Окно Овертона: взгляд в иное измерение
Существует феномен, который получил название "окно Овертона". Что же оно означает и какова его суть?
В самом простом понимании, окно Овертона – это представление о том, как общество воспринимает и оценивает различные явления. Оно позволяет нам увидеть, что то, что кажется нормой в одной культуре или обществе, может оказаться неприемлемым или даже непредставимым в другом.
Мир постоянно меняется и эволюционирует. В каждой секунде происходит обновление и деградация в обществе одновременно. Но кто контролирует данные процессы? Ответ на этот вопрос может быть связан с нашим мышлением.
Понятие клипового мышления возникает из современной музыки и фильмов. Это тип мышления, при котором сложно прогнозировать и анализировать события на длительный срок. Человек со свойственным клиповым мышлением ориентирован на настоящее и краткосрочные планы. Такой образ мышления затрудняет уловление тенденций, которые насаждаются в обществе и кажутся самоочевидными.
Именно здесь и приходит на помощь понятие окна Овертона. В середине 90-х годов Джозеф Овертон предложил исследовать модель, описывающую степень приемлемости и оценки различных представлений и ценностей в обществе. Концепция "окна Овертона" достаточно быстро обрела популярность и стала исследоваться в разных аспектах.
Политик Джошуа Тревиньо расширил эту концепцию, представив ее в виде шести ступеней развития мнений и представлений в обществе — от "немыслимого" до "действующей нормы". Это позволяет понять, какие представления и ценности преобладают в общественном сознании.
Очевидно, что представления о норме и ненорме переменчивы и зависят от культурных, религиозных и социальных факторов. То, что является допустимым или нормальным в одной культуре, может быть совершенно запрещено или восприниматься как безумие в другой. Это объясняет возникновение окна Овертона и показывает, как общественное мнение развивается и изменяется.
Знание окна Овертона дает нам ключевое понимание процессов, происходящих в обществе. Оно помогает осознать, что наши представления о норме могут быть относительными и что окно Овертона можно двигать в разные стороны, открывая новые горизонты возможностей.
История советских девушек во время Второй мировой войны является характерным примером, подтверждающим принципы окна Овертона. Медицинский осмотр девушек, которых принудительно направляли на работу в Германию, выявил высокий уровень моральных ценностей в советском обществе. Соответствующая статистика вызвала тревогу у немецких врачей, которые не могли понять такого явления. Это был пример, как окно Овертона позволяло оценить идеалы и ценности разных культур на разных уровнях развития.
В конечном итоге, понимая окно Овертона, мы получаем возможность осознать относительность наших верований и стереотипов, а также быть готовыми к их изменению и прогрессу. Окно Овертона позволяет нам взглянуть в иное измерение, где различные значения и идеи существуют параллельно, и где мы можем лучше понять и оценить разнообразие общественных взглядов и ценностей.
Однажды, озвучивая свое мнение в радиоэфире, известный врач-психиатр заявил: "Если девушка после 20 остается девственницей, ее необходимо показать врачу-психиатру". Этот высказывание отражает современное отношение общества к целомудрию. В противоположность советскому обществу, где целомудрие и девственность были почетными ценностями, сегодня они, к сожалению, считаются почти пороком. В большинстве современных медиафильмов и сериалов употребление слова "девственник" является унижением, а целомудрие и нравственность — причиной стыда. Это неизбежно оказывает влияние на общество. Интимные отношения до 16 лет уже не особенно удивительны и даже одобряются на самом высоком уровне. Уроки свободных нравов или "сексуального воспитания" в сегодняшнее время пропагандируются не только в школах, но и в детских садах.
Таким образом, мы видим, что за 70 лет понятие целомудрия переместилось от "действующей нормы" к "радикальной". Сегодняшнее отношение общества к этому явлению подразумевает, что девственность после 20-25 лет является характеристикой психически или физически неполноценных людей, или же религиозных фанатиков. Это пример того, как за 70 лет произошел сдвиг в окне овертона, и неправильно полагать, что это произошло естественным образом.
Само понятие окна овертона можно посмотреть более широко. Оно представляет собой метод управления общественным мнением путем изменения отношения людей к тому или иному явлению. Теоретически можно перевести любую концепцию от "немыслимой" к "действующей норме". Например, во всем цивилизованном мире считается неприемлемым явлением людоедство. Однако несколько лет назад была предпринята попытка рассматривать это явление как "радикальное".
На одном из нидерландских телеканалов ведущие провели эксперимент — они выпекали и употребляли человечину в прямом эфире. Это была попытка сместить границы окна овертона в отношении людоедства. Юмор в этом случае стал самым эффективным инструментом для того, чтобы перевести явление из категории "немыслимого" и "радикального" в категорию "приемлемого". Имея возможность посмеяться над абсурдностью данного явления, люди получают основу, чтобы сомневаться в его неприемлемости.
Окно овертона имеет свои шаги и этапы. Первым шагом является использование юмора. Осмеивая недопустимые явления, мы можем перевести их из категории "немыслимого" в "радикальное". Постепенно с постоянной трансляцией шуток на определенную тему, неприемлемое явление становится привычным для общества, и их неприятие ослабевает.
Когда общество уже готово принять присутствие неприемлемого в нашей жизни, даже если это является чем-то радикальным, переходим к серьезным аргументам. На примере сексуальной распущенности, противопоставление "цивилизованного" мира идеям о безнравственности связей до брака считается "радикальным". Первым шагом на этом пути был юмор, посвященный половой распущенности. Это явление неприемлемо, но забавно. Когда общественное мнение перестало относиться к этой проблеме всерьез, начались более серьезные дискуссии и аргументы.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение общества к определенной концепции может измениться с помощью окна овертона. Умело использованный юмор может сдвинуть границы общественного мнения и сделать немыслимое привычным, а идеи, ранее считавшиеся стандартом, — подвергнуть сомнению.
СМИ активно обсуждают вопрос о половой распущенности, который вызывает определенную спорность. Некоторые люди рассматривают это явление как норму и на него ориентируются. Сейчас о нем создаются фильмы и передачи. В начале люди, привыкшие думать по-другому, возражают и критикуют, но подсознательно начинают воспринимать его как часть общества, с чем ничего нельзя сделать. Таким образом, это "радикальное" явление становится "приемлемым".
После такой "приемлемости" процесс ускоряется и сталкивается с меньшими препятствиями. Начинаются обсуждения о правах людей, которые придерживаются "свободного" образа жизни, о том, что каждый имеет свое мнение, и что надо уважать чужую позицию. На данный момент это явление еще не принимается большинством как норма, но идея о его существовании начинает укореняться в сознании людей. На этом этапе оно переходит в категорию "разумное". Половая распущенность уже не рассматривается как деструктивная тенденция, а скорее как такая же особенность мировоззрения, как увлечение экстремальными видами спорта, например.
Постепенно, из категории "разумных" это явление превращается в "стандартное". Все больше людей проявляет интерес к этому новому веянию и общество прекращает осуждать такое мировоззрение, которое раньше казалось неприемлемым. Те, кто выступает против такой тенденции, постепенно становятся меньшинством, а те, кого общество раньше осуждало, становятся "нормальными", а их противники - "радикальными фанатиками".
На заключительной стадии это "стандартное" явление переходит в категорию "действующей нормы". Это окончательное формирование господствующего мировоззрения в обществе. Теперь это явление считается общепринятой нормой и те, кто противоречит ей, становятся в лучшем случае выдающимися или страными. Возвращаясь к примеру с половой распущенностью, на этом этапе нравственность, целомудрие и ответственность за свои поступки становятся объектом насмешек. А те, кто отказывается принять новое мировоззрение, становятся изгоями, которые, как сказал Булгаков, "либо тяжело больны, либо втайне ненавидят окружающих".
Можно привести яркие примеры из жизни, чтобы иллюстрировать эту концепцию окна овертона. Анализируя общество за последние 100-200 лет, мы можем заметить, что отношение к определенным вещам резко изменилось. Это произошло не само по себе, но по методу окна овертона, где кто-то специально продвигал необходимую концепцию. Примером этому может служить пища. Еще сто лет назад люди предпочитали натуральную пищу и отказывались от современной "еды", считая ее неприемлемой. Однако благодаря рекламе сегодня есть распространение жувательной резинки, чипсов, сильно загрязненных химикатами, и питьевых напитков, которые в своем составе больше напоминают моющее средство для посуды. Это стало нормой. Зачем? Ведь чтобы люди начали питаться "мусором", понадобились серьезные усилия и высококвалифицированные рекламисты и маркетологи.
Такой же пример можно привести с курением. В популяризации курения огромную роль сыграл кинематограф. В почти каждом фильме, который современные люди видели с детства, в том числе в советских, часто показывают сцены курения, которые не имеют отношения к сюжету. Зачем? Чтобы запечатлелось в подсознании, что самоотравление сигаретным дымом – это круто, стильно и впечатляюще. Обратите внимание, что это часто делают яркие персонажи, как злодеи, так и герои, спасающие мир. Это сделано, чтобы придать понимание, что без сигареты нельзя стать миллионером или спасти мир. Сегодня даже женщины и дети курят, что еще недавно было немыслимо. Курение было распространено преимущественно среди мужчин, а но благодаря системе внушения, эта гадость достигла и детей, убеждая их, что самоотравление признак взрослости.
Таких примеров можно привести десятки. Почти все деструктивные явления, которые сегодня присутствуют в обществе, нам навязали при помощи метода окна овертона. Почему? Потому что самый прибыльный бизнес делается на пороках. На здоровых, сознательных и моральных людях намного сложнее зарабатывать. Чем проще заработать: на здоровой пище или на алкоголе? Вопрос риторический.
В обсуждении общественно важных явлений нередко возникает вопрос: что делать? Однако ответ на него может быть гораздо простее, чем кажется. Начинать следует с себя. Этот совет имеет актуальность всегда. Часто мы недовольно склоняем голову над несовершенствами мира, ожидая чудесных перемен, которые произойдут с нами обходя стороной. Вместе с тем, наша пассивность вряд ли сможет что-то изменить. Эффективный способ изменений кроется в изменении самого себя. И самое мощное оружие в этом процессе - это осознанность.
Вступая в контакт с информацией, очень важно задать себе несколько вопросов:
1. Кому выгодна данная информация?
2. Насколько эта информация полезна для меня и окружающих?
3. Чего я достигну, приняв данную информацию за истину?
4. Не сможет ли эта информация причинить вред мне или окружающим?
5. Соответствуют ли эти идеи моему личному опыту и здравому смыслу?
Задавая эти вопросы, мы сможем оценить, насколько новая информация правдива или ложна. Кроме того, важно следовать принципу информационной чистоты, отсеивая информацию, которая не способствует развитию. Чтобы это сделать, каждый человек должен определить свои жизненные цели и сравнивать их с информацией, которую он получает. Например, смотреть криминальные новости вряд ли способствует развитию, так же как и вся та телевизионная трансляция в наше время. Не забывайте о древней поговорке "Мы - то, что мы едим". В контексте информации это также справедливо. Вся информация, с которой мы сталкиваемся, определяет наше будущее. Важно также иметь четко определенные цели в жизни. Тому, кто точно знает, куда он идет, гораздо сложнее сбиться с пути.