То, как вы себя слышите, может повлиять на вашу технику
Существует множество способов услышать собственный голос (так называемый «мониторинг»): от богатой акустики в ванной или «сухой» акустики в спальне до наушников или систем мониторинга (система громкоговорителей, используемая на сцене для того, чтобы певцы могли себя слышать). Многим певцам приходится сталкиваться с выступлениями с незнакомой системой мониторинга, и это может вызвать проблемы.
Услышав свой голос в обстановке, к которой вы не привыкли, вы можете подумать, что ваш голос другой, и это заставит вас поверить, что что-то не так. Например, те, кто привык к богатой акустике, подумают, что их голос другой и неправильный, если акустика «сухая». И наоборот, те, кто привык к персональному ушному мониторингу (вроде наушников «in ear»), будут думать, что их голос другой и неправильный, когда слышат его через напольный (сценический) монитор. В равной степени и те, кто привык к громким мониторным системам, сочтут свой голос странным, когда его услышат в акустических условиях. Эти певцы обманываются незнакомым звуком и считают, что с их голосом или манерой пения что-то не так. Они рискуют создать порочный круг; они начинают компенсировать это, меняя звук и технику. Таким образом, они рискуют вызвать зажим, который может привести к охриплости голоса.
Полезно ознакомиться с различными способами слышать свой голос и знать, что можно сделать, чтобы условия наблюдения не ввели вас в заблуждение.
Звук вашего голоса
Аудитория никогда не услышит ваш голос так, как вы. Звук, который вы слышите, когда поёте или говорите, представляет собой смесь внутреннего и внешнего слуха. Звук – это вибрация. Эти вибрации могут распространяться через твёрдые предметы, жидкости и воздух. Это означает, что, когда вы слышите свой голос, вы не только слышите звук, идущий от ваших голосовых связок к ушам по воздуху (т. е. «внешний путь» или «внешний слух»), но вы также слышите звук, идущий к вашим ушам через кости черепа (т.е. «внутренний путь» или «внутренний слух»). Этот внутренний путь называется «костной проводимостью».
Если вы заткнете уши пальцами, звук, доходящий до ваших ушей по воздуху, блокируется, и вы услышите только звук, возникающий в результате костной проводимости. Зритель, очевидно, не слышит звука, проходящего через кость; они слышат звук только через воздух. Поэтому вы никогда не услышите свой голос так, как они (поскольку вы не можете отделить звук от костной проводимости), а они никогда не услышат ваш голос так, как вы (поскольку они не могут услышать звук благодаря вашей костной проводимости).
Только вы знаете, как звучит смесь внутреннего и внешнего слуха, которую вы считаете своим голосом. Вы к этому привыкли и поэтому можете удивиться, когда впервые услышите запись своего голоса. «Ой, это не мой голос, я звучу не так!» Да, именно так – для всех, кроме вас!
Обычно певцу требуется адаптация, чтобы научиться контролировать голос, не сбиваясь с пути из-за недостижимого звука, который есть только у него в голове. Важно осознавать, что слышит публика, когда вы поёте, и учиться в соответствии с этим управлять голосом. Поэтому важно, чтобы вы знали свой голос и могли им управлять, независимо от того, работает внутренний или внешний слух, или и тот, и другой.
Внутренний слух
Певцу полезно научиться использовать внутренний слух, потому что он всегда вам доступен. Многим певцам, если они не слышат себя во время пения, советуют заткнуть ухо пальцем. Этот совет работает, потому что палец приглушает внешний слух и, следовательно, звучание других певцов и инструментов. Внутренний слух теперь доминирует и позволяет вам слышать себя. Однако, если вы не привыкли полагаться на внутренний слух, вы рискуете начать петь фальшиво.
Аналогичная проблема может возникнуть, если вы поёте с берушами. Беруши становятся всё более распространенными в качестве защиты слуха от повреждений, но обычно требуется довольно много времени, чтобы привыкнуть к ним. Использование беруш, на самом деле, означает пение без внешнего слуха, а это означает, что нужно полагаться только на внутренний слух. Обычно это сложно и значительно увеличивает риск того, что вы споёте фальшиво.
Чтобы петь, полагаясь на внутренний слух, необходимо осознавать разницу между тем, что вы слышите (внутренний слух), и тем, что слышит публика.
Чтобы потренироваться петь, полагаясь на внутренний слух:
- пойте, заткнув пальцы в уши;
- пойте, используя беруши.
Запишите своё пение, обращая пристальное внимание на звук своего голоса. Затем воспроизведите запись и обратите внимание на разницу между тем, что вы слышали во время пения, и тем, что вы слышите на записи.
Затем спойте, заткнув уши пальцами или используя беруши, запишите себя и снова осознайте разницу между тем, что вы слышали, когда пели, и тем, что вы слышите на записи.
Внешний слух
Когда вы поёте через микрофон и систему мониторинга, внешний слух значительно усиливается по сравнению с внутренним. Вот почему многие певцы, привыкшие петь акустически, испытывают трудности, когда начинают петь с микрофоном; они не привыкли к странному звуку своего голоса.
Чтобы потренироваться петь, полагаясь на внешний слух во время акустической практики, вы можете попробовать следующее:
- положите две большие книги перед ушами;
- поместите руки, как чашки, за уши;
- пойте, стоя напротив твёрдой поверхности, например, прямо перед зеркалом или окном;
- пойте в миску или суповую тарелку.
Очень важно практиковаться с микрофоном, если вам приходится петь с усилителем, частично для того, чтобы научиться петь, полагаясь на внешний слух, а частично для отработки техники работы с микрофоном. Классические певцы редко используют микрофоны, поскольку он производит звуки, которые обычно отличаются от общепринятого классического идеала.
Чтобы научиться петь, полагаясь на внешний слух:
- пойте, используя микрофон и систему мониторинга;
- пойте, используя микрофон и наушники.
Пойте через микрофон и используйте динамик для мониторинга. На то, что вы слышите, влияет множество факторов, включая выбор микрофона, качество микшера и монитора, эквализацию (т. е. уровни низких и высоких частот), добавление эффектов (например, реверберации, дилея и т. д.), а также акустику помещения.
Поэкспериментируйте с различными настройками эквалайзера и добавьте эффекты к записи, чтобы привыкнуть к разным звукам. Прослушайте запись через наушники, чтобы почувствовать разницу между звуком в наушниках и через систему монитора.
Придерживайтесь своей техники
Независимо от того, насколько странные ощущения вы испытываете и какие типы мониторов вы используете, лучшее, что вы можете сделать – это придерживаться техники, которую вы знаете, с которой УМЕЕТЕ работать, даже если голос звучит не так, как обычно. Вы должны продолжать использовать свою хорошую технику, даже если условия мониторинга плохие. Делая то, что вы обычно делаете, и избегая, например, громкого пения из-за невозможности слышать себя, вы привыкнете полагаться больше на физические ощущения правильной техники, чем на звук. Физические ощущения всегда вам доступны, тогда как звук часто будет отличаться.