Найти в Дзене
CatGeek

Уже много лет на вопрос «Какой твой любимый фильм?» я отвечаю: «Иван Васильевич меняет профессию»...

Уже много лет на вопрос «Какой твой любимый фильм?» я отвечаю: «Иван Васильевич меняет профессию». Часто люди улыбаются, переспрашивают: «Серьёзно?» Да, серьёзно.
«Ивана Васильевича…» смотрели все. Мне тридцать четыре года, и я не всегда могу понять, о чём говорят подростки, хоть до пенсии и далеко. Но я ни разу не встречал подростка, который бы не смотрел «Ивана Васильевича». И хотя далеко не все понимают, какие именно идеи были заложены в фильм, для многих он остаётся фильмом из детства, причём именно новогодним фильмом, наряду с «Иронией судьбы». Забавно, ведь с Новым Годом его события никак не связаны. «Иван Васильевич» тридцать первого декабря стал такой же странной традицией, как мандарины.
За что я его полюбил? Это легко – за юмор, увлекательный сюжет и ярких (пусть и плоских) персонажей. Почему я продолжал любить его впоследствии? Потому что для меня фильм менял смысл по мере того, как я взрослел. Сперва это просто была искромётная комедия. Потом – сатира на позднее советско

Уже много лет на вопрос «Какой твой любимый фильм?» я отвечаю: «Иван Васильевич меняет профессию». Часто люди улыбаются, переспрашивают: «Серьёзно?» Да, серьёзно.

«Ивана Васильевича…» смотрели все. Мне тридцать четыре года, и я не всегда могу понять, о чём говорят подростки, хоть до пенсии и далеко. Но я ни разу не встречал подростка, который бы не смотрел «Ивана Васильевича». И хотя далеко не все понимают, какие именно идеи были заложены в фильм, для многих он остаётся фильмом из детства, причём именно новогодним фильмом, наряду с «Иронией судьбы». Забавно, ведь с Новым Годом его события никак не связаны. «Иван Васильевич» тридцать первого декабря стал такой же странной традицией, как мандарины.

За что я его полюбил? Это легко – за юмор, увлекательный сюжет и ярких (пусть и плоских) персонажей. Почему я продолжал любить его впоследствии? Потому что для меня фильм менял смысл по мере того, как я взрослел. Сперва это просто была искромётная комедия. Потом – сатира на позднее советское общество. Забавно, что уже зная это, я всё ещё не понимал, что такое это позднее советское общество, потому что родился за три года до распада Союза. И ещё чуть позднее я понял, что это фильм о сильных и слабых людях, и именно через них строится вся социальная сатира.

Сейчас, по прошествии нескольких десятков лет, суждения и надежды советской интеллигенции выглядят наивными. Перемены, о которых пел Цой, обернулись совсем не тем, чего ждали. А то, что считалось чертами общества одной страны, мы потом не раз видели в фильмах и других стран – но снятых про себя, а не про нас. И получилось, что даже сейчас «Иван Васильевич» остался актуальным – потому что Советского Союза, его изначальной мишени, уже нет, а вот сильные и слабые люди, которые были лишь инструментом, через которые реализовался художественный замысел, остались. И останутся всегда и везде.

За прошедшие годы фильм, конечно, потускнел в сравнении с современным кино. Сейчас «Иван Васильевич» кажется банальной историей про попаданцев с непонятными шутками и концовкой в стиле «Это всё был сон собаки». Персонажей можно называть картонными, а спецэффекты примитивными. Найти минусы в этом фильме труда не составит. А плюсы? Помню, попалось где-то на просторах ютуба видео, где иностранцы смотрят «Ивана Васильевича» и даже перепевают песню из фильма. В целом к фильму отнеслись благосклонно, но особого восторга, конечно, никто не выразил. Я заинтересовался, а как вообще относятся к нему за рубежом? Нашёл отзывы, почитал и расстроился. Если верить тому, что пишут на непрофильных сайтах, отзывы в основном негативные, ругают всё: актёрскую игру, режиссуру, операторскую работу, спецэффекты… Но в то же время на Rotten Tomatoes у зрителей 89% «свежести» при более чем тысяче оценок, что очень даже неплохо. Правда, рецензии критиков или их оценки там отсутствуют вовсе, а среди отзывов попадаются сравнения с Монти Пайтоном или лаконичные фразы, типа: «Stay away from Russian comedies from the 1970's».

На IMDb всё примерно так же: 8,2 из 10 при 17 тысячах оценок. Абсолютное большинство ставит фильму десятку, но я не нашёл ни одного комментария, где зрители рассматривали бы фильм как сатиру. Приятно, что в моём любимом фильме так много людей нашло отличную комедию, но печально, что никто из них так и не понял, про что же фильм. Одна эта фраза говорит о многом: «As many reviewers mentioned before, majority of the humor relies on the verbal misunderstandings between the characters from different time eras, that of 1500's and that of 1970's». Милые мои, нет, не на этом строится большинство шуток. Для иностранцев он и правда остался «русским Монти Пайтоном».

Я же люблю этот фильм за то, что он привил мне любовь к кинофантастике. За то, что заставлял думать и переосмысливать такую простую, казалось бы, историю. За шутки – да, часть их потеряла актуальность, но другие не устареют никогда. За две заводные песни. Люблю этот фильм за Леонида Куравлёва, за Александра Демьяненко, за Владимира Этуша, за Михаила Пуговкина и за великолепного, непревзойдённого Юрия Яковлева. Этот фильм невозможно переснять, его не нужно осовременивать – это яркая веха эпохи, голос из прошлого, к которому неплохо бы иногда прислушиваться.

P.S.: Перечитал пост – о, хтонические божества, такое ощущение, что я для «Одноклассников» пост написал, аж нафталином повеяло. Знаю, я ужасно старомоден – но под Новый Год так хотелось поговорить именно об этом фильме!

Всех с наступившим!

Автор текста: Михаил Гречанников