Согласно УК РФ за абсолютно любое преступление осужденный может не отбывать лишение свободы до конца тремя основными способами:
1 Замена неотбытой части наказания принудительными или исправительными трудовыми работами.
2 Смягчение строгого или общего режима на колонию-поселение.
3 УДО.
Но такие привилегии почти в 100% случаях получают люди, совершившие особо тяжкие преступления. Остальной спецконтингент просто не подает ходатайство, потому что отсиживается в СИЗО (ведь у них каждый день в Следственном Изоляторе это 2 или 1.5 на лагере). Но и с теми, кто обращается в суд, не все так гладко.
Для начала стоит разобраться в том, на что обращает внимание судья, рассматривая прошение. Разумеется, это трудоустройство, отношение к учебе, активное участие в культурно-массовых мероприятиях, ну и самое главное - характеристика. Она бывает положительной или отрицательной, и в ней указывается количество поощрений, взысканий и водворений в карцер. И тут кроется главный подвох - чтобы ходатайство было одобрено, необходимо чтобы поощрений было не меньше взысканий, да и карцеров должно быть немного (лучше всего 0).
Но испортить себе статистику можно очень легко - не пойдя на обед, опоздав на режимное мероприятие, или держав руки в карманах. За месяц можно нахватать больше 30 нарушений и почти за каждое уехать в штрафной изолятор. Прибавить к этому то, что нарушение зэк может получать с первых дней заключения под стражу. А для того, чтобы заработать одно единственное поощрение, зэку требуется целый квартал пропетлять без нарушений и упорно трудиться. Есть еще внеочередные бонусы, но и их выдают пару раз в год.
Конечно, напрашивается логический вывод - не нарушай и хорошо трудись. Но подобное понимание приходит к осужденному слишком поздно. Первое время он в шоке от тюрьмы и надеется, что его не осудят. А все это время блатные промывают мозги - домой пораньше стыдно, лучше в ШИЗО, это престижно. У тебя срок большой (а у особо тяжких он, действительно, огромной), какое тебе "сорваться", думай лучше как мужиков на "крытой загреть". А подобная пропаганда вездесуща и ежедневна.
А когда арестант очнётся и захочет домой, будет уже поздно. И вот уже он сам становится тем, кто наущает молодых жить тюрьмой, виня во всех бедах легавых (которые просто делают свою работу).
Можно добавить к этому то, что во многих регионах России никто никогда и никуда не отпускает осужденных за преступления против власти и половой неприкосновенности. И, если зэк имеет по приговору потерпевшего (избитого, ограбленного или родственника убитого), его шансы на одобрение сокращаются в разы. К тому же судья имеет полномочия отказать любому под любым предлогом, а повторно обратиться можно только через полгода.
Для наглядности, возьмем среднестатистический срок - 8 лет. Подача на замену неотбытой части наказания 2/3 это 5 лет и 4 месяца. При одобрении только со 2 раза (распространенная практика), арестант выйдет, когда отсидит уже 6 лет и 3 месяца (дополнительное время тратиться на судебную бюрократию). И выходит, что вместо нескольких лет обещанной условной свободы, человек получает лишь год с небольшим. И то, если будет идеально себя вести.
А на зоне очень много соблазнов - алкоголь, запрещенные вещества, азартные игры, телефоны. И чем хуже зэк себя ведет для исправительной системы, тем лучше он живёт, потому что ближе к блатным.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что УДО получают осужденные сумевшие в начале не поддаться запрещенной идеологии, не испортившие статистику, не имеющие потерпевшего по делу и хорошо трудящиеся. Со сроком 6-12 лет ( будет больше прошение будет удовлетворено только с 3-4 раза, даже если будет идеальная характеристика). Как бы это забавно не звучало, но под такое описание подходят самые опасные (после террористов) преступники во всём мире - наркоторговцы.
Минимум 80% получающие послабления - бывшие курьеры и перевозчики смерти.