Найти тему

ГАЗ-3102 – модернизация классической «Волги»

309 прочитали

Всем привет!

Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг. занимала главенствующую позицию среди служебных автомобилей СССР, но уже в 80х ей потребовалась замена. И тогда появился автомобиль ГАЗ-3102, которому я и посвящаю первую в этом году статью.

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.

История нашего героя началась в 1976 г., когда горьковские машиностроители поняли, что ГАЗ-24 морально устаревает и нуждается в замене. Еще тремя годами ранее появился прототип ГАЗ-3101, который был представлен высшему партийному руководству, но дальнейшего развития не получил. Все же в дальнейшем он был взят за основу при проектировании модели 3102.

Конструкция автомобиля подверглась многим изменениям: кузов был усилен для повышения безопасности, появились безопасные наружные ручки, а форточки на дверях исчезли. Стоит ли говорить о светотехнике, которая стала прямоугольной, а не круглой, как у предшественника. Вообще, фары и задние фонари делали автомобиль узнаваемым, и даже сегодня их можно считать некой «визитной карточкой» модернизированной горьковской машины.

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.-2

Изначально предполагалось установить под капотом новый мотор производства ЗМЗ, но завод не сумел наладить серийное производство подобных агрегатов, и тогда машина получила модернизированный двигатель от ГАЗ-24, объем которого – 2,4 л, а мощность – 105 л. с. С ним была состыкована классическая 4-ступенчатая МКПП, хотя на экспериментальном 3101 была автоматическая коробка передач. Из-за малого опыта создания коробок-автоматов от прогрессивной КПП пришлось отказаться.

Зато много внимания было уделено салону автомобиля. Он, как и у ГАЗ-24, стал воплощением роскоши, однако отделка панели стала более современной, воздуховоды стали с решетками, как у современных автомобилей, а передние сиденья получили подголовники. Кроме того, ремни безопасности появились и на передних, и на задних сиденьях.

Салон ГАЗ-3102. Источник фото: drive2.ru
Салон ГАЗ-3102. Источник фото: drive2.ru

Первые опытные образцы ГАЗ-3102 вышли в свет в 1980 г., и так совпало, что в то же время было остановлено производство устаревшей «Чайки» ГАЗ-13, о которой я писал здесь. Серийное же производство новой «Волги» началось в 1981 г., правда, в год производилось не более 3000 машин: все они отправлялись на службу в партийные органы, а также обслуживали военных. Лишь изредка автомобиль шел на экспорт в Восточную Европу, где их также определяли на гос. службу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Все изменилось после развала СССР: госструктуры перестали быть единственным заказчиком модели, и ГАЗ-3102 стали продаваться частным лицам. В то же время автомобиль был упрощен: мотор стал развивать всего 100 л. с., бензобак стал вмещать всего 55 л вместо 70 в советские годы, а отделка салона стала пластмассовой. В таком виде автомобиль выпускался до 1997 г., после чего был модернизирован: мощность двигателя повысилась до 130 л. с., а коробка передач стала 5-ступенчатой.

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.-5

Последняя же модернизация произошла в 2006 г., и автомобили последних лет выпуска можно узнать по новым ручкам дверей. Но это было не единственное изменение: салон был приближен к европейским нормам, а под капотом был установлен мотор производства Chrysler, мощностью 137 лошадей.

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.-6

За все время производства (до 2008 г.) общая конструкция автомобиля оставалась прежней, как не менялись и модификации. Большинство машин были седанами, но изредка выпускались кабриолеты:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И даже фургоны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Сегодня ГАЗ-3102 остается заметным на наших дорогах. Но среди встречающихся экземпляров практически нет машин советского времени: в основном заметны версии 90х и 2000х гг.:

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.-9

Многие машины также оседают в сельской местности, хотя изначально для этого не предназначались:

Всем привет! Ровно год назад я писал о классической «Волге» ГАЗ-24, и к ней можно вернуться здесь. Она в 70х гг.-10

ГАЗ-3102 – автомобиль с непростой судьбой. Процесс его рождения был непрост, как непрост и жизненный путь: он совпал с перестройкой, развалом страны и последующим экономическим кризисом. Но создатели машины смогли часто приспосабливать ее к новым условиям, и благодаря этому мы их еще можем видеть на наших дорогах.

Много ли таких машин встречается в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!