"Этому столику больше не наливать!" "Шизофрения?" "Забористая дурь!"
Это комментарии под статьёй в Дзене, которая набрала за час 5000 просмотров, 300 лайков и 400 комментариев. Результат невероятный, если учесть, что автор - не эксперт, публикует бесполезную информацию и шокирует безграмотностью.
Вот начало этого шедевра. Орфография и пунктуация авторские.
"Руки его увидели? А мне со мной мало. Никогда мой! Чокнутвя я на моего и мой значит. Кто увидит тот знает к кому обращаюсь".
Для меня это открытие года! Автор этого канала разорвала все шаблоны журналистики, попрала все основы культуры речи и создала популярный канал в Дзен. Несмотря на примитивный контент, низкие ценности и очевидные признаки алкогольной зависимости, десятки тысяч подписчиков регулярно читают и комментируют. Но магнитят не эти бессвязные выплески, а что-то другое.
Решила раскрыть секрет этой странной популярности и рассказать коллегам, авторам каналов в Дзене, чем так цепляют тексты этой особы.
Алкогольная зависимость может быть не только болезнью, но и творческим ресурсом
Сразу уточню, что не рассматриваю алкогольную зависимость как порок, недостаток или признак ущербности. Прежде всего, это тяжёлое заболевание, которое почти не поддаётся лечению.
Поскольку я писатель - популяризатор психологии и 15 лет веду просветительскую деятельность, я знаю, что алкоголизм - вовсе не признак слабой личности или распущенности. Психотерапевты считают, что зависимость - патологическая форма контакта с собой и с миром, которая формируется в дисфункциональной семье, где действуют токсичные правила поведения. Из-за этих правил некоторые члены семьи не могут расслабиться без химической стимуляции и не выдерживают большие эмоциональные напряжения без допинга. Зависимость - боль и беда, а не вина!
Большинство зависимых по уровню эмоционального развития застряли на уровне маленького ребёнка. Этот внутренний маленький ребёнок может быть и озлобленным, и добрым. Он очень ранимый, чувствительный, хрупкий. А ещё он безгранично и глубоко страдает. И в этом его уникальность!
Если у человека с алкогольной зависимостью есть потребность в одобрении окружающих, она может подтолкнуть к публичной деятельности и творческой самореализации. Именно поэтому среди людей творческих профессий так много звёзд, злоупотребляющих алкоголем или другими веществами.
Вспомним сильно пьющих поэтов Есенина и Высоцкого. Невероятная глубина чувственности и неизбывная хроническая душевная боль - вот что питало творчество гениев. Но кто-то просто бухает, а кто-то создаёт литературное наследие нации. Это не про автора канала в Дзен. Это про алкогольную зависимость, из семени которой вырастает величественное древо мастерства.
Степень таланта и масштаб творчества у всех разные. Эта звезда Дзена вряд ли войдёт в золотой фонд русской словесности. Но творческий дар у неё, безусловно, есть. Только этому семени не хватает ни солнца, ни воды. И это вызывает у меня огромную печаль!
Два симптома зависимости и созависимости, которые обеспечили автору успех
У зависимого и созависимого поведения - сотни симптомов. Я знаю об этом не понаслышке. Мой отец был талантливым неудавшимся художником и алкоголиком. Меня воспитали созависимые мама и бабушка, которые любили меня космической любовью. Я член Союза профессиональных литераторов, теле- и радиоведущая, журналист и автор 15-и книг. Созависимость помогла мне раскрыть писательский талант.
Одна из характерных особенностей созависимого поведения - потеря личных психологических границ. Человек плохо ориентируется в том, что допустимо, а что недопустимо. Я писала эротическую лирику с использованием ненормативной, инвективной и обсценной лексики. Проще говоря, писала стихи про секс матом. Успех был колоссальный! Когда мой друг втайне от меня опубликовал эти стихи на сайте Удафф, я проснулась знаменитой.
Многих читателей привлекает именно потеря границ авторов. Автор ходит по краю, танцует на лезвии бритвы, заигрывает с моралью и нравственностью, а читатели удивлённо наблюдают: "Обалдеть, чё бывает! Прикольно!" Какой ад творится в душе танцора, зевак мало волнует.
Пограничное творчество так сильно завораживает, потому что большинство читателей так не может. У них травма не настолько глубокая. У них границы не настолько стёртые. У них сердце не так разрывается от боли. Может, и разрывается, но не так, иначе. Иное притягивает!
Второй симптом созависимости - огромная уязвимость. По сути, зависимый - открытая кровавая рана. В основном зависимые и созависимые приспособились к травме и научились скрывать боль. У многих сработал бессознательный механизм психологической защиты - вытеснение. Невыносимая боль спрятана в глубины бессознательной части. Зависимый на голубом глазу может поклясться, что у него ничего не болит. И это прекрасно! Ведь его настоящая боль настолько непереносимая, что если признать её и столкнуться лицом к лицу без анестезии, можно не выдержать и умереть.
Я это проходила в кабинете психотерапевта после своих травм. У меня, как и у автора канала, две страшные потери. У неё - два мужчины. У меня - смерть любимого мужчины от рака во время моей беременности и смерть мамы от рака вскоре после рождения ребёнка.
Все алкоголики могут прославиться?
Нетрудно догадаться, что зависимости или созависимости для настоящего успеха мало. Тексты этого автора Дзен не войдут в золотой фонд литературы 21 века. А могли бы!
Психотерапия изучает две модели поведения людей с травмой: пассивная адаптация и творческое приспособление. Эти два способа можно сравнить с поведением инвалида. Если у человека тяжёлый перелом ног, он может дождаться срастания костей, а потом купить инвалидную коляску, костыли или клюшку. Это пассивная адаптация. Творческое приспособление - долгое лечение, реабилитация, регулярный массаж и упражнения, а потом - ходьба с едва заметной элегантной хромотой, которая придаёт личности загадочность.
Травму можно использовать во благо. Но для этого нужно выполнить два условия. Первое - понимать, что это за травма, откуда тянутся её корни, и как связана эта боль со смыслом жизни. Второе - найти границы, эпатировать дозировано, шокировать осознанно, разобраться в том, что допустимо, а что - категорически нет.
А самое главное - если уж возникла непреодолимая тяга к словесному творчеству, важно придать своим спонтанным эмоциональным выплескам форму текста. Для этого нужны знания и практика.
Разгадка тайны автора кроется в новом методе - метамодерне
Как дипломированный филолог и психолингвист, как писатель и журналист с 30-летним опытом, как бывшая созависимая, вылечившая свои травмы благодаря психотерапевту, я знаю, что боль, уязвимость, искренность и открытость - половина успеха пишущего автора. Вторая половина - знания, труд и самосовершенствование.
Мне искренне жаль, что у автора этого канала нет специальных знаний, которые помогли бы ей создавать качественный контент, транслирующий высокую культуру письменной речи. Но не это главное.
Главное - с начала 21 века в культуре, искусстве и литературе сформировался стиль метамодерн. И ключевое отличие этого стиля - новая искренность. Современный читатель истосковался по открытому сердцу и большой душе автора. У автора, о котором я написала, всё это есть.
Возможно, мои коллеги, литературоведы и психолингвисты, будут исследовать феномен этого автора и разгадают секрет его популярности. Наверняка окажется, что этот секрет в том, что иногда побеждает не филологическое образование, ни языковая культура, а способность быть запредельно откровенным со своими подписчиками, не скрывать свою раненую душу, оставаться собой и бороться за своё право любить до конца дней.
Дорогие гости и подписчики канала! Если вы видели в Дзен каналы с аномальной активностью, авторы которых вызывают у вас удивление, недоумение и шок, присылайте мне ссылки в комментариях. Я сделаю психолингвистический разбор. Попробуем вместе понять, в чём секрет этих авторов!
Если вы пока со мной не знакомы и не понимаете, по какому праву я делаю разборы каналов, вот статья, где рассказала о себе и поделилась фотографиями из личного архива: