Найти в Дзене
diletant.media

Русские учёные-самородки

Оглавление

В нашей стране пытливые умы появлялись как-то случайно и вопреки всему. При этом происхождение самородка или его финансовое положение на гениальность ни имели никакого влияния. Ростки таланта сами находили дорогу в жизнь.

Многие ученые и изобретатели были простыми самоучками, которые собственным умом доходили до создания каких-либо механизмов или приборов. Они двигали технических прогресс наравне с именитыми профессорами, получившими блестящее образование.

Паровая машина Ползунова

Одним из таких самоучек был Иван Иванович Ползунов (1728−1766). Он родился в Екатеринбурге в солдатской семье. Отец отдал его в школу при металлургическом заводе, где Ползунов с успехом учился до пятнадцати лет. После чего его взял к себе в ученики главный механик одного из уральских заводов.

Четыре года Иван Ползунов честно отработал подмастерьем, а после начал резко шагать по карьерной лестнице, поражая воображение опытных мастеров своими инновациями и масштабным охватом сфер деятельности завода. Молодой технарь занимался и пилорамой с приводом от водяного колеса, и улучшением сталеплавильного производства. А свободное время он безвылазно проводил в библиотеках при заводах.

1763 год стал временем триумфа Ивана Ивановича. Ему удалось сконструировать паровую машину, мощность которой равнялась 1,8 лошадиным силам. Его разработку, конечно же, быстро внедрили в заводы, где она с успехом применялась на производстве.

Памятник Ползунову в Барнауле. Источник: wikipedia.org
Памятник Ползунову в Барнауле. Источник: wikipedia.org

Считается, что именно Ползунов был первопроходцем в направлении паровых машин. Это не совсем верно. Ползунов первым сконструировал именно двухцилиндровый аппарат, в котором поршни работали на один-единственный вал.

В год своей скоропостижной гибели от чахотки, Ползунов совершил еще более впечатляющий прорыв — он построил машину с гигантским на то время «табуном» лошадиных сил — их было тридцать две.

Тракторостроитель и бизнесмен

Федор Абрамович Блинов (1831−1902) был выходцем из крепостных Саратовской губернии. Обзаведясь вольной, Федор Абрамович начал попытки самостоятельных технический изобретений. Но на это требовались средства, поэтому Блинов свою свободную карьеру начал с бурлака.

Когда с финансами наладилось, Федор Абрамович все бросил и вернулся в родную деревню с весьма далеко идущими намерениями. Он не отказался от мечты «наследить» в транспортной сфере.

В 1879 году он запатентовал свое дебютное творение — «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». «Бесконечными рельсами», кстати, Блинов назвал гусеницы, благодаря которым вся конструкция отличалась весьма солидной проходимостью. А тянуть такой вагон, по задумке, должны были лошади.

Спустя девять лет Федор Абрамович представил модернизированный вагон, который по факту был прототипом трактора. В роли тягловой силы выступали уже не «устаревшие» лошади, а современный паровой двигатель. Трактор Блинова разгонялся до 3,5 км/ч, при этом, он обладал высокой проходимостью и серьезной грузоподъемностью. Это творение сделало изобретателя знаменитым.

Ненужный паровоз

Ефим Алексеевич (1774−1842) и его сын Мирон (1803−1849) Черепановы были крепостными у знаменитых заводчиков Демидовых. Черепанов-старший особенно отличался в машиностроении, за что в 1822 года был поставлен на пост главного механика заводов Нижнего Тагила. Сын пошел по его стопам.

В их совместном послужном списке числится пара десятков паровых машин, чья мощность варьировала от скромных двух «лошадок» и могучего «табуна» в шестьдесят.

Плодом их саморазвития, а также природной остроты ума, стало конструирование паровоза. Правда, он остался всего лишь экспериментальным, из-за того, что ему не хватало мощности. Но уже через год Черепановы смогли улучшить свое детище. Модернизированный паровоз уже мог не только пыхтеть и гудеть, а тащить вагонетки с ценной рудой.

За это Черепановы были удостоены вольной. Но их изобретение в обиход так и не вошло. Вскоре и в Нижнем Тагиле отказались от эксплуатации паровоза. А все потому, что инфраструктура просто не соответствовала технике.

Часы, мост, протез ноги и далее по списку

Иван Петрович Кулибин (1735−1818) принадлежал к купеческому роду, но остался без полноценного образования.

Заявил он о себе в возрасте тридцати двух лет, когда собрал крайне сложные часы, вмонтированные в специальный, яйцеобразный корпус. В этой конструкции одновременно нашли себе место и механизм часового боя, и механический театр, и музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий.

Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого. Источник: wikipedia.org
Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого. Источник: wikipedia.org

Часы сделали Кулибина известным. Вскоре он уже стал возглавлять механические мастерские при Академии наук. Кстати, этот пост Иван Петрович занимал три десятилетия.

Далеко не все его проекты были воплощены в жизнь. Например, уникальный 300-метровый мост через Неву не стали строить просто из-за банальной нехватки бюджета.

А вот протез ноги Академия наук одобрила. Вообще, из всех трудов Ивана Петровича при царском дворе ценились его «самоходные» — механические куклы, фейерверки да музыкальные шкатулки. И это печалило Кулибина куда больше, чем неудачные проекты. Ведь он-то всю жизнь стремился облегчить труд простых людей.

Подробнее