Рассматривая организацию жизнедеятельности человечества с этих, в предыдущей статье рассмотренных позиций, следует определить, что поскольку природа Homo sapiens триедина – биосоциокультурна, то система "Человечество" состоит из трех необходимых и достаточных элементов: биологического, социального и культурного. Каждый из них является, в свою очередь, сложно организованной системой.
Первый – понятен. Второй – организация жизнедеятельности социума от маленького сообщества до всего Человечества. Третий, представляющий собой всю полноту наследуемой внегенетическим путем информации, обеспечивает взаимодействие двух первых.
Второй элемент включает в себя в качестве компонентов различные формы организации жизнедеятельности человечества.
И государство - одна из них, появившаяся относительно поздно в глобальной истории. При этом государство отнюдь не всегда обязательная форма. Подтверждение - в наличии до сей поры человеческих сообществ, вполне благополучно существующих без государства.
Таким образом, социальный элемент суперсистемы "Человечество" имеет в качестве компонентов безгосударственные формы, государства и группы государств. Как всякая суперсистема, оно управляется комбинированным способом: одновременно используются структурный и бесструктурный способы управления.
Что такое структурный и бесструктурный способы управления?
Структурный способ обеспечивает распространение управляющей информации иерархически адресно по специальной структуре. Простейший пример – штатное расписание любого учреждения и т.п.
В этой структуре управляющие сигналы устройств старшего ранга носят обобщенный характер и конкретизируются в подчиненных устройствах. Устройства старшего ранга, отдавая распоряжения, получают затем информацию об их выполнении или невыполнении. При этом в обратном направлении, от подчиненных устройств, управленческое воздействие вверх по иерархии не может осуществляться.
Но такое воздействие может быть оказано и бесструктурным способом управления, при котором информация распространяется свободно или по информационным цепочкам.
Например, кто-то из сотрудников хочет получить для себя льготы или повышение, но приказать начальнику или воздействовать на него напрямую нельзя; вот тогда-то и формируется определенное общественное мнение или строится цепочка: через соседа по даче, бывших однокурсников, друзей жены и т.п. нужная информация доводится до объекта и оказывает на него управляющее воздействие.
На эту тему даже была юмореска о том, как жена, не выходя из дома и не вступая в какие-то контакты организовала назначение своего мужа директором предприятия.
Средством бесструктурного управления большими социальными организациями являются идеология (доктрины клерикальные и светские), искусство, образование, средства массовой информации. А также слухи, молва и прочее, то есть все, что оказывает влияние не только и не столько на сознание, сколько на подсознание, заставляя объект в конечном итоге "совершенно самостоятельно" выбрать то или иное решение.
Иными словами, способ бесструктурного управления приводит к нужным результатам, но незаметно и для окружающих, и для самого объекта управления, то есть того (или тех), кем управляют и помимо их воли в том числе.
Коль скоро управление суперсистемами может быть только комбинированным (структурно-бесструктурным), а как пример такого способа управления можно привести деятельность разведывательных резидентур или организованных преступных сообществ, представляющих собой четкую иерархию структур, но осуществляющих управление в том или ином государстве бесструктурно.
То, явно и следовательно, существуют структуры, выполняющие это иерархически высшее, то есть надгосударственное управление.
Оно представляет собой управление государством (союзом, группой государств) особыми неправительственными организациями. И коль скоро в истории человечества их деятельность охватывает весьма длительный период - многие десятки и даже сотни лет, то обыденным сознанием воспринимается лишь как некий хаотичный процесс, то есть как отсутствие управления.
В глобальной истории роль структур, осуществляющих управление народами и странами бесструктурно, но внутри себя четко управляемых структурным способом, играли религиозные секты, монашеские объединения, философские школы, военно-религиозные ордена, идеологические и политические союзы и т.п.
Они создавались, взаимодействовали друг с другом, противоборствовали, распадались и создавались вновь, поскольку борьба за иерархически высшее господство идет постоянно.
При этом региональным/национальным управленческим структурам позволено осуществлять управление в своих интересах, но лишь до той поры, пока эти интересы не придут в противоречие интересам надгосударственного управления.
Тогда происходит либо уничтожение региональной/национальной управленческой структуры и замена ее другой, способной осуществлять управление страной по заданным сверху параметрам, либо уничтожение государства, то есть разделение его на регионы, легко поддающиеся управлению извне. Пример, - ликвидация СССР.
Деятельность управленческих структур любого уровня всегда направлена на достижение определенных целей. Но особо следует знать и понимать, что при этом обязательно существуют цели управления по оглашению (известны всем, широко пропагандируемы) и по умолчанию (известны лишь самим управленцам).
Если эти цели в большинстве своем совпадают, то в истории стран и народов наступает период относительного благополучия и спокойствия.
Но чем больший разрыв имеется между ними, тем на больший социальный хаос, усобицы, революции, войны обречены народ/народы, в отношении которых осуществляется такое управление. Цели в отношении Украины на Западе и в России расходятся и результат этого мы видим воочию.
Если цели управления по оглашению и по умолчанию противоречат друг другу или одновременно реализуются взаимно исключающие концепции развития общества, государства, то это ведет к разделу или даже уничтожению государства.
Очевидно, что особой значимостью обладают вопросы целеполагания и выбора механизмов управления по полной функции управления (ПФУ), составной частью которой является концепция управления, представляющая собой путь достижения цели, средства и способы.
Путей достижения одной и той же цели много, следовательно, выбор оптимального из существующего множества – серьезная задача управленческой структуры (явной или скрытой).
Например, цель обеспечить рост внутреннего валового продукта на душу населения можно достичь различными концепциями: по одной необходимо обеспечить рост отечественного производства, а по другой – уменьшить численность детей и стариков.
Достижения целей на внешнем уровне (в принципе и на внутреннем) также может быть достигнуты и военными средствами, так и разведовательно-дипломатическими, финансовыми, экономическими, информационно-психологическими и прочими.
Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.
Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.
Всего вам доброго, как и вашим близким.