Найти тему
Арсен Манукян

ПОСТАВЩИК ВАЖНЕЕ МАРКЕТПЛЕЙСА

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Учитывая реакцию на мою последнюю статью, решил продолжить изложение своих мыслей по поводу роли маркетплейсов. 

Я конечно знал, что Хейтеров будет предостаточно, но наличие многочисленных сторонников-единомышленников меня сильно удивило. 

Перед тем, как продолжить изложение собственных подходов, хочу пояснить несколько моментов: 

  1. я не представитель мира производителей; 
  2. я не выполняю заказ какого-либо участника рынка; 
  3. я – макроэкономист, который видит глобальный дисбаланс в рыночной конъюнктуре; 
  4. у меня нет готовых решений;
  5. я изучаю сферу как исследователь.
Кстати, в скором времени начну писать свою магистерскую диссертацию в НИУ-ВШЭ на тему: «Психологические аспекты формирования рынка: трансформация института посредничества». 

Основной посыл в первой части статьи: Маркетплейсы начали «диктовать» свои правила поставщикам, что приводит к «деградации» и к однородности на рынке, иными словами, нужно производить то, что продается. 

Здесь возникает вопрос: «спрос рождает предложение, или наоборот?»

Конечно, данный вопрос для экономистов является таким же логическим парадоксом, как для философов парадокс «курицы и яйца». 
Как в любой науке, так и в экономике есть разные направления и школы, которые решают данный вопрос по- своему. 

Предметом данной статьи не является обоснование правильности суждений тех или иных школ, следовательно, я ограничусь следующим утверждением: если Стив Джобс «плесал» от спроса, мы бы никогда не узнали, что такое iPhone. 

Именно на примере iPhone, еще раз хочу подтвердить то, что у маркетплейсов, с такой господствующей ролью, нет будущего.

До 2007 г. мобильные операторы рассматривали производителей, как рабов, используя возможность доступа к их сетям, как рычаг, чтобы диктовать, какие телефоны будут произведены, сколько они будут стоить, и какие функции будут в них доступны. Телефоны рассматривались в основном как дешевая, одноразовая приманка, массово субсидируемая для того, чтобы завлечь потребителей и заставить их использовать сервисы определенных операторов. 

Apple заключил договор с AT&T и поменял историю всей индустрии, так как iPhone нарушил этот баланс сил между производителями мобильных телефонов и операторами связи. Операторы научились тому, что правильный телефон, пусть даже очень дорогой, может привлечь клиентов и приносить доход.

Начиная с этого момента, в гонке за контрактом, как у Apple, каждый производитель пытается создать телефон, который бы полюбили потребители, вместо того, чтобы создавать тот, который бы одобрили операторы. iPhone поменял поведение как операторов, так и производителей. 

Если посмотреть на состояние дел на рынке, то можно заметить, маркетплейсы ведут себя как операторы связи до эпохи iPhone. 

Рано или поздно, производители вернут свои позиции, так как клиенты уже начали «нуждаться» в прямом общении с поставщиками/производителями. 

Продолжение следует ….