Клим Шипенко во мгновение ока стал одним из самых востребованных и известных режиссёров отечественного кинематографа. Начинал Клим с хорошенько забытых в наше проектов, не получивших признание даже в узких кругах. Пошла его карьера в гору с выходом "Салюта-7". Кино не только стало редким отечественным блокбастером, забравшим приличную кассу, но и весьма громко пошумела за рубежом. В 2019 Клим ударил сразу двумя фильмами, причём совершенно разной направленности. "Холоп" стал самой кассовой комедией, а "Текст", видимо, лучшим фильмом с Петровым. В 2021 Шипенко стал первым режиссёром в мире, который отправился в космос ради съёмок художественного фильма. А в 2023 "Вызов" добрался наконец до кинотеатров. 1 января под себя в 2024 выхватил уже сиквел "Холопа", где Клим также остался режиссёром. По такому поводу я расставил все фильмы режиссёра Клима Шипенко от худшего к лучшему. И про метод расстановки. Обычно фильмы в списках распределяются по местам при помощи этой формулы: (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3. Но проблема в том, что в таком случае не получится обсчитать русские фильмы. Но и в России тоже есть сайты критиков, поэтому в данном случае на помощь придёт сайт Критиканство. А формула подсчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+Критиканство)/3
Кстати, перед началом (не реклама) хотел бы посоветовать подписаться на канал моего подписчика Rewan Ropynin, который совсем недавно начал вести свой блог о кино.
9. Непрощённые (2009), (60+59+30)/3=49.66
Первый полнометражный блин, очевидно, вышел комом. "Непрощённые" - это достаточно второсортный и мутный фильм, вдохновлённый как будто бы разными сериалами производства НТВ. Кино со слоганом "Шесть судеб - одна развязка" и описанием сюжета, настолько расплывчатым, но кажущимся настолько гениально трагично-романтичным для криминала, что диву даёшься, как такое не может стать культовым цитатником мемов. Даёшься до того момента, пока не посмотришь. Спустя почти полтора десятилетия "Непрощённые" очень плохо состарились. По качеству картинки и съёмки создаётся ощущение, что снималось кино ещё в конце 90-ых. Персонажи все тоже прям приехали из нтв`шных сериалов - у каждого какая-нибудь трагичная предыстория или около того. Действие весьма неровное и скучное, а персонажей настолько много, что запомнить всех не представляется возможным. Картинка максимально скудная, хотя атмосферу режиссёр передал весьма неплохо. На мой взгляд, из "Непрощённых" получилась очень пресная, обычная, ничем не примечательная и забываемая криминальная драма, так что последнее место вполне заслужено.
8. Холоп 2 (2024), (68+62+54)/3=61.33
Сюжет первого "Холопа" был, можно сказать, уникальным, но абсолютно не предназначенным для франшизы. Эта история случилась лишь раз, второго такого случая нам не надо. Но самая кассовая комедия страны на дороге не валяется, так что держите сиквел, где мальчика заменили на девочку. И мне кажется, что создатели на съёмках продолжения решили: так, так и так вторую часть снимут, но раз уж этим мы занимаемся, то давайте просто устроим истинное веселье. "Холоп 2" как фильмы Майкла Бэя - такой перенапряг с бурным действием, что ни в одной сцене кино не могло не нарадоваться на свою помпезность. Справедливости ради, сиквел пытался оправдать своё существование. Как оказалось, Гришка всё-таки остался не совсем хорошим, мажорские замашки ещё при нём. Поэтому под ширмой перевоспитания мажорки вся команда пыталась доделать из Гриши настоящего человека. Такая знатная оплеуха первому фильму, где герой слишком быстро переобулся. Оплеух, кстати, многовато. Ооопять пара из первой части разбежалась, даже вшивых флэшбеков с ссорами не показали. Самойленко зачем-то проверяет отношения с женой на прочность. Да и финальная шутка с тем, что та деревня теперь напостой будет всяких мажоров исправлять, тоже вылетела в трубу. Комедия вследствие похожих шуток и несвежего сюжета на меня не особо сработала. Быть может, раз десять какие-нибудь перепалки меня слегка улыбнули, но от души посмеяться не удалось. Но чем "Холоп 2" хорош, так это своим безумием. Втрое увеличенный бюджет пошёл по назначению - по ходу сюжета постоянно происходит какой-то дорогой фарс. Из гнилой деревушки вторая часть переехала в дворцовые апартаменты, а после устроила целую баталию с Наполеоном. Причём сражение поставлено настолько круто, что "Наполеон" Ридли Скотта может начинать завидовать. Камера дико носится за бедной Катей, которая в свою очередь носится от града пуль, снарядов и французов. Местами бешеный оператор прям очень долго следует за главной героиней, создавая эффект присутствия. Режиссёр с оператором в принципе решили оторваться по полной. Кино какое-то безумно стильное, глянцевое и визуально достигшее идеала. В некоторых моментах Шипенко и Коробейников с Южанином (там два оператора) делают некоторые сцены просто гениальными. Сценарно авторы тоже пытались хоть как-то разнообразить первый фильм. Добавили конфликтов, сделали упор на импровизацию, что смотрелось бы неплохо, если бы не было первого фильма. Сиквел всё-таки слишком похож на оригинал, путь Кати лишь обёрткой отличается от пути Гриши. Ещё меня чутка расстроил Милош Бикович. Актёр, конечно, замечательный, но что-то с голосом его не так было в этот раз. Милош из Сербии, и есть в его говоре замечательный акцент. Такой был и в "Вызове", но на "Холопе 2" стал звучать естественнее для русского уха, к чему я никак не мог привыкнуть. И кстати, если у нас Саша Петров главный актёр всея Руси, то Аглая Тарасова, наверное, главная актриса. Типа, играет она нормально, просто чуть ли не в каждом втором фильме я её вижу. По спойлерам. Финал, если честно, какой-то притянутый. Весь хронометраж Бикович дурил Тарасову, хитростью заставив её влюбиться в него. Когда же обман раскрылся, то героиня без проблем даже скандала не устроила. Ну и финальные покатушки на катере с любовью смотрелись очень притянуто. Подождём триквела, на который был намёк, где Бикович разойдётся с Тарасовой, устроив себе новые средневековые приключения. В целом "Холоп 2" мне неплохо зашёл. Да, кино, мягко говоря, негениальное, это базовая комедия без замашек на юмор года. Климу Шипенко и съёмочной команде почтение - все постарались на славу. И, будь сиквел оригиналом, то мне бы понравилось больше. Вторая часть масштабнее и занятнее первого фильма по мелочам, но из-за того, что главную фишку я уже видел раньше, она кажется более пресной. Сиквел совершенно бесполезен, но если вы вдруг ярый фанат "Холопа" или вовсе его не смотрели, то "Холоп 2" может понравиться. Я бы поставил 7 из 10 только за масштаб, актёров и топовую режиссуру.
7. Как поднять миллион. Исповедь z@drota (2014), (63+59+63)/3=61.66
Вообще, я не думал, что у Клима Шипенко так много фильмов. Помню, я как-то шарил по страничке режиссёра на КП, где, за исключением пары короткометражек, первым его проектом почему-то увидел "Любит не любит". Как оказалось, до этого Клим ставил ещё несколько весьма специфических картин. И "Как поднять миллион" - это такая весьма классическая драма с элементами комедии и мелодрамы на манер условного "Волка с Уолл-стрит". Главный герой под закадровый голос рассказывает тернистую историю своей жизни, как бы исповедуясь перед толпой зрителей. История начинается со старшей школы, а заканчивается где-то на кризисе среднего возраста. Хоть и общая канва сюжета весьма банальная, но в целом события довольно интересно поданы. Клим Шипенко снял прям очень "уличное" кино, во всех смыслах. Если сравнить картинку "Как поднять миллион" не то что с "Холопом", а с "Текстом", который тоже социальная драма без грамма фантастики, то вы не увидите буквально ничего общего. Правда, в обоих случаях стиль Клима мне нравится. В случае с картиной на 7 месте неплохо передаёт атмосферу ручная камера. Герои постоянно переживают какой-нибудь стресс, а живая камера не сводит с них глаз, всеми способами подчёркивая неловкость или трагичность ситуации. Да и подача материала больше для массового зрителя - ничего арт-хаусного здесь нет. Такая авантюрная полуторачасовая драма с примесью комедии. Не хватает фильму местами задора ленты Мартина Скорсезе, но лично мне кино от Клима понравилось. Классная история любви и дружбы, пронесённая через тонны споров, скандалов и трудных жизненных моментов. Прям мощной драмы я не увидел, но арка с отцом, аварией и дочерью меня даже тронула. Плюс, это первая совместная работа режиссёра с Александром Самойленко, с которым они отлично сработаются впоследствии - актёр появится во всех фильмах Клима, кроме "Текста".
6. Любит не любит (2014), (63+58+65)/3=62.0
После не особо громких первых работ в 2014 Клим подался к студии Yellow, Black and White, которая всегда специализировалась на комедиях, если касаться и тв-сегмента, то их проекты зачастую были весьма высокого качества. Вспомнить хоть "Кухню" или "Ивановы-Ивановы". "Любит не любит", к сожалению, не стала какой-то прорывной комедией, но и особо ужасной тоже. У фильма всё неплохо было с рекламой - любовный треугольник между Светланой Ходченковой, Любовью Аксёновой и Максимом Матвеевым в тёплом летнем ромкоме, ну как такое не захочешь посмотреть? Я про эту комедию узнал как раз от "Кухни", так что ожидал аналога "Кухни в Париже", тем более что Франция тут тоже в наличии. И вышло-то вроде неплохо, но как будто бы и совершенно ни о чём. "Любит не любит" - это идеальный пример фильма, который стоит смотреть только фоном. Комедия не показалась мне шибко смешной, а более менее все казусные ситуации я так или иначе встречал в эпизодах "Кухни". Со временем содержание картины всё сильнее и сильнее растворяется - спустя пару лет после просмотра я уже качественно забыл многие сюжетные перипетии, хотя общая история каким-то образом от меня не ускользнула. Максим Матвеев планирует жениться на Любви Аксёновой, но сначала внезапно познакомится с Ходченковой, так что начнётся комедия положения, где главный герой попытается объясниться перед родителями невесты, что за досадное недоразумение тут творится. Настрой, правда, был очень лёгким, так что небольшой хронометраж в полтора часа действительно был небольшим. И всё вроде бы шло нормально, ровно до финала. Это никак не помешает просмотру, но сейчас спойлерну концовку. Мне не понравился выбор главного героя - взял и кинул Аксёнову на Ходченкову, которая весь хронометраж бухала или занималась всяким непотребством. А персонаж Аксёновой был просто безгрешным ангелом воплоти. Короче, мне не очень зашло. Да, картинка вполне себе яркая и завлекающая. Юмор, откровенно говоря, не шибко смешной, но это и не красная зона на КиноПоиске. Я бы, наверное, даже поставил очень хлипкие 7 из 10, если бы меня не разочаровала концовка.
5. Холоп (2019), (69+67+65)/3=67.0
Первый "Холоп" неплохо так прогремел под самый конец 2019. Стал самой кассовой комедией в истории российского проката, но схлопотал не самые лестные отзывы от аудитории. Вроде как сначала было просто хорошо, а потом посыпались крики о таком громком, но таком бездарном фильме. Не стану сейчас рьяно защищать "Холопа", но меня дико удивляет сравние этой комедии с "Шоу Трумана". Я не знаю, кто стал первым гением, разглядевшим в "Холопе" вдохновение, оммажи, а потом и воровство сцен у фильма с Керри, но я в корне не согласен с этим мнением. Оба фильма говорят про разные вещи, используя разные инструменты. Единственная связывающая их нить - главный герой находится в плену, о котором и не подозревает. Конечно, "Холопу" далеко до философии Трумана, но, блин, зачем сравнивать драму с комедией? Кино Клима Шипенко - вполне типичная комедия, разве что украшенная нетипичным сеттингом. По сюжету главный герой-мажор просто лишается попечительства богатого папки, поэтому ему приходится перевоспитываться в деревенских условиях. "Тачки", "Доктор Голливуд", "Непослушник", "Последний богатырь" - вот это вот всё. Но "Холоп" - комедия за производством Yellow, Black and White, где адекватные сценаристы присутствуют. Не назвать ленту вершиной комедии, но тут есть неплохие шутки. Персонажи некоторые довольно прикольные. Образ Милоша Биковича не назовёшь каким-то прорывным или уникальным, но мне сам актёр дико нравится ещё со времён "Отеля Элеон", так что каждый его новый фильм стараюсь смотреть. И его харизма в "Холопе" мне тоже очень нравится - он, не побоюсь этого слова, сделал половину успеха фильма. Сюжет перевоспитания подан довольно-таки интересно. Закинуть мажора не просто в глубинку, а в целый 19 век - весёлая штука. Комедия тоже получилась достаточно неплохой. Я до этого уже был насмотрен разными "ИП Пирогова", "Вне игры" или тем же "Грандом", так что примерно понимал, какого рода юмором будет удивлять "Холоп". Шутки вполне в рамках моих, что называется, прогнозов. Продолжая говорить про образ Биковича, он и вовсе буквально повторил роль Павла Аркадьевича из Элеона. Визуал с режиссурой, кстати, тоже интересные. Клим Шипенко неплохо поднялся по сравнению с "Любит не любит" - в "Холопе" его стиль сильнее выражен. В общем, мне "Холоп" показался вполне себе смотрибельной и смешной комедией на 7 из 10.
4. Текст (2019), (68+66+72)/3=68.66
"Текст" в 2019 году неплохо пошумел как нечто провокационное с Кристиной Асмус и с запредельно крутым Петровым на главной роли. Если бы не условный Юрий Быков, то разные социальные драмы для российского зрителя были бы вообще в диковинку. Тем более глядеть на социальную драму с Петровым, который всегда был специалистом по громким блокбастерам или комедиям. После "Холопа" выяснилось, что ставил режиссёр умеющий, так что в 2020 я "Текст" всё-таки посмотрел. И мне понравилась атмосфера и холодная режиссура, но не кино в целом. И проблема, скорее всего, в том, что я не понял главный посыл фильма. Вернее, не не понял, а не принял. Сейчас проблема зависимостью гаджетами вполне себе очевидна, даже в 2019 эта тема уже была актуальной, но мне как-то повезло пройти мимо всего этого. Типа, я до 15 лет спокойно ходил с кнопочным телефоном, играл в змейку и никого не трогал, а аккаунтов в разных социальных сетях у меня отродясь не водилось. Поэтому я не то чтобы самый подходящий человек для того, чтобы прочувствовать посыл фильма, но в остальных аспектах кино довольно интересное. У главного героя случилась ужасная ситуация: посадили в тюрьму за просто так, потому что плохой полицейский подкинул наркотики. Отсидел 7 лет, а когда вернулся домой, то мама уже скончалась, так что персонаж остался в одиночестве. Злополучная встреча с полицейским в исполнении Янковского заканчивается тоже не радостно: Петров пусть и случайно, но убивает ублюдка. И затем мы полфильма наблюдаем за тем, как Петров притворяется Янковским при помощи обычного телефона. Штука довольно интересная не только концептуально. Как мы выясняем по ходу развития сюжета, у Янковского не очень хорошие отношения с девушкой и родителями. И Петрову даже удаётся хоть как-то наладить эти отношения при помощи простой переписки - это прекрасный момент фильма. Вместе с тем, не будем забывать, что это и прекрасный триллер. Нагнетать и устраивать тревожную атмосферу кино умеет, да и режиссёрски "Текст" также мне очень понравился. Вообще, достаточно неплохой в 2019 получился контраст между комедией и триллером-драмой от Клима Шипенко - визуально два фильма совершенно разные: как по тону, так и по постановке в целом. Из "Текста" же определённо получился интересный эксперимент с хорошими актёрскими работами и отлично адаптированным сценарием, но лично для меня это не самый близкий фильм, 6,5 из 10.
3. Вызов (2023), (75+69+66)/3=70.0
Ох, насколько же негативное отношение было к фильму "Вызов" у всех, кто слышал про тот замечательный факт, что для съёмок его создатели слетали в космос. Я же перед просмотром испытывал несколько смешанные чувства, так как за режиссёра Клим Шипенко, у которого я смотрел все фильмы, - и большинство были вполне себе хороши. Но это дурацкое рвение перегнать Голливуд и стать не только первой страной, запустившей ракету в космос, но и первой страной, снявшей художественный фильм в космосе, настраивало как раз на то, что кино окажется убогой заказухой. Мне всё-таки не верилось в громогласный успех "Вызова", но лицезреть снятое в космосе кино на большом экране соблазн был. И смотрел я кино вместе с другом, которому близко положение главной героини, - он тоже врач. А так как зритель он неискушённый и смотрит фильмы раз в 100 лет, то "Вызов" ему вдруг безумно понравился. Я же сразу после просмотра бомбил и докапывался чуть ли не до каждой сцены, хотя кино мне показалось довольно-таки неплохим. Внезапно, со временем я начал относиться к фильму всё лучше и лучше - плохие сцены начали выветриваться из памяти, а хорошие наоборот - оставаться в ней надолго. Как бы то ни было, сразу хочу отметить, что работа Клима Шипенко в качестве режиссёра великолепна. С точки зрения визуала картина выглядит практически безупречно, так что поспорить с голливудскими аналогами труда не составит. Клим Шипенко действительно чувствует главную тему своего фильма, так что довольно часто одаривает зрителя интересными стилистическими приёмами, что не особо характерны для российских фильмов. Акценты в картине расставлены также здорово. Если пока не обсуждать сценарий, то общая подача проблем главной героини в семье, на работе, а также её эмоциональное состояние - всё это проработано и поставлено хорошо. В нужные моменты кино ради напряжения обильно пользуется параллельным монтажом, так что к сценам тренировок у меня также мало вопросов. Для своей абсолютно небоевиковой и не развлекающей массового зрителя направленности картина старается держать тебя у экрана - не всегда это получается, но почти 3 ч пережить было достаточно легко. Правда, не всегда кино ощущается насыщенным. Есть пустые сцены или провисающие моменты, когда прям скучно. Но я бы всё-таки не сказал, что это критично, так как в нужные моменты "Вызов" находит нужный темп. Ну а главный момент, ради которого кино существует, - всё-таки первое в космосе - уже вызывает некоторые вопросы, так как совершенно не поражает воображение, причём не то чтобы действительно мог бы дать хотя бы надежду на это. Главный объект космических вожделений - это пятки Юлии Пересильд в белых носочках. Ещё на огонёк иногда залетают волосы, парящие в невесомости. В остальном кино никоим образом удивить съёмкой на МКС не может - так как это лишь узкие клаустрофобные коридорчики. Ну а в съёмке нашей планеты через иллюминатор ничего удивительного нет. Продолжая говорить о минусах и спорных решениях, очень хочется затронуть и юмор. Клим Шипенко ставил парочку комедий, так что шутки-прибаутки перетекли и в "Вызов", что, как мне кажется, очень неуместно. Раз уж вы заявили такую драму и триллер, то не портите всю атмосферу регулярной несмешной клоунадой. Особенно в этом плане меня смущает героиня Елены Валюшкиной, которая является постоянным объектом шуток, но делает это либо очень плоско, либо в самые неподходящие моменты. Я бы юмор вырезал ко всем чертам, оставив только пару подколок от Милоша Биковича, но не делая на комедии настолько большой акцент. Ну и ещё в этом фильме меня раздражает персонаж Владимира Машкова. Вся его роль заключается в том, что он произносит какие-нибудь пафосные речи, просто в каждой сцене закуривая или откровенно бухая. Чтобы сделать из последней "Матрицы" кино с цензом 16+, а не 18, замажем сигаретку у аналога агента Смита, а вот в отечественном фильме с цензом 12+ у нас будет целый персонаж для этих действий выделен. Спасибо хоть, что классической эротики детских (относительно) фильмов на уровне "Легенды о Коловрате" не продемонстрировали. Хотя, погодите, всё-таки Пересильд заставили покрасоваться в нижнем белье. Всё для наших детей. Сценарий в целом мне показался довольно поспешным и не всегда логичным. Давайте отбросим логику событий - я говорю только про поведение персонажей. Есть много откровенно лишних сюжетных сцен или даже персонажей. К примеру, отношения Пересильд со своей дочерью заявляют конфликт в начале, но с продвижением сюжета их бросают из-за прочих проблем и загруженности. Персонаж Милоша Биковича тоже вызывает вопросы. Нам целую сюжетную линию выделяют на бессмысленную интригу с тренировками врачей для полёта в космос, хотя, как бы я не желал абстрагироваться от всех промо-материалов, просто невозможно не знать о победе Юлии Пересильд. И вот вроде как побеждает в итоге Бикович, а затем вообще без причины сливается, толком не объяснив причину. Я думал, что, раз нам столько раз говорили и про его зависимость огненной водой, он в итоге не пройдёт как раз из-за этого. Сюжетной линии Юлии Пересильд с чувством вины, признаюсь, пришлось несколько посопротивляться со мной, прежде чем она смогла мне понравиться. Сразу после просмотра эта ветка казалась мне чересчур вторичной и безликой - и даже относительно красивая сцена под финал в космосе (которая - графон) положение не исправила. Теперь же я к Пересильд проникся, а её арку отношений с мужем считаю очень даже трогательной. Даже визуально и концептуально это было здорово обыграно. Кстати, мнения по поводу плохой актрисы я не разделяю. На мой взгляд, она как раз-таки прекрасно вписалась в роль, добавляя некую перчинку, но в целом будучи персонажем приятным. Ещё мне очень нравится название фильма, а если точнее - его глубина. У меня заголовок "Вызов" при знании синопсиса ассоциировался с вызовом врача к больному. А тут всё немного глубже, хоть и лежит на поверхности. Это не только вызов Пересильд в космос, сама героиня бросает себе вызов, пытаясь удачно провести уникальную операцию и простить себя за оплошности прошлого. Этот мотив в фильме реализован блестяще. К слову, "Вызову" идёт на пользу то, когда он, так сказать, занят делом. Тот же сегмент с тренировками получился очень захватывающим и интересным. Но куда больше впечатляет проведённая в космосе операция: визуал, режиссура, уровень триллера, напряжения и саспенса - это же просто пушка. Кульминация фильма действительно работает, так что к ней даже придираться не хочется. На удивление, со временем я проникся к "Вызову" и начал считать его даже очень хорошим фильмом. Довольно неплохие 7 из 10 с оглядкой на все глупости и условности я бы поставил сразу после выхода из кинотеатра, но к сегодняшнему дню готов поставить даже 8. Пусть сценарий хорош далеко не всегда, но за режиссуру, съёмку, атмосферу и довольно качественную работу с персонажами кино можно ценить.
2. Кто я? (2010), (70+63+100)/3=77.66
Внезапный нежданчик оказался у нас на 2 месте - малозаметная и не шибко известная драма раннего периода карьеры Клима Шипенко с целой Жанной Фриске на одной из главных ролей. Что нужно отметить, по сравнению с дебютом Клима в полнометражном кино "Кто я?" выглядит гораздо качественнее по всем аспектам. Картинка всё ещё очень приглушённая, на 2010 совсем не тянет, но и на середину 90-ых тоже. Сюжет уже не так явно, но всё ещё напоминает завязку для какого-нибудь древнего сериала с канала НТВ. Но в целом получилось вполне себе смотрибельно. Правда, моя главная проблема с этим фильмом в том, что я никак не могу, так сказать, влиться в его повествование. Какой-то паренёк потерял память, а между сценами его допроса нам показывают очевидные флэшбеки того, чем он занимался раньше. То есть, ждём его внезапной драмы с сюжетными поворотами. Как оказалось, первопричина кроется в знакомстве с целой Жанной Фриске - вместе персонажи будут какое-то время радоваться и развлекаться, произнося классические фразы про любовь. Сцены допроса будут перекликаться с действиями персонажа в прошлом, что практические никак не стыкуется между собой, какие-либо параллели кино выстраивает очень редко. И так "Кто я?" и остаётся довольно муторной детективной драмой до самого конца - я всё ждал какого-нибудь разрывного поворота или в целом чего-нибудь интересного, но таковых сцен не последовало. Персонажи во флэшбеках просто играли в любовь, пока в настоящем происходило такое же безынтересное расследование. Ну а финал никоим образом не сделал кино лучше, не удивив совершенно ничем.
1. Салют-7 (2017), (75+72+(100+74)/2)/3=78.0
Собственно, не стоило так удивляться выдвижению именно Клима Шипенко на роль постановщика первой художественной картины в космосе - всё-таки у него уже был опыт съёмок космического фильма. До кучи, "Салют-7" неплохо пошумел на западе - у него единственного в этом списке есть рейтинг на зарубежном Rotten Tomatoes, ещё и со 100% одобрением. Но если "Вызов" я защищал, то на "Салюте-7" буду главным образом бурчать. Я посмотрел кино как раз перед походом на "Вызов", чтобы примерно понимать, какого уровня постановка меня ждёт. И в целом режиссура и визуальное исполнение оказались на достойном уровне. Да, где-то там видно графику и откровенный зелёный экран, но это не бьёт по глазам так сильно, как могло бы. Создаётся ощущение реальности происходящего, просто сюжет, персонажи и в целом кино кажется таким пресным нафталином, что смотреть на это всё попросту неинтересно. Пусть сюжет и основан на реальных событиях, но снова на космической станции начались какие-то неполадки, поэтому срочно вызывайте в космос человека с глубоко личным конфликтом, чтобы он там по ходу болтания в невесомости свои гештальты позакрывал. В "Салюте-7" таковым становится Владимир Вдовиченков. Компанию в космосе ему составит Павел Деревянко - и вместе ребятки и будут разгребать всё космическое дерьмо, копируя сцены из "Гравитации", "Интерстеллара" или "Марсианина". Сам факт похожести этих сцен не делает "Салют-7" хуже, тем более что это буквально единственный экшен, который создатели могут показать, чтобы плашка "это реальный подвиг по реальным событиям" хоть что-то значила. Это не столько вина фильма, сколько, как ни странно, скованности авторов в показе необъёмного космического пространства. "Вызов" справился с этим, так как ему не нужно было устраивать головокружительный экшен с почином МКС - его новаторство заключалось в показе операции при экстренной ситуации. "Салют-7" в глобальном смысле предлагает банальнейшую задачу что-то там починить, чтобы в космосе не произошёл трындец мирового масштаба. Выйди кино на 5 лет раньше, было бы сродни уникальному самородку. Но в 2017 это стало слишком скучно. Хоть как-то могла затащить личная драма главного героя (что, кстати, тоже было продемонстрировано в "Вызове"), но у персонажа Вдовиченкова тоже не было никакой изюминки. На мой взгляд, получилось попросту второсортное кино с отсутствием напряжения и интересных арок у персонажей. Визуально всё сделано по госту, актёры, режиссёр, графисты и остальные причастные к съёмкам молодцы, но очень скучно.
Подводя итог, можно сказать, что за десятилетие Клим Шипенко неплохо продвинулся от съёмок каких-то малоизвестных инди-проектов до главных событий российского кинематографа. По сути, с "Салюта-7" началось его восхождение на, так сказать, русский Олимп. Уже в 2019 он выдал главную кассовую сенсацию года под названием "Холоп", а вместе с ним выпустил редкую мощную драму с Петровым. "Вызов" по итогу тоже оказался приятной неожиданностью, сделавшей режиссёра известным на всю страну однозначно. Несмотря на то что я не очень активно хвалил проекты Шипенко, тем не менее хочется отметить, что Клим в миг стал одним из самых моих любимых отечественных авторов. В его режиссуре есть определённый стиль, он действительно хорошо умеет подать даже не самый хороший материал. В общем, подождём его будущих режиссёрских успехов.
Ссылка на телеграмм-канал.