Как-то апреле 2017 года, просматривая ленту новостей вконтакте, я обратила внимание на интересный конкурс, который организовывала немецкая компания AgrobBuchtal. Конкурсанты должны были предложить интересные решения использования керамической плитки. Авторов, чьи работы проходят в финал, приглашали в Исландию за счёт организаторов. Конкурс меня заинтересовал и перебрав свои работы и идеи, я вспомнила о проекте магазина, который я делала на втором курсе института и за который я получила всего лишь тройку. Однако сама идея мне нравилась и, несмотря на то количество негатива и презрения, которые на нас выливали в институте, насмехаясь над нашими работами, я прекрасно осознавала её потенциал.
Идея заключалась в переходе орнамента из одной плоскости ( горизонтальной, вертикальной или наклонной) в другую. А чтобы предать работе «Исландский колорит», я использовала в качестве орнамента традиционные узоры исландских свитеров Лопапейса.
Изложив свои идеи, сделав довольно условные визуализации, я отправила свою работу. И через какое-то время забыла о ней.
Но однажды, идя по улице, я неожиданно почувствовала прилив радости и стала напевать песенку Земфиры «Я уже давно хочу к северу в Исландию». Нахлынувшая радость была такой большой, что я чуть не пустилась в пляс на улице.
Вечером я вернулась домой, но, увы, на почте не было никаких писем, а оглашение финалистов уже прошло. Я вздохнула: « Ну, не судьба, так не судьба» - подумала я. А через три дня мне позвонили из Гамбурга. Трубку я, конечно, не успела взять, поэтому пришлось перезванивать.
«Good day»- сказала я « Э…Olga?» «Yes» « Congratulate!» - поздравили меня. «Ваша работа прошла в финал проверьте почту, Вам высланы все документы для поездки в Исландию на финал конкурса».
Мы проговорили с Аннушкой Коссак минут десять, после чего я снова проверила почту. И, да! Мой компьютер отправил всю документацию в спам. Меня попросили выслать загранпаспорт, скан диплома об образовании, фотографию, чтобы организаторы могли узнать меня в аэропорту Рейкьявика.
Я пребывала в состоянии эйфории. Нужно было обрадовать мужа, сказать ему, что я собираюсь в Исландию, а он остаётся один с двумя детьми двух и трёх лет, примерно на месяц. Муж очень обрадовался моим успехам, как впрочем, и свекровь, и мама, и тётя, и мой двоюродный брат.
Началась подготовка. Проект своего магазина, я сделала в макете из пенокартона, бумаги, картона и искусственной травы. А поверх архитектурной основы наклеила распечатанный орнамент.
Частично разобранный макет занял почти всё место в моём чемодане.
3 сентября я отправилась в Аэропорт Шереметьево и, к удивлению моего мужа, билеты оказались настоящими. Летела туда я с пересадкой в Копенгагене, где я чуть не опоздала на следующий самолет, но, слава богу, всё обошлось. Из Копенгагена до Рейкьявика я летела часа три. В аэропорту я тревожно озиралась, ища своих организаторов и заодно свой чемодан на ленте.
«Olga?» - спросила меня женщина, чуть полноватая женщина с кудряшками.
«Yes» - с облегчением выдохнула я.
Женщина проводила меня за стол в кафе, и пошла встречать самолёт, который привёз участника из Индии. Я сразу позвонила домой и сказала, что долетела и меня встретили.
За столом я познакомилась с остальными организаторами и финалистами. Компания была межнациональная: парни из Индии и ОАЭ, две девочки из Польши, девушка и парень из Германии, молодой человек из Бразилии и девушка из Канады, ну и я из России.
Мы весело разговаривали на английском. Потом, Анушка нас пересчитала, сравнила список и мы встали и поехали для начала пообедать на термальный источник «Голубая лагуна». На улице было пасмурно. Рядом с аэропортом располагались скульптуры. Здесь, следует заметить, что в Рейкьявике много городской скульптуры и почти вся она такая «продрогшая», что вызывает желание снять с себя одежду и укрыть несчастного бронзового человека. Мы погрузились в микроавтобус мерседес очень приятного цвета и отправились обедать на источники.
Голубая Лагуна считается элитным местом. Но внутри, в раздевалках она напоминала бассейн Москва до его закрытия (да, я там была, где-то в возрасте шести лет) в туалете не было замков, да и шкафчики были маленькие. Зато снаружи это место незабываемое производило впечатление. Молочно-голубая вода изверженная из земных недр и черные вулканические породы вокруг. От воды поднимался молочный пар. Мы плавали, болтали и обменивались впечатлениями.
Потом нас пригласили обедать в ресторан при лагуне. Архитектура этого здания довольно примечательная. Дело в том, что оно было выдолблено в скале. Две стены, выходящие на лагуну, были застеклены от пола до потолка, а остальные стены представляли собой чёрную скалистую породу, в которую были вбиты несущие металлические балки-консоли второго этажа. Рассматривая интерьер, я вспомнила свою работу на пятом курсе – проект интерьеров отеля «Навахо». Там я тоже использовала скалу как часть несущей конструкции, и тяжесть второго этажа ложилась на консольные балки. Однако преподаватели из Строгановки сказали, что подобная конструкция невозможна и поставили мне неуд. Мне пришлось в спешном порядке впихивать своё объемно-пространственное решение в пошлую квадратно-кубическую форму. Теперь, разглядывая окружающее великолепие, я понимала, что была тогда права и рана, нанесённая мне моими преподавателями затягивалась.
Мы пообедали роскошным лососем и отправились в отель. На улице уже смеркалось, начал моросить дождик. Пейзаж за окном мерседеса, можно было назвать одним словом – мистический. Это был именно тот пейзаж, в котором могли жить тролли, эльфы, оборотни и прочие герои скандинавского фольклора. Я смотрела в окно и вдруг на безлюдной дороге мелькнула вывеска «Музей Исландских Камней». Однако никакого здания поблизости не было. Под дождём, в тёмно-зелёных сумерках два ярко жёлтых экскаватора взбирались на камни, переворачивали их и ползли дальше. Вот такой сюрреалистичный музей Исландских камней под открытым небом, куда захаживают исландские экскаваторы. Тем временем наш сопровождающий из местных посоветовал нам во время одиночных пеших прогулок не сходить с дороги и не лазить по каменистой почве, так как мхи и лишайники делают её необыкновенно скользкой, можно упасть и сломать себе кости. Ещё он рассказал нам, что почти все дороги на острове сделаны из натурального изверженного асфальта. Совершенно очарованные мы прибыли в отель Ion. Мы поужинали рыбой с картофелем и я пошла в свой номер отдыхать. Номер был одноместный с душем, туалетом и огромным окном. За окном было темно и я легла спать.
На следующее утро я проснулась вместе с солнцем, которое, поднимаясь из-за горизонта, заглянуло ко мне в окно. Вид из номера был великолепен. Почти до горизонта простиралась каменистая пустошь, покрытая мхами и мелкими кустарниками, вдалеке была видна узенькая полоска моря. «Это, наверное, Северный Ледовитый океан» - догадалась я. Под окнами прыгали и играли какие-то маленькие коричневые зверьки, мне кажется, это были щенки арктической лисицы. Умывшись и одевшись, я пошла на завтрак. В отеле был собственный источник с небольшим бассейном, время от времени его наполняли горячей водой, и можно было сидеть и греться под открытым небом.
После завтрака у нас было более подробное знакомство. Каждый рассказал о себе, о своей идее, представил небольшую презентацию. Мне было немножко трудно, но я справилась и получила множество приятных отзывов.
Хочу рассказать об остальных финалистах.
Агнес Моргует (Германия) её проект был предназначен для пожилых людей страдающих деменцией. С помощью настенной керамической плитки изображения раскладывались, как бы на пиксели, и не пугали пожилых людей, а вызывали в их мозгу приятные ассоциации.
Агата Кусиа(Польша) её проект был связан с переработкой классической Дельфтской плитки. Джоа Херреткнетч (Канада) её плитка имела высокие выступающие борта. Андреас Крайнен (Германия) разработал довольно интересное сочетание двух разных по форме и цвету плитки, очень эффектное подходящее для ночных клубов и ресторанов. Мальвина Боровик (Польша) разработала плитку на липучках для дошкольных учреждений. Авихар Бхарати ( Индия) разработал объёмную уличную плитку, предназначенную для небольших городских павильонов. Керамические элементы одевались на металлические шесты и служили стенами павильонов. Джао Аруджио (Испания) похожий проект, но менее подвижный на плоской стене вращаться могут только несколько плиток. Пьюш Парапати из ОАЭ разработал полупрозрачную плитку для светильников, вмонтированных в стену.
Нашими кураторами были два профессора из знаменитого немецкого университета Баухаус и представитель компании AgrobBuchtal. После знакомства мы поехали на экскурсию. Об этом я напишу завтра.