Сегодня будет материал для тех, кому больше нравится не копаться в предметных деталях, вроде элементов униформы или наград, а сличать внешнее сходство. Такой подход диктует в «сегодняшнем случае» сама специфика рассматриваемого предмета.
На одном из относительно недавних французских аукционов продавался приписанный «Русской школе XIX в.» «портрет мужчины в очках, награжденного орденом Св. Анны»
Я не имею доступа к какому-либо экспертному заключению по этому портрету и не знаю, на каких основаниях зиждется вывод о том, что портрет относится к творчеству некоего русского художника. В материалах данного канала я уже неоднократно приводил примеры, когда портреты были приписаны аукционными экспертами к русской школе явно только потому, что в изображенных на этих портретах персонажах они опознали русских (причем во многих случаях ошибочно). Теоретически можно допустить, что и в данном случае портрет приписали русскому художнику просто потому, что идентифицировали звезду на груди персонажа как принадлежащую русскому (к моменту создания портрета, то есть первой половине XIX в.) ордену Св. Анны.
Но вот ведь проблема - звезду на портрете я нормально разглядеть и идентифицировать не могу, но аннинской она не может быть просто по определению, поскольку последняя носилась на правой стороне груди, а не на левой, как в данном случае. Тем не менее, вывод аукционных экспертов о «русском происхождении» портрета может быть и верен. И вот почему….
Портретируемый изображен в партикулярном платье, что затрудняет определение места его возможной службы, орденская звезда не читается…. По сути в нашем распоряжении для попытки атрибуции персонажа имеется лишь его лицо, правда, достаточно характерное, колоритное, но все же оставляющее простор для сомнений и неуверенности в той или иной версии относительно его личности.
Поиск Яндекса по изображениям высказывает предположение, что на портрете изображен писатель Михаил Николаевич Загоскин, в доказательство предъявляя портрет последнего, где он действительно напоминает нашего персонажа
Но такая версия представляется маловероятной просто потому, что существует персонаж, гораздо более внешне похожий на изображенного на аукционном портрете. Это Павел Николаевич Демидов – представитель рода знаменитых уральских горнозаводчиков. Вот его, пожалуй, наиболее известный портрет в мундире егермейстера, как я узнал только при подготовке данного материала – посмертный
Персонажи двух портретов (аукционный и Демидова) не просто очень похожи внешне, такое впечатление, что эти портреты «родственны» - либо один списан с другого, либо имеют один общий «источник».
Павел Николаевич Демидов, сын известного богача Николая Никитича Демидова, получил образование в Париже, затем состоял на военной службе (российской, разумеется), участвовал в Отечественной войне 1812 г., перешел на статскую службу, несколько лет пробыл курским губернатором, оставил по себе в губернии добрую память, поскольку уделял внимание благоустройству, по крайней мере, главного губернского города, созданию в нем различных общественно-полезных учреждений. И вообще был щедрым благотворителем и покровителем наук. Получил придворный чин егермейстера, в мундире какового и изображен на приведенном выше портрете, созданном уже после смерти П.Н. Демидова, последовавшей в 1840 г.
Так он выглядел в более молодом возрасте
Вот, какие награды П.Н. Демидов имел по состоянию на 1838 г. – данные из «Месяцеслова и общего штата Российской империи на 1838»
В рамках нашей версии на левой стороне груди у предполагаемого П.Н. Демидова на аукционном портрете на левой стороне груди может быть закреплена звезда старшего из имевшихся у него российских орденов – Св. Станислава 1-ой степени.
Итак, с высокой степенью вероятности на «портрете мужчины в очках» с французского аукциона может быть изображен Павел Николаевич Демидов.
Но…. Но насколько же он похож также на графа Камило Бенсо ди Кавура!
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.