Эти молитвы, помогают нам углубить наше духовное путешествие во время Великого поста и приблизиться к Богу. Они являются важной частью нашей духовной практики и помогают нам обрести внутренний покой и преобразиться духовно.
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Перевод.
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Да, Господь мой и Царь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Молитва Ефрема Сирина, самая известная молитва покаяния, начинается читаться вечером во вторник и четверг последней подготовительной недели перед Великим постом. В среду и пятницу этой недели уже не служат Литургию. Далее молитва читается на протяжении всего Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется, и она также включается в домашнее молитвенное правило. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается утром в Страстную среду.
Молитва Ефрема Сирина состоит из трех групп прошений. Вначале мы просим Бога ослабить в нас влияние таких страстей, как праздность, уныние, властолюбие, празднословие, которые особенно препятствуют нам каяться. Затем мы просим о самых необходимых качествах для оживления нашей души - целомудрии, смирении, терпении и любви к окружающим. Завершение молитвы является сутью православного отношения к себе и другим: "Даруй мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего". Ведь никто из нас не в силах исправить другого, но только себя, и это возможно только с помощью Божьей.
Покаянные тропари на утрене
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости
Перевод.
Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернен: но Ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостью. Наставь меня, Богородица, на путь спасения, потому что постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел и истратил все дни моей жизни: но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты. Думая о множестве дурных дел, которые совершил я, несчастный, я трепещу при мысли о дне Страшного суда. Но, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавец...»
Это общее название для трех покаянных тропарей, которые начинают звучать в храме за три недели до начала Великого поста, в первое подготовительное воскресенье - в Неделю о мытаре и фарисее. С этого момента и до пятой недели Великого поста эти покаянные тропари звучат после чтения Евангелия и пения "Воскресение Христово видевше..." на каждом всенощном бдении, которое совершается в субботу вечером. В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени.
Можно сказать, что эти покаянные тропари выражают основное настроение, которое сопровождает нас на протяжении всего Великого поста. Главная цель Великого поста - приносить Богу покаяние, то есть стараться осознать свои грехи и делать все возможное, чтобы хотя бы от части из них отказаться, исправиться и измениться к лучшему.
«Храм... телесный весь осквернен»
Эти слова напоминают нам о том, что каждый человек призван стать храмом Божьим, очистить свою душу так, чтобы она вместе с телом могла стать местом пребывания Духа Святого. Однако мы постоянно оскверняем этот храм своими негативными мыслями, словами и поступками.
«Трепещу страшного дня судного»
Христиане называют Судным днем день Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, когда, согласно Евангелию, Он придет на землю в сопровождении ангелов и начнет судить всех людей, когда-либо живших на земле (Мф 25:31–46). Именно в этот последний и страшный день будет принято окончательное решение о судьбе каждого человека.
«Я, как Давид, взываю к Тебе»
Давид был царем израильского народа и одним из великих праведников в истории до пришествия Христа. Он также был автором нескольких десятков псалмов, которые воспевали Бога и обращались к Нему с мольбами. Один из этих псалмов, 50-й («Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей...»), является примером идеального покаянного духа.
Точный автор и время создания покаянных тропарей неизвестны. Однако Церковь знает эти тропари по крайней мере с XIV века, когда была составлена Триодь постная - богослужебная книга, содержащая все основные тексты для чтения и пения во время Великого поста.
Да исправится молитва моя
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Перевод.
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, возношение рук моих — как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце мое к словам порочным измышлять оправдания грехам.