В современном мире выбор стороны для движения уже не имеет столь важного значения, как в прошлом. Важнее всего является соблюдение единства в каждой конкретной стране для обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения.
Тем не менее, исторические и культурные факторы продолжают играть ключевую роль в определении того, по какой стороне дороги предпочитают ездить в разных уголках мира.
Америка
В конце 18-го века в Северной Америке началась практика использования больших повозок, запряжённых несколькими парами лошадей. Коучмены обычно занимали место на задней левой лошади, так как это обеспечивало им лучший обзор и контроль над упряжью. При этом основная физическая нагрузка ложилась на правую руку, которая была более удобна для управления.
Эти факторы способствовали формированию правостороннего движения, поскольку коучменам было проще следить за дорогой и другими участниками движения, находясь с правой стороны дороги. Эта практика обеспечивала большую безопасность и удобство в управлении. Таким образом, в Северной Америке постепенно сложилась тенденция к правостороннему движению, которая впоследствии распространилась по всему континенту.
Франция
Во Франции переход к правостороннему движению, как и в других странах, был обусловлен несколькими причинами, связанными как с практическими соображениями, так и с историческими обстоятельствами. Одна из вероятных причин – это удобство управления повозками, аналогичное тому, что происходило в Америке. Управлять повозкой, находясь с правой стороны дороги, было удобнее и безопаснее для водителей.
Однако существует и другая теория, связанная с Французской революцией. После революции французские революционеры стремились отказаться от всего, что было связано с церковной властью и традициями, в том числе и от левостороннего движения, которое поддерживалось Папой Римским. Этот акт был символом противостояния и перемен.
Впоследствии, Наполеон утвердил правостороннее движение как стандартное для Франции, и это правило сохраняется до сих пор. Наполеоновское законодательство оказало влияние на многие страны Европы, и в результате правостороннее движение распространилось и за пределы Франции.
Германия
Правостороннее движение в Германии получило широкое распространение в период Третьего Рейха. Во время второй мировой войны, когда Германия оккупировала многие европейские страны, она наложила свои транспортные нормы, включая правостороннее движение, на захваченные территории. После окончания войны и освобождения этих территорий, многие из них продолжили использовать установленный порядок движения.
Это сохранение правостороннего движения после войны часто объясняется тем, что переход обратно к предыдущему режиму движения был бы сложным и дорогостоящим процессом.
Кроме того, правостороннее движение уже было широко распространено и принято в большинстве европейских стран, что делало его поддержание логичным выбором. Таким образом, исторические события времен второй мировой войны оказали значительное влияние на транспортные системы многих европейских государств.
Россия
В России традиция правостороннего движения уходит корнями в период до царствования Петра Великого. В то время транспортные средства, такие как обозы летом и сани зимой, обычно двигались по правой стороне дороги, при этом разъезжаясь левыми боками. Это было связано с особенностями дорожных условий того времени: отсутствие асфальтовых дорог приводило к образованию утрамбованных колей или полозьев для саней, в зависимости от сезона.
Регулирование движения на дорогах в то время опиралось не на формальные правила, как сегодня, а на общепринятые нормы этикета. Таким образом, уступать дорогу и объезжать встречное транспортное средство было частью этого дорожного этикета.
Закрепление правостороннего движения на официальном уровне в России произошло в 1752 году, когда императрица Елизавета Петровна издала соответствующий указ. Этот указ стал формальным признанием и утверждением практики, которая уже существовала в обществе, и ознаменовал начало систематического регулирования дорожного движения в стране.
Изменения в 20-21 вв
В 21-м веке одним из заметных изменений в направлении дорожного движения стал переход Самоа с правостороннего на левостороннее в 2009 году. Это решение было обусловлено экономическими соображениями: в стране обнаружили, что автомобили с правосторонним расположением руля стоят дешевле, чем аналоги с левосторонним расположением руля, что стало весомым аргументом в пользу изменения.
В Скандинавии вопрос о переходе на левостороннее движение поднимался, но так и не был реализован. Например, Швеция длительное время сохраняла тенденцию к левостороннему движению, однако 3 сентября 1967 года в 4:50 утра страна перешла на правостороннее движение, активно отходя от привычек, связанных с британским стилем движения.
В XX веке множество стран также законодательно закрепили правостороннее движение: Украина сделала это в 1922 году, Китай - в 1946 году, Йемен - в 1977 году. В Южной Америке Аргентина и Уругвай перешли на правостороннее движение в 1945 году, а Бразилия - в 1928 году. В Европе Чехословакия (ныне Чехия) совершила переход в 1939 году. В Африке Эфиопия и Эритрея перешли на правостороннее движение в 1964 году. Эти изменения часто были мотивированы стремлением к унификации транспортных систем, улучшению дорожной безопасности и интеграции с соседними странами.
А что вы думаете? Какой вариант дорожного движения более удобен и лучше отвечает современным требованиям?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.