Найти тему
КиноДоктор

Челюсти (1975) - фильм снимался "на коленке" начинающим режиссёром Спилбергом, а вошёл в историю кино

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Впервые этот фильм я посмотрел в 1990 году. Название и сюжет в целом уже были на слуху, но меня смущал годы выпуска - аж 15 лет назад. Это глупость юности. Уже давно я с удовольствием смотрю фильмы не только 1970-х, но и 1960-х, и 1950-х годов, а современные обхожу зачастую стороной в виду их бездарности. Вот и тогда мои опасения не оправдались.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".

Фильм выстрелил главным образом потому, что никогда ранее подобных фильмов про опасности глубин и его реальных, а не вымышленных хищников, не было. Сама картина переполнена пустыми сценами и диалогами, достаточно затянута. Чего стоит даже лишний эпизод на лодке в конце фильма, когда Квинт, понтовитый охотник на акул, ноет про события 30-летней давности, когда американское судно "Индианаполис" доставляло атомную бомбу для Хиросимы, а потом было подбито японской подлодкой и большую часть экипажа съели акулы. Жаль, что не всех. О подобном стоило бы помалкивать, а туповатый американцы ло сих пор этим хвалятся.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

У фильма рваный ритм и мало самой акулы. Собственно, впервые мы её видим спустя час экранного времени. Желания не совпадали с возможностями киностудии. Не будь этот фильм - первым фильмов о нападении акулы, то он бы прошёл незаметно.

Неудивительно что Спилберга даже не выдвинули на номинацию "Лучший режиссёр", чем он был сильно возмущён. Фильм получил три американских "Оскара", но за звук, музыку и монтаж. Ни сценарий, ни режиссура не были отмечены. И это справедливо. Хотя сейчас американцы любят его пафосно именовать "одним из лучших фильмов всех времён", но это в их духе.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Фильм был снят по роману 1974 года Питера Бенчли. В нём Рой Шайдер играет шерифа Мартина Броуди, который с помощью морского биолога Хупера (Ричард Дрейфусс) и охотника на акул Квинта (Роберт Шоу) пытается выследить и убить большую белую акулу, которая нападает на туристов в летнем курортном городке. Мюррей Гамильтон играет мэра, а Лоррейн Гэри изображает жену Броуди. Авторство сценария приписывают Бенчли, написавшему первые наброски, и актёру-сценаристу Карлу Готтлибу, который переписал сценарий во время основной съёмки.

Снятый в основном на натуре в Мартас-Винъярде в Массачусетсе, "Челюсти" был первым крупным кинофильмом, снятым на берегу океана, и, следовательно, производство было затруднено из-за превышения бюджета и графика. Поскольку механические акулы художественного отдела часто выходили из строя, Спилберг решил в основном подчеркнуть присутствие акулы, используя зловещую и минималистичную тему, созданную композитором Джоном Уильямсом, чтобы указать на её надвигающееся появление.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Ричард Д. Занук и Дэвид Браун, продюсеры Universal Pictures, независимо друг от друга услышали о романе Питера Бенчли "Челюсти". Браун наткнулся на него в разделе литературы журнала о стиле жизни Cosmopolitan, который тогда редактировала его жена, Хелен Герли Браун. Небольшая открытка, написанная книжным редактором журнала, давала подробное описание сюжета, завершаясь комментарием: "мог бы получиться хороший фильм". Каждый из продюсеров прочитал книгу в течение одной ночи (такая маленькая?) и на следующее утро согласился, что это "самая захватывающая вещь, которую они когда-либо читали" (бедолаги), и что они хотят создать киноверсию, хотя и не были уверены, как это будет осуществлено. Продюсеры приобрели права на экранизацию в 1973 году, ещё до публикации книги, примерно за 175 000 долларов (что сейчас эквивалентно 1 300 000 долларам). Браун утверждал, что если бы они прочитали книгу дважды, то они никогда бы не сняли фильм, потому что поняли бы, насколько сложно было бы выполнить определенные эпизоды.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

В качестве режиссёра Занук и Браун сначала рассматривали режиссера—ветерана Джона Стерджеса, в чьё резюме входило ещё одно морское приключение, "Старик и море", прежде чем предложить работу Дику Ричардсу, чей режиссёрский дебют, Culpepper Cattle Co., вышел годом ранее. Вскоре их стала раздражать привычка Ричардса описывать акулу как кита, и они выгнали его из проекта. Между тем, Стивен Спилберг очень хотел получить эту работу и доставал продюсеров. 27-летний начинающий режиссёр только что снял свой первый театральный фильм, "Сахарный экспресс", для Занука и Брауна. В конце встречи в их офисе, Спилберг заметил их копию всё ещё неопубликованного романа Бенчли и, прочитав его, сразу же был одержим. Позже он заметил, что это похоже на его телефильм 1971 года "Дуэль". Он также показал в документальном фильме "Создание челюстей", вышедшем на DVD в 2012 году, что он напрямую ссылался на "Дуэль", переделав звук разрушаемого грузовика в предсмертный рёв акулы. После увольнения Ричардса, продюсеры подписали контракт со Спилбергом на режиссуру в июне 1973 года, перед выходом "Сахарного экспресса".

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Перед началом съёмок, Спилберг задёргался, испугался провала и хотел соскочить. Он хотел перейти на 20th Century Fox в качестве режиссёра фильма "Счастливая леди", но Universal воспользовалась своим правом по контракту и наложила вето на его уход. Браун помог убедить Спилберга придерживаться проекта, сказав, что "после [Jaws] ты сможешь снимать все фильмы, которые захочешь". Фильму был предоставлен ориентировочный бюджет в 3,5 миллиона долларов и график съёмок продолжительностью в 55 дней. Основные съёмки должны были начаться в мае 1974 года. Universal хотела, чтобы съёмки завершились к концу июня, когда истекал контракт крупных студий с Гильдией киноактеров, чтобы избежать каких-либо сбоев из-за потенциальной забастовки.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Для экранизации Спилберг хотел сохранить основной сюжет романа, но отказался от многих предложений Бенчли. Одним из его изменений было удаление из романа эпизода супружеской измены между Эллен Броуди и Мэттом Хупером. И без того неуверенный в себе шериф ещё и "рогоносец" отправляется в опасное плавание с любовником своей жены... Это было бы совсем уж.

Поскольку кроме самой идеи, роман Бенчли как и его варианты сценария были очень слабыми с непривлекательными персонажами, Спилберг долго бегал в поисках сценаристов, согласных переписать сценарий Бенчли. Но все отказывались. Тогда ему помог его приятель - актёр Карл Готтлиб. А по факту сценарий и диалоги писали по ходу съёмок чуть ли не все подряд. Например, гнусный рассказ Квинта об "Индианаполисе", придумал актёр Роберт Шоу, сыгравший этого самого Квинта.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Может поэтому фильм в целом получился с обилием пустых диалогов и сцен, рваным ритмом. По сути над ним работали дилетанты.

Что касается актёров, то изначально на роль шерифа Броуди приглашался Роберт Дювалль. Но он отказался. Ему был интересен персонаж Квинта, а не Броуди. А на роль Квинта приглашались Ли Марвин и Стерлинг Хейден, но оба отказались. Оставалось всего девять дней до съёмок, а актёров на роли Квинта и Хупера до сих пор не было.

Продюсеры предложили Стивену снять Роя Шоу, но тот сам не хотел. Его уломала жена. А Рой Шайдер сам напросился на роль шерифа Броуди, подслушав на вечеринке разговор Спилберга со сценаристом про акулу.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Роль Хупера предлагалась Джону Войту. Потом Джордж Лукас предложил Спилбергу Ричарда Дрейфуса, но тот сам отказался. Однако когда в прокате провалился фильм с его участием "Ученичество Дадди Кравица", то он так испугался что его больше никто и никогда не пригласит сниматься в кино, что сам позвонил Спилбергу и напросился на эту роль, которую первоначально отверг.

Основные съёмки начались 2 мая 1974 года, на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс. Первоначально продюсеры фильма хотели выдрессировать большую белую акулу, но быстро поняли, что это невозможно, поэтому для съёмок были изготовлены три полноразмерные акулы-бутафории с пневматическим приводом, которых съёмочная группа прозвала "Брюс" в честь адвоката Спилберга Брюса Рамера.

"Акула" из фильма "Челюсти" (1975)
"Акула" из фильма "Челюсти" (1975)

"Акулы" были разработаны арт-директором и художником-постановщиком Джо Алвесом в третьем квартале 1973 года. В период с ноября 1973 по апрель 1974 года акулы были смонтированы в компании Rolly Harper's Motion Picture & Equipment Rental в Сан-Вэлли, Калифорния. В их строительстве участвовала команда из 40 техников по эффектам под руководством Боба Матти.

Для управления всеми движущимися частями модели требовалось 14 операторов. Для лодки Квинта "Косатка", Алвес и его команда сконструировали две идентичные 42-футовые модели для фильма.

"Челюсти" был первым крупным кинофильмом, снятым в океане, в результате съёмки были сложными и значительно превысили бюджет. Недовольные члены съемочной группы дали фильму прозвище "Недостатки" ("Flaws" вместо "Jaws"). Спилберг приписывал многие проблемы своему перфекционизму и неопытности.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Съёмки в море привели ко многим задержкам: в кадр попадали ненужные парусники, камеры промокали, и "Косатка" однажды начала тонуть вместе с актёрами на борту. Пропеллерные акулы часто выходили из строя из-за ряда проблем, включая плохую погоду, попадание в пневматические шланги солёной воды, разрушение рам из-за водонепроницаемости, коррозию кожи и электролиз. Начиная с первого испытания в воде, "неабсорбирующая" неопреновая пена, из которой состоит кожа акул, впитывала жидкость, заставляя акул раздуваться, и модель морских саней часто запутывалась в зарослях морских водорослей. Позже Спилберг подсчитал, что при 12-часовом ежедневном графике съёмок в среднем на сами съёмки было потрачено всего четыре часа. Готлиб был почти обезглавлен пропеллерами лодки, а Дрейфусс практически замурован в стальной клетке. Актёров укачивало. Шоу также при любой возможности бежал в Канаду из-за своих налоговых проблем, занимался беспробудным пьянством и затаил обиду на Дрейфуса по непонятным причинам.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Задержки оказались полезными в некоторых отношениях. Сценарий был доработан в процессе производства, и ненадёжные механические акулы вынудили Спилберга снять много сцен, так что на акулу можно было только намекнуть. Например, на протяжении большей части охоты на акул их местоположение обозначается лишь плавающими жёлтыми бочками.

Достаточно странным выглядел тот факт, что Хупер каким-то образом спасается из хлипкой тесной клетки от акулы и прячется на дне морском. Глупый ход, но появился он так...

Кадры с настоящими акулами были сняты Роном и Валери Тейлор в водах у Опасного рифа в Южной Австралии с актёром невысокого роста в миниатюрной клетке для акул, чтобы создать иллюзию того, что акулы огромные. Во время съёмок Тейлоров, большая белая акула напала на лодку и клетку. Кадры нападения на клетку были настолько ошеломляющими, что Спилбергу не терпелось включить их в свой фильм. В то время в клетке никого не было, и в сценарии, написанном по роману, изначально фигурировала акула, убивающая Хупера. Впоследствии сюжетная линия была изменена, чтобы Хупер сбежал из клетки, что позволило использовать отснятый материал. Как выразился исполнительный продюсер Билл Гилмор, "Акула в Австралии переписала сценарий и спасла персонажа Дрейфуса".

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Хотя основная съёмка должна была занять 55 дней, она завершилась только 6 октября 1974 года, через 159 дней. Спилберг, размышляя о затянувшихся съёмках, заявил: "Я думал, что моя карьера режиссера закончилась. До меня доходили слухи ... что я больше никогда не буду работать, потому что никто никогда не снимал фильм на 100 дней позже запланированного срока". Сам Спилберг не присутствовал на съёмках финальной сцены, в которой взрывается акула, поскольку он полагал, что съёмочная группа планировала бросить его в воду, когда сцена будет закончена. С тех пор для Спилберга стало традицией отсутствовать во время съёмок финальной сцены его фильмов. Впоследствии подводные сцены были сняты в резервуаре для воды Metro-Goldwyn-Mayer в Калвер-Сити, с каскадерами Диком Уорлоком и Фрэнком Джеймсом Спарксом в качестве дублеров Дрейфуса в сцене, где акула нападает на клетку, а также недалеко от острова Санта-Каталина, Калифорния.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)

Джон Уильямс сочинил знаменитую партитуру фильма, которая принесла ему премию "Оскар". Позже Спилберг сказал, что без партитуры Уильямса фильм был бы лишь наполовину таким успешным, и, по словам Уильямса, это дало толчок его карьере.

В 1978 году вышла вторая часть "Челюсти" с Роем Шайдером, но с треской провалилась. Ужасно бездарное кино вышло да и к тому же уже не оригинальное. В 1983 году сняли и вовсе бредовую третью часть. А в 1987 году вышла четвёртая и последняя часть. Ещё хуже (хотя куда уж хуже) двух предыдущих.

Кадр из фильма "Челюсти" (1975)
Кадр из фильма "Челюсти" (1975)