Рассмотрим некоторые тактические свойства взрывных противотанковых заграждений в контексте т.н. индустриальной войны. Т.е. мы не будем рассматривать специфические виды мин, на основе замаскированных ПТУР, а также ядерные миры и мины на основе неуправляемых ракет со сложным компьюторизированным системами управлением огнём.
Также, отметим, что речь идёт о минном поле в рамках модели "идеальной равнины".
Таким образом, рассматриваются мины фугасного или кумулятивного действия (с направленной вверх струёй), с различными типами взрывателей.
Также, мы будем рассматривать только те способы разминирования, которые предполагают быстрое преодоление минных полей под огнём противника.
Параметры минного поля
Основные параметры это фронтальная плотность мин и глубина поля. При этом фронтальная плотность может быть посчитана не только на 1 м фронта, но и на характерную ширину, зависящую от конкретных особенностей. Например, на ширину 2 гусениц (для противогусеничных мин) или на ширину бронемашины (для противоднищевых мин).
Таким образом, фронтальная плотность показывает, сколько минимум бронемашины нужно выстроить в колонну, чтобы продавить минное поле несмотря на потери, т.е. наиболее радикальным методом.
Глубина же минного поля положительно влияет на время его преодоления и на ресурсы, необходимые для проделывания прохода.
Учитывая стоимость мин (от нескольких сот современных $), вполне реалистичной для масштабов аля-советская армия на европейском ТВД является плотность мин на хорошо подготовленной оборонительной линии 10...100 на м при глубине минного поля до нескольких километров, что сопоставимо с дальностью огня прямой наводкой.
Прорыв поля при помощи тралов
Отметим, что тралы каткового типа являются не надёжными в связи с тем, что их можно "обмануть" просто выставим у мин переменное время задержки. Более надежными являются тралы, которые откидывают или принудительно вызывают детонацию мин.
Основные параметры трала это скорость траления и взрывостойкость, которая определяет максимальную фронтальную плотность минного поля, которая может быть преодолена одним тралом.
Поскольку типичные тралы имеют взрывостойкость пордярка 10 мин, для прорыва достаточно плотных минных полей может протебоваться выстроить несколько единиц бронетехники с тралами в колонну. При этом скорость движения снижается оценочно в 5 раз, по сравнению с отсутствием тралов. Также, скорость продвижения может быть ещё больше снижена при комбинации минных полей и различных невзрывных типов заграждений.
Прорыв поля при помощи артиллерии
Артиллерийский огонь может воздействовать на мины главным образом ударной волной и осколочным полем. При этом, чувствительность взрывателей мин к ударной волне может быть существенно снижена, что во многом нивелирует её эффективность.
Так, например, для специализированных взрыво-кабельных зарядов разминирования с плотностью ВВ около 8 кг/м заявляется ширина полосы разминирования 6 м по не взрывозащищённым минам. Если пересчитать параметры УВ для стандартного 152 мм фугасного снаряда, то это будет соответствовать радиусу оценочно 1,75 м.
В принципе, специальные толстостенные мины могут быть существенно устойчивыми и к осколочному воздействию. Позже мы постараемся более детально оценить возможности по поражению мин осколками, но пока примем в первом приближении, что для проделывания одного прохода для бронетехники требуется порядка 1 снаряда на метр глубины поля.
Это достаточно высокий расход боеприпасов, особенно учитывая, что типичный расход боеприпасов при арт-подготовке прорыва во время наступлений РККА в конце ВМВ составлял 20 000 снарядов на км фронта. Т.е. это означает, что, например, полностью ликвидировать минное поле глубиной в 1 км таким образом не получится, даже потратив на него все снаряды.
Вот, кстати, интересный документ на этот счёт. Впрочем, к нему следует относится критически.
Влияние минных полей на наступающего
Теоретически, грамотное преодоление минного поля не должно приводить к большим потерям от мин. Однако, оно
а) замедляют продвижение
б) в большинстве случаев требуют боевого порядка в виде колонн.
Насколько это критично?
Ну, в принципе, максимально быстро сократить дистанцию необходимо тогда, когда огневой бой на дальней дистанции не выгоден. Например, это может иметь место, если наступающая бронетехника находится под огнём окопавшейся бронетехники в обороне или огневых точек долговременной фортификации.
Однако, если обороняющиеся ведут огонь из не окопавшейся бронетехники или буксируемой артиллерии (полу)прямой наводкой, то они не будут иметь явных преимуществ над наступающим ни на каких дистанциях настильного огня . А в случае с буксируемой артиллерией даже уступать ему, из-за её высокой уязвимости.
Необходимость вести движение колоннами, в принципе, также не является принципиальным недостатком, т.к. танки в колоннах не лишаются возможности вести огонь, только не прямо вперёд, т.е. огневая мощь наступающего почти не снижается.
Можно констатировать, что минные поля повышают уязвимость наступающего к навесному огню артиллерии обороняющихся. Однако, данная дополнительная уязвимость связана не с дальностью огневого боя как таковой, с самим фактом продвижения по полю. Таким образом, наступающий может постараться подавить артиллерию противника ещё до преодоления минных заграждений.
Предварительные выводы
Таким образом, противотанковые минные поля являются эффективным инструментом обороны. Хотя, их никак нельзя рассматривать как некое супероружие, делающее наступление невозможным. При должно концентрации сил наступающего на направлении удара, они могут быть успешно и быстро преодолены, хотя они и несколько увеличивают потребный коэффициент концентрации сил. Вопрос количественных оценок: "на сколько конкретно" пока остаётся открытым.