С каких произведений, композиторов, стилей следует начать? Какой контекст помогает понять классическую музыку?
Решающее значение для успешного знакомства с классической музыкой имеют четыре фактора.
- Возраст человека.
- Произведения должны быть энергичными, а не медленными, поскольку многие думают, что классическая музыка «заставляет вас засыпать».
- Лучше выбирать конкретные части из композиций, а не целые сонаты, концерты, симфонии, оперы и так далее.
- Некоторые классические композиторы или произведения справляются с указанной задачей (заставляют людей настроить свой слух на классическую музыку) лучше других.
Учитывая вышесказанное, вот подборка произведений с учётом возраста, которая познакомит вас или ваших друзей с классической музыкой.
Возрастной диапазон до 12 лет: «К Элизе» (Бетховен), «На прекрасном голубом Дунае» (Штраус), первая часть «Маленькой ночной серенады» (Моцарт), «Турецкое рондо» (Моцарт), «Liebesfreud» (Фриц Крейслер), первые четыре части «Щелкунчика», особенно Увертюра и Марш (Чайковский).
Возрастной диапазон 13-25 лет: «Времена года» — «Весна» (Вивальди), 1-я и 3-я части 5-й симфонии (Бетховен), 1-й и 5-й венгерские танцы (Брамс), Фантазия для скрипки с оркестром из оперы «Кармен» (Бизе), «Schön Rosmarin» (Фриц Крейслер), «Libiamo ne’ lieti calici» из первого акта «Травиаты» (Верди), «La Donna è mobile» из третьего акта «Риголетто» (Верди).
Возрастной диапазон после 25 лет: к этому возрасту большинство людей уже слышали какую-то классическую музыку, пусть и «непреднамеренно». Таким образом, немного более сложные, но впечатляющие и запоминающиеся произведения справляются с вышеописанной задачей лучше. Итак: первая часть Концерта для четырех скрипок (Вивальди), Прелюдия и фуга №2 из первой части «Хорошо темперированного клавира» (Бах), Третья часть Фортепианной сонаты №17 «Буря» (Бетховен), «Кампанелла» из третьей части Концерта для скрипки с оркестром №2 (Паганини), «Каприс №24» (Паганини), «Introduction et Rondo capriccioso» (Сен-Санс), «Zigenerweisen» для скрипки с оркестром (Сарасате), «O Patria Mia» в исполнении Марии Каллас из третьего акта «Аиды» (Верди).
Видео: «Сен-Санс - Интродукция и рондо-каприччиозо».
Несколько важных замечаний.
- Чтобы полюбить классическую музыку, нужно слушать её внимательно. Послушать её в качестве «фоновой музыки» по радио или во время выполнения какой-либо работы не сработает! Старайтесь слушать музыку в одиночестве, без отвлекающего шума, предпочтительно в выходные, а не в конце утомительного рабочего дня. Решающее значение имеет концентрация с полной отдачей энергии.
- Попробуйте слушать музыку на хорошей аудио системе или, по крайней мере, в приличных наушниках (не в «затычках»). Динамический диапазон и текстура музыкальных ансамблей, а также тембр различных инструментов требуют как минимум высококачественного воспроизведения, чтобы быть воспринятыми.
- Прослушайте каждое произведение не менее трёх раз. Если оно не «заговорит» с вами, не расстраивайтесь. Переходите к следующему. Что-то из перечисленного выше вас обязательно тронет.
Примечание: выбор репертуара выше может быть немного смещён в сторону скрипичных произведений, в чём нет ничего страшного, потому что автор текста играет на скрипке.
По материалам публикации Nicos Hadjicostis (англ.), который представился как «автор и путешественник по миру, всю жизнь слушающий классическую музыку».