорит устроитель счастливых браков, - предлагаю всегда один вариант. И говорю, что именно эта женщина есть та единственная, которая ему нужна. То же говорю и женщине. Знакомлю, они начинают общаться с установкой, что нашли самого подходящего партнера, и в итоге все благополучно складывается».
Но я пренебрег этой мудростью и решил посмотреть дополнительные варианты, потому как при подаче документов можно заявиться в 5 университетов, да и еще на несколько программ в каждом. Ну и решил пробежаться по отзывам студентов. Сами понимаете, что это такой очень неоднозначный способ выбирать университет. Вот попробуйте расспросить разных друзей и знакомых вашего потенциального спутника жизни о его/ее достоинствах и недостатках. Да еще и тех, с кем он или она расстались. Как думаете, сохранится ли у Вас представление о нем, как о принце на белом коне, или, соответственно, Золушке? Но сделанного не воротишь. Начал читать отзывы про СПХФУ.
Ну вот часть одного из них: «Вуз сложный. Прежде, чем поступать сюда, нужно десять раз подумать, а действительно ли вы хотите именно этого, готовы ли отдать пять лет (для провизоров) или четыре года (для всех остальных) своей жизни на очень плотную и не всегда легкую учебу. Отсиживаться не получится, придется пахать. Свободное время после аудиторных занятий почти всегда забито изучением материала и подготовкой заданий. Иногда за день-два нужно вызубрить страниц 30 текста из методички. Ходить на отработки придется в любом случае, даже если вы семи пядей во лбу…»
Ну или вот другой: «Не скажу, что каждый сможет выдержать такое даже, скажем, человек с явным интересом и наклонностями к данной сфере, такое не для каждого. К сожалению, университет не выпускает специалистов, а даёт только базу и учит приспосабливаться к системе; несмотря на перегруженность программы множество предметов, к сожалению, лишь зачетные единицы, где даже при какой-либо заинтересованности из-за простой нехватки времени, ты физически не можешь изучать чуть больше, так как задания у тебя висят, которые нужно сдать. Поэтому ты выполняешь на автомате все, что нужно для зачёта и идёшь делать все для другого.»
У знакомой дочь поступила и закончила СПХФУ. Они не из Питера, дочери сняли квартиру. Я поинтересовался почему она не жила в общежитии. Ответ дочери был такой. «В общежитии я не жила, так как условия были, мягко говоря, отвратительные и кроме того, не было мест. Общежитие коридорного типа с 3-мя людьми на 13-15 кв.м в одной комнате на проживание, с ОДНИМ душем и туалетом на все общежитие в полуподвальном помещении, кухня одна на этаж, с тараканами и беспределом коменданта. Это описание общежития на петроградской (самое ближнее к университету), там жили мои одногруппники.
Есть общежития ещё рядом с метро Пионерская (там же находится университетская библиотека, что очень неудобно). Про это общежитие известно, что туда заселяют индусов, арабов, китайцев, и по рассказам других сокурсников соседство с ними крайне неприятно из-за посторонних запахов, мусора и "особых культурных привычек.»
В общем, как-то будущая семейная жизнь дочери в СПХФУ перестала казаться счастливой и радостной. Может жених и основательный, и семья крепкая, но получалось, что вставать и ухаживать за скотиной придется с раннего утра, а заканчивать с домашними делами поздним вечером. Да и жених к нежностям особо не склонен, жену держать в строгости будет. Так что будет наша дочечка, как Катерина в «Грозе», лить горючие слезы, вспоминая жизнь дома. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.» А слезы эти известно чем закончились.
Но все-таки была надежда, что есть такие университеты, в которых студентам жить хорошо. Стал читать, выискивать. Начитался, конечно, всякого. Где учат плохо, где преподаватели-самодуры, где из-за одной физкультуры повеситься можно, где материально-техническая база, как при царе Горохе, где-то учеба по принципу идет «не подмажешь-не поедешь». С общежитиями, опять же, отдельный вопрос.
Но, тем не менее, обнаружилась еще пара университетов по интересующим нас направлению с вполне позитивными оценками – РТУ МИРЭА и РХТУ им Менделеева. Вы, кстати, знаете историю РТУ МИРЭА и, вообще, что это за ВУЗ? Аббревиатура буквально расшифровывается так: Российский технологический университет - Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. На определенном этапе он возник, как объединение 3-х университетов: МИРЭА, МГУПИ (Московский государственный университет приборостроения и информатики) и МИТХТ (Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова). Последний, кстати, ведет свою историю с Московских высших женских курсов, открытых в 1900 года. В их состав первоначально входили два факультета: историко-философский и физико-математический. На последнем вскоре были открыты два отделения: математическое и естественное, а через несколько лет ещё два — медицинское и химико-фармацевтическое. В 1918 году они были преобразованы во 2-ой Московский государственный университет. В 1930 году 2-й МГУ был реорганизован в три самостоятельных института: медицинский (ныне РНИМУ им. Пирогова), педагогический (ныне МПГУ) и химико-технологический (МИТХТ).
Я всех этих подробностей не знал (хотя про МИТХТ был наслышан) и был впечатлен. Во-первых, Высшие женские курсы явно давали знак, что для девочек это вполне подходящее место обучение, ну а 2-ой МГУ/МИТХТ свидетельствовали о хорошей школе и основательности обучения по искомому химико-фармацевтическому направлению.
В общем, почитали отзывы, изучили программы обучения, съездили на День открытых дверей, пообщались там в том числе со студентами и пришли к выводу, что это хороший вариант для обучения. Вот, кстати, окончание одного подробного и, в значительной степени, критичного отзыва выпускника МИРЭА. Автор отзыва закончил университет с отличием по направлению «Биотехнология» и был победителем Всероссийской олимпиады по этому направлению:
«Я действительно рекомендую МИРЭА как средний вуз для самостоятельных людей, которые ещё не определились точно с направлением или не хотят столкнуться с академическими объёмами информации. Отчисляют редко, готовы помогать до последнего. В целом, вуз идеален, чтобы получить бакалавриат, раскрыться и к магистратуре уже понять, чего вы хотите от обучения.»
Хочу отметить, что МИРЭА проводит Дни открытых дверей как в обычном, так и в онлайн формате. Проводит очень хорошо. Много содержательной информации по программам обучение, по процедуре поступления и т.д. Аналогично, забегая вперед, могу отметить и работу Приемной комиссии. Все очень четко организовано, оперативная поддержка в случае каких-то проблемных ситуаций. В отличие от многих других университетов очень наглядная картина конкурсной ситуации. У кого-то из студентов в отзыве я прочитал, что он пошел в МИРЭА именно по тому, как там был организован прием. Соглашусь, поступать в МИРЭА легко и приятно.
В общем, по целому ряду параметров мы решили, что РТУ МИРЭА дочери подходит. Единственно, для нас была одна проблема – общежитие. С этим у университета было не очень. В том плане, что его вряд ли было можно получить. Но решили, что как-то решим этот вопрос. Скорее всего, путем съема квартиры или комнаты.
Да, я упомянул, что еще одним университетом, который мы взяли в рассмотрение, стал РХТУ им Менделеева. Такого подробного знакомства, как с РТУ МИРЭА у нас не получилось, но варианты обучения изучили, отзывы почитали. Запомнился один подробный сравнительный отзыв студентки на сайте tabiturient.ru, которая перевелась из Менделеевки в РТУ МИРЭА. «Если МИТХТ развивается, то РХТУ, похоже, теряет былое величие. Но, несмотря ни на что, желаю успехов и процветания обоим ВУЗам!»
Не буду вдаваться в описание других вариантов обучения в различных университетах, которые мы посмотрели. Естественно, анализировали и шансы поступления на бюджет, и стоимость программ обучения и наличие общежитий, и условия проживания. В итоге к концу учебного года у нас был ранжированный список из 5 университетов: 1) РТУ МИРЭА 2) СПХФУ 3) РХТУ им Менделеева 4) Санкт-Петербургский государственный технологический институт. 5) Российский биотехнологический университет (последний вариант просто за компанию, поскольку туда однозначно шла учиться близкая подруга дочери). При этом, надо сказать, что при выборе программ обучения мы отошли от жесткой привязки именно к фармацевтике и стали рассматривать программы по специальностям: химия, химическая технология, биотехнология. Что расширяло возможности трудоустройства по окончании университета и, в тоже время, не закрывало возможность работы в фармацевтической отрасли.
В общем, потихоньку ситуация двигалась к развязке, но прежде, чем она наступила, произошло довольно много неожиданных событий. Но об этом в следующей части.
Р.S. Предвижу ряд критических отзывов по процедуре и результатам выбора. Не сомневаюсь, что найдутся читатели, которые не разделят результаты нашего подхода к выбору университета для последующей работы в фармацевтической отрасли. Буду только рад, если в комментариях критики поделятся своим опытом. И вполне допускаю, что он окажется интересен и полезен для тех, кто будет выбирать себе место учебы.