Найти в Дзене

Гроул

Оглавление
Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.

Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.

Гроул похож на дисторшн, то есть это «шум». Это эффект, который может передавать различные послания – от преданности до агрессии. Гроул часто используется в традиционном джазе, ритм-н-блюзе и госпеле. Гроул часто звучит как более грубая вариация дисторшна.

Гроул возникает на уровне черпаловидных хрящей/клиновидных хрящей, т. е. на уровне 3 (см. «Различные уровни речевого тракта»). При гроуле надгортанник отклоняется назад и почти закрывает голосовые связки. Это создает глухой и тёмный «прикрытый» звук гроула. Черпаловидные хрящи вибрируют напротив надгортанника, который издаёт перекатывающийся звук. Вместе – это гроул. Как и другие эффекты, гроул необходимо воспроизводить с большой точностью, чтобы избежать неправильного использования голоса.

-2

Певцы, которые используют или использовали гроул

Louis Armstrong, LaVern Baker, James Brown, Whitney Houston, Michael Jackson, John Kay (Steppenwolf), David Lee Roth, Sly Stone, Yma Sumac, Tom Waits, Johnny Winter и Stevie Wonder.

Измените форму речевого тракта чтобы найти гроул

Чтобы найти гроул:

  • сначала слегка приподнимите гортань;
  • потяните заднюю часть языка слегка назад, но не вниз;
  • добавьте тванг, это иногда бывает полезно.

Позиция языка в гроуле

Во время гроула может быть полезно сузить надгортанную воронку. Гроул может ощущаться как втягивание задней части языка назад в горло, как будто вы пытаетесь «проглотить» заднюю часть языка. При этом гортань должна быть поднята так, чтобы создавалось ощущение, будто спинка языка и гортань пытаются встретиться. Важно не опускать слишком сильно заднюю часть языка и не терять тванг. Это вызовет дискомфорт и кашель, а также может даже перенапрячь голос. Итак, сузьте надгортанную воронку, держите заднюю часть языка относительно высоко, а затем «проглотите» язык.

Найдите гроул

Сузьте надгортанную воронку, держите заднюю часть языка относительно высоко, поднимите гортань и попытайтесь «проглотить» язык. Аккуратно сожмите гортань и заднюю часть языка и спойте «ла-ла-ла», подражая Кермиту из «Маппет-шоу» (это еще называют «кнодль» – термин, характеризующий пение с поднятой гортанью и втянутым языком). Почувствуйте, как часто появляется грубый хрип, когда вы тянете язык дальше назад (не вниз!), как будто его нужно «проглотить» ещё сильнее. Этот грубый треск – гроул. Почувствуйте и сохраняйте именно это ощущение и следите за тем, чтобы оно никогда не вызывало дискомфорт или першение. Если вы почувствуете что-то подобное, попробуйте сильнее сузить надгортанную воронку, поднять гортань и заднюю часть языка. Может быть трудно уловить незначительные изменения в положении надгортанной воронки и спинки языка, но при гроуле даже малейшее расслабление задней части языка или потеря тванга может вызывать чувство дискомфорта, особенно на высоких высотах. Если вы почувствуете дискомфорт, остановитесь и начните снова, используя более узкую надгортанную воронку, сильнее поднятую гортань и заднюю часть языка. #246

Спойте ноту в Нейтральном без воздуха на гласной «AH» (как в «far») без гроула. Затем постепенно добавляйте гроул, но следите за тем, чтобы он не вызывал дискомфорт, першение или боли. Обратите внимание, что именно вы делаете, переходя от чистой ноты к гроулу. Усильте то, что вы делаете, чтобы получить гроул, и выясните, где находится гроул и как он ощущается. #247

При покашливании с закрытым ртом гроул часто появляется сам собой. Убедитесь, что вы уменьшили громкость, чтобы не испытывать дискомфорт. Выясните, где расположен гроул и как его добиться. #248

Вы можете сделать звуковую окраску гроула темнее, освободив больше места в ротовой полости, например, приподняв нёбо. Будьте осторожны, чтобы не потерять тванг и не опустить заднюю часть языка. Вы, как и всегда, должны обязательно соблюдать три основных принципа, чтобы избежать зажима (см. «Три общих принципа»). Если вы забудете про основные принципы во время гроула, вы можете почувствовать себя очень некомфортно. Скорее всего, вы начнёте кашлять, и из глаз могут политься слёзы. В этот момент у вас не будет сомнений в том, что гроул установлен неправильно. #249

Найдите гроул через образы и ощущения

  • Представьте, что вы «глотаете» язык, не теряя при этом тванг и не опуская заднюю часть языка.
  • Представьте, что гортань и язык встречаются и остаются склеенными.
  • Представьте, что вы собираетесь проглотить что-то, или вас сейчас вырвет. Ощутите высокое расположение гортани и положение язычка, обратите внимание, как гортань прижимается к задней части языка. Сохраняйте это ощущение во время гроула.
  • Может возникнуть ощущение, будто вы пытаетесь сжать вместе стороны нижней поверхности языка.

Найдите гроул через звуки

Гроул – это тёмный, ворчащий звук, полный перекатывающегося шума. Чем сильнее вы тянете язык назад, тем больше возникает шума (гроула). Не забывайте сохранять тванг и держать заднюю часть языка высоко.

Если вы ослабите давление между задней частью языка и гортанью и немного уменьшите тванг, звук станет светлее, а вокальный звук – более явным. Этот более лёгкий, светлый гроул используют многие джазовые и соул-певцы.

Вы можете попытаться найти гроул следующими способами:

  • Имитируйте Кермита из «Маппет-шоу» #403
  • Подражайте Луи Армстронгу #404
  • Изобразите страшного монстра #405
  • Изобразите эстрадного певца #406
  • Изобразите рычащего льва #407
  • Изобразите ускоряющийся гоночный автомобиль #408

Гроул в режимах

Когда вы найдёте гроул, вы можете решить, в каком количестве вы хотите его использовать. Следите за тем, чтобы не потерять тванг и не опускать заднюю часть языка до такой степени, чтобы это вызывало дискомфорт во время гроула. Затем выберите режим, с которым хотите использовать гроул, и, как и при использовании дисторшна, помните, как важно поддерживать выбранный режим во время гроула. Основа здорового гроула – правильное установление и использование режима. Потренируйтесь добавлять и убирать гроул, не влияя на режим. Вам следует начинать практиковать гроул в том режиме, который вам кажется наиболее простым. Не забудьте сохранять центр режима при добавлении гроула. Отдельные режимы определяют, какой характер будет иметь гроул, как его следует обрабатывать и какой звуковой окрас, громкость, гласные и высоту звука вы можете использовать. Нейтральный с воздухом #253, Нейтральный без воздуха #254, Кёрбинг #255, Овердрайв #256 и Эдж #257.

Гроул и высота звука

Гроул можно использовать во всех частях диапазона. Тем не менее, по мере увеличения высоты звука обязательно сужайте надгортанную воронку и поднимайте гортань ещё больше. Некоторые певцы используют иллюзию высоты звука, когда хотят создать впечатление мягкого гроула на более высоких нотах. Они поют на высоких нотах, затем быстро поют низкую ноту с добавлением гроула, а затем возвращаются к исполнению песни на более высоких нотах. В норме, ухо не воспринимает скачок октав, и создается впечатление, что высокая нота исполнена с гроулом. #258

Гроул и громкость

Громкость гроула может варьироваться от очень малой (pp) до очень большой (ff).

Гроул и гласные

В гроуле можно использовать все гласные, но не забывайте менять гласные, когда вы используете гроул на более высоких нотах. Конкретные режимы определяют, какие гласные в каких частях диапазона можно использовать. Следите за тем, чтобы гласные не опускали заднюю часть языка. Следите за тем, чтобы из-за таких гласных, как «OO» (как в «you»), «O» (как в «woman»), «OH» (как в «so») и «AH» (как в «far»), не уменьшался тванг и не опускалась задняя часть языка, так как это может вызвать дискомфорт.

Гроул и окраска звука

Звуковой окрас гроула обычно темнее окраски дисторшна. Чем больше вы увеличиваете речевой тракт, тем темнее становится окраска звука. В нижней части диапазона гроулу проще придать тёмную звуковую окраску, чем в верхней. В нижней части диапазона можно слегка опустить заднюю часть языка, но не до такой степени, чтобы это вызывало дискомфорт. В верхней части диапазона вам нужно следить за тем, чтобы задняя часть языка не опускалась, так как это затруднит подъём гортани, что, в свою очередь, затруднит достижение высоких звуков и может вызвать дискомфорт. #249

Упражнения на гроул

Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то не так. Обращайте внимание на эти сигналы!

Помните:

  • Вам всегда должно быть комфортно петь.
  • Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
  • Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.

Подражайте лягушонку Кермиту из «Маппет-шоу». Постепенно добавляйте гроул. #246

Попрактикуйтесь добавлять и убирать гроул. #250

Попробуйте гроул на звукоряде из трёх нот вверх и вниз. Начните с A3 для женщин или C3 для мужчин. Транспонируйте упражнение на полтона вверх, а затем вниз. #251

Тренируйте:

Гроул в Нейтральном с воздухом #253

Гроул в Нейтральном без воздуха #254

Гроул в Кёрбинге #255

Гроул в Овердрайве #256

Гроул в Эдже #257

Уберите ноту из мелодии и вместо неё издайте гроул. Затем вернитесь к мелодии. Потренируйтесь пропевать последовательность «нота-гроул-нота» так быстро, чтобы она звучала естественно. #258

-3

Спойте фразу из песни, которой, по вашему мнению, подойдёт гроул. #252

Чем меньше вы сужаете надгортанную воронку, тем более сдержанным становится гроул. Чтобы использовать небольшое количество гроула, требуется особый контроль. Потренируйтесь, насколько тихий гроул вы можете добавить к голосу.

Предостережения

Если какое-либо из упражнений вызывает дискомфорт, першение или ощущение царапин в горле, это обычно происходит из-за того, что вы потеряли тванг или опустили заднюю часть языка, то есть вы издаёте гроул слишком глубоко в горле. Сильнее сузьте надгортанную воронку, держите заднюю часть языка высоко, поднимите гортань, «проглотите» язык и поддерживайте давление между задней частью языка и гортанью.

  • Следите за тем, чтобы во время гроула всегда присутствовал тванг.
  • Старайтесь не опускать заднюю часть языка на высоких нотах во время гроула.
  • Соблюдайте три основных принципа здорового использования голоса, чтобы избежать зажима и повреждения голоса.
  • Старайтесь не потерять тванг, используя слишком тёмный звуковой окрас.
  • Следите за тем, чтобы не потерять тванг из-за использования «задних» гласных «ОО» (как в «you»), «О» (как в «woman»), «ОН» (как в «so») и «AH» (как «far»).
  • Убедитесь, что тванг не теряется при поднятии нёба.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK