Найти в Дзене
Алена Жуйкова

Одержимость смертью

В эпоху, когда «воскрешающие люди» могли выкопать труп для анатомического исследования, были те, кто боялся, что мёртвые покидают свои могилы в менее физической форме
В эпоху, когда «воскрешающие люди» могли выкопать труп для анатомического исследования, были те, кто боялся, что мёртвые покидают свои могилы в менее физической форме

В эпоху, когда «воскрешающие люди» могли выкопать труп для анатомического исследования, были те, кто боялся, что мёртвые покидают свои могилы в менее физической форме.

В 1681 году была опубликована «Книга о колдовстве» Джозефа Гленвилла, которая высмеивала скептиков, отрицавших существование ведьм и демонов, бродивших по стране. Издатель в своем предисловии защищал рассказы о привидениях, включенные в работу, говоря, что «они казались хорошо засвидетельствованными и весьма достоверными и... не содержат ничего, кроме того, что созвучно правильному разуму и здравой философии».

В охоте на ведьм, последовавшей за этим, и особенно в ходе последующих Салемских судов, призраки и духи играли главную роль. Из-за робкой природы они иногда появлялись только одному человеку за раз. Даже в переполненном зале суда молодая девушка могла увидеть призрак ведьмы, который не был виден никому из присутствующих. На основании одного только этого явления человека могли приговорить к смерти.

В конце 17-го века охота за ведьмами прекратилась. Общественность отвернулось от деятельности охотников и обвинения в колдовстве были отвергнуты судами по всей Европе и Америке. В эпоху Просвещения, в XVIII веке, интеллектуалы заняли более скептические позиции, которые высмеивали веру в ведьм и призраков.

Интеллектуалы-деисты верили в существование вселенной, работающей как часы. Они думали, что Бог-часовщик запустил мир, и с тех пор не вмешивался в своё творение. Тогда призраки, если они и существовали, были частью порядка вещей. Учёные оказались зажатыми между своими теориями и опытом людей. Как сказал доктор Джонсон: «Удивительно, что со времени сотворения мира прошло уже пять тысяч лет, и до сих пор не ясно, был ли когда-нибудь случай появления духа какого-либо человека после смерти. Все аргументы против этого, но вся вера за это».

Даже когда философы пытались вычеркнуть чудесное из библейских повествований о привидениях и призраках, большая часть Европы оставалась непоколебимо христианской. Один мыслитель писал, что он верил в призраков «благодаря уважению Священного Писания, свидетельству всей древности и традициям Церкви».

Вера в сверхъестественное шла рука об руку с религиозной верой, и народная культура процветала в сельских районах континента - хотя люди не готовы были верить всему
Вера в сверхъестественное шла рука об руку с религиозной верой, и народная культура процветала в сельских районах континента - хотя люди не готовы были верить всему

Вера в сверхъестественное шла рука об руку с религиозной верой, и народная культура процветала в сельских районах континента - хотя люди не готовы были верить всему.

В 1737 году в Абердиншире Джорда Уотта мучала его умершая мать. Её призрак регулярно появлялся Уотту и его братьям и «раскрывал им несколько вещей для их временного и вечного блага, которые они должны были делать на свой страх и риск». Главное, на чем настаивал призрак его матери, - это чтобы Джорди женился на своей горничной Тибби Мортимер.

Уотту это показалось необычным, и он посоветовался со священником о том, что ему следует делать. Тот проводил Уотта до его дома и сразу же увидел призрака в том виде, в каком его описали. «Внешность, которая впервые предстала его взору, была примерно такой же, как у обычной женщины, покрытой белым чистым бельем». Поэтому священник решил проверить, действительно ли это привидение. Он устроил испытание для призрака, которое, по его мнению, соответствовало принципам христианского откровения и истинной философии - то есть ударил его палкой - и обнаружил, что привидение оказалось самой Тибби Мортимер. Живой.

Более образованная публика, желающая проверить реальность призраков, начала, как это ни парадоксально, преследовать воображение людей в литературе.

Готические сказки, такие как «Замок Отранто Уолпола», где герой имеет чудовищно большую и призрачную ногу, стали чрезвычайно популярными
Готические сказки, такие как «Замок Отранто Уолпола», где герой имеет чудовищно большую и призрачную ногу, стали чрезвычайно популярными

Готические сказки, такие как «Замок Отранто Уолпола», где герой имеет чудовищно большую и призрачную ногу, стали чрезвычайно популярными. Наука может быть полезна для решения практических задач, но для писателей, стремящихся напугать или взволновать читателей, она оказалась радикально недостаточной. Как писал сам Уолпол: «Бог, т.е., призрак, был абсолютно необходим, чтобы напугать нас до потери сознания».

Викторианская эпоха столкнулась с аналогичной реакцией на жёсткое теоретизирование. Эпоха теории эволюции Дарвина была также эпохой Диккенса и его популярных рождественских историй о призраках. Несмотря на то, что такие учёные, как Ферриар и Хибберт, утверждали, что видения призраков были вызваны сбоями в мозге и чрезмерной стимуляцией зрительных нервов, люди отчаянно жаждали услышать и увидеть своих умерших близких. Сентиментальность была отличительной чертой 19-го века.

Задумчивая фигура вдовствующей королевы Виктории, оплакивающей своего возлюбленного Альберта спустя десятилетия, тяжело нависла над британским обществом
Задумчивая фигура вдовствующей королевы Виктории, оплакивающей своего возлюбленного Альберта спустя десятилетия, тяжело нависла над британским обществом

Задумчивая фигура вдовствующей королевы Виктории, оплакивающей своего возлюбленного Альберта спустя десятилетия, тяжело нависла над британским обществом; она так стремилась связаться со своим покойным мужем, что Дизраэли на смертном одре, как говорят, отказался её видеть. Он пошутил: «Нет, лучше не надо. Она попросит меня передать сообщение Альберту».

Викторианская одержимость смертью увеличивалась с богато украшенными кладбищами, которые усеивали Англию большими и сложными гробницами. Уитби, город в Англии, процветал в значительной степени из-за траурных украшений из чёрного гагата, которые здесь производили.

Это был всего лишь короткий шаг от увековечения памяти усопших до попытки поговорить с ними.

Спиритизм, общение с умершими, стал популярным после 1848 года, когда сёстры Фокс из Нью-Йорка утверждали, что вступали в контакт с духами умерших, которые общались посредством постукивания по столу
Спиритизм, общение с умершими, стал популярным после 1848 года, когда сёстры Фокс из Нью-Йорка утверждали, что вступали в контакт с духами умерших, которые общались посредством постукивания по столу

Спиритизм, общение с умершими, стал популярным после 1848 года, когда сёстры Фокс из Нью-Йорка утверждали, что вступали в контакт с духами умерших, которые общались посредством постукивания по столу. Их известность вызвала манию духовных медиумов во многих странах даже после того, как сёстры Фокс признали, что это был обман в 1888 году. Но в эпоху, когда простой порез мог вызвать смертельную инфекцию, а детская смертность была высока, особенно после гражданской войны в Америке, было очень много скорбящих людей, ищущих утешения, чтобы игнорировать призыв медиума. Наука не могла легко победить призраков.

Царапанье Фанни на Кок-лэйн

Один из самых печально известных призраков 18-го века в Британии появлялся на улице Кок-лэйн в Лондоне. Когда жена Уильяма Кента Элизабет умерла, её сестра Фанни переехала в семейный дом, чтобы ухаживать за вдовцом. Вскоре они стали любовниками и переехали на Кок-лэйн, чтобы жить как мистер и миссис Кент в комнатах, арендованных у семьи Парсонс. Когда Фанни была беременна и должна была родить, она внезапно заболела и умерла. Её дух долго не мог успокоиться. Дочери семейства Парсонс стали по ночам слышать шум у своей постели. Царапанье, как будто кошка была спрятана в стенах, оставило семью встревоженной. Вскоре подозрение пало на беспокойный призрак Фанни, и родилась легенда о царапании Фанни. Придумав систему стука для общения с духом, пасторы смогли выяснить, что Фанни умерла не от оспы, а от смертельной дозы мышьяка, которую дал ей ее муж.

Великое и доброе лондонское общество начало посещать сеансы, чтобы поговорить с призраком Фанни. Но затем Кент привлёк семью Парсонсов к суду за то, что они очернили его имя. Все они были признаны виновными и вынуждены были заплатить штраф за обман.

К 19 веку писатели жутких рассказов описывали призраков как вымышленных фигур террора
К 19 веку писатели жутких рассказов описывали призраков как вымышленных фигур террора