В центре Петербурга, в том месте, где улица Гороховая пересекает реку Фонтанку, можно обнаружить старое трехэтажное здание зеленого цвета, облик которого выдает принадлежность к ранним образцам классицизма.
Построено оно было в конце 18 века на участке, принадлежавшем одному из богатейших предпринимателей Петербурга того времени Савве Яковлевичу Яковлеву, купцу, возведенному впоследствии в потомственное дворянство. Но достроили дом, где находится Ротонда, видимо, уже после его смерти в 1784 году, так что первым реальным хозяином здания был его внук Николай Михайлович Яковлев, надворный советник и владелец нескольких уральских горных заводов. Наследники Николая Михайловича владели домом до второй половины 19 века.
Затем здание несколько раз переходило из рук в руки, являлось доходным домом и местом размещения танцевальных классов, а также разного рода питейных заведений. Незадолго до начала Первой мировой войны оно оказалось в собственности некоего Александра Фаддеевича Евментьева, который отличился тем, что задумал само здание снести, а вместо него по проекту своего сына архитектора Михаила Евментьева построить новый доходный дом побольше. Но не успел: начавшаяся война, а затем и последовавшая за ней революция не дали этим планам осуществиться.
Но а после революции помещения бывшего дома Евментьева были превращены в коммунальные квартиры, которые занимают его и сейчас.
Само здание, хотя и считается памятником архитектуры, внешне довольно невыразительно, во всяком случае по меркам лучших образцов архитектуры Старого Петербурга.
Практически единственным его украшением является строгий портик с белыми колоннами, обращенный в сторону Фонтанки. Но сколько таких домов в Петербурге? Минимум несколько десятков.
Гораздо интереснее внешнего облика здания то, что можно найти внутри. Причем это не какие-то роскошные интерьеры, а одна из парадных этого дома, получившая название Ротонда.
Вообще ротондой считается тип архитектурного сооружения, круглый в плане, как правило окруженный колоннами и имеющий купол. Чаще всего ротонды представляют собой полноценные здания, например павильоны или храмы. Но иногда термин «ротонда» может относиться и к отдельному внутреннему помещению круглой формы. Ротонда, которой посвящена эта статья, - это пример как раз такого рода.
Чтобы попасть в Ротонду, нужно оказаться во дворе здания, а для этого требуется пройти через подворотню соседнего дома по Гороховой улице.
Это подворотня является частью несколько странного для центральной части города здания Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, построенного в 1940 году. Сооружение, возведенное в стилистике сталинского неоклассицизма, не лишено определенных архитектурных достоинств, но явно никак не гармонирует с застройкой дореволюционного Петербурга.
Кстати, во дворе колледжа за решеткой, ограждающей его территорию, можно увидеть памятник известной ленинградской блокадной поэтессе Ольге Берггольц, но охраннику колледжа, видимо, дано предписание выгонять с подведомственной ему локации всех, даже если люди зашли просто сделать пару снимков. Кажется, слово «культура» в названии колледжа нуждается в замене на что-то более актуальное.
Но нас, конечно, во дворе интересовала в первую очередь Ротонда. Тем более что эта его половина свободна и доступна для посещения.
Вообще в самом этом здании три парадных, а Ротонда расположена в той из них, которая находится ближе к внутренней угловой части здания. Раньше это была просто рядовая парадная, а теперь ее охраняют и оберегают Хранители - группа неравнодушных людей, которые поддерживают Ротонду в чистоте и могут вам рассказать об этом необычном месте. Денег за свои услуги они, кстати, не берут, хотя при желании можно оставить пожертвование. Мы, естественно, оставили.
Итак, мы внутри. Что же такое Ротонда? С точке зрения архитектуры она представляет собой круглую в плане трехэтажную парадную с кованной винтовой лестницей и колоннами, поддерживающими верхнюю площадку. Довольно необычное и, на мой взгляд, удачное решение.
Но только ли своей архитектурой интересна Ротонда? Конечно же, нет. Наверное, даже в большей степени она интересна тем, что стала частью многих городских легенд. Одни из них гласят, что в Ротонде в конце 18 века проводили тайные собрания петербургские масоны, другие - что здесь останавливается и как-то иначе течет время и что это место является порталом в некий иной мир.
Существует также легенда о том, что в Петербурге есть еще пять таких ротонд, расположенных на равноудаленном расстоянии от этой, при этом общий план их расположения образует оккультный символ - пентаграмму, а главная ротонда – на Гороховой – является центром пентаграммы и ключевым местом для совершения магических обрядов.
А еще рассказывают, что Ротонда исполняет все желания, если запечатлеть их на ее стенах и колоннах. Из-за этого раньше стены здесь были исписаны всем, чем только можно.
Разумеется, все легенды Ротонды (а их на самом деле гораздо больше) ничем документальным не подтверждены, но ауру этому месту создают.
Самой Ротонды в здании, кстати, изначально не было, а появилась она более чем через полвека после его возведения - примерно в середине 19 столетия при перестройке дома по проекту то ли архитектора Ферри де Пиньи, то ли Винтергальтера.
Достоверно известно, что Ротонда стала культовым местом для ленинградской неформальной молодежи в 1970 - 1980-е годы. Здесь собирались рокеры, панки, хиппи, организовывались самодеятельные концерты и поэтические вечера. Говорят, что Ротонду в те годы посещали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и другие известные в этих кругах люди. В 1993 году Ротонда в качестве концертного пространства даже засветилась в фильме «Танго на Дворцовой площади». Дело в том, что здесь и правда отличная акустика и необычный звук.
А что же жильцы парадной? Кто-то из них, возможно, эту славу популярного среди неформалов места поддерживал (в одной из квартир, рассказывают, даже был рок-клуб), но другие - наверняка нет, тем более что, учитывая контингент гостей, бывало здесь всякое. Впрочем, стихийность и необузданность предыдущих десятилетий ушли в прошлое и в наши дни Ротонда пришла к более спокойному этапу своего существования. Но радует то, что вместо принципа «закрыть, заколотить, всех выгнать», как часто у нас бывает, здесь возобладал принцип открытости и гостеприимства, но приведенных к некоей цивилизованной форме.
Сейчас здесь - с согласия жильцов - работают Хранители. Они интеллигентно и с уважением к разным этапам истории следят за Ротондой, поддерживают ее и отвечают на вопросы посетителей, если таковые возникают. Теперь это практически музей, но сохранивший неформальную душу этой необычной петербургской достопримечательности. Лично мне такой формат очень понравился. Так что всем, кто к нему причастен, хотелось бы сказать спасибо и пожелать удачи, а тем, кто еще не бывал в Ротонде, я очень рекомендую открыть для себя это место!
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)