Пока в интернетах продолжаются бои между поклонниками "Мы справляем год Дракона!" (и не важно, что по китайскому календарю он наступает только 10 февраля) и "Это не православно, у славян наступил год Лося!" (и тоже не важно, что языческий Лось к православию отношения никакого не имеет, что новый год на Руси отмечали весной, и я вообще сомневаюсь в том, что древние славянские племена были в курсе этого календаря), я решила написать этот рассказ про прекрасного сказочного Змея Горыныча.
По мне так он гораздо симпатичнее, нежели китайский Дракон)
Раз уж обязательно нужны какие-то символы)))
Да, сразу дополню высказанную выше информацию о датах встречи Нового года. Все прекрасно знают, что новый 1700 год впервые праздновался с 1 января по велению Петра I. Он притащил эту традицию из Германии, как и ёлку, и прочую атрибутику. До его новогодней реформы праздник отмечался 1 сентября, и эта традиция тоже была заимствована, на сей раз из Византии. Но тоже не так чтобы долго, дата была установлена московским князем Иваном III c 1492 года. До этого же Новый год многие века отмечался либо 1 марта, либо в день весеннего равноденствия, в зависимости от региона.
Но вернемся к нашему герою.
Крупнейший фольклорист ХХ века Владимир Яковлевич Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки" писал, с внешним обликом Змея Горыныча существуют некоторые проблемы. Так, в сказках всегда однозначно упоминается его многоголовость — голов может быть 3, 6, 9, 12, иногда другое количество. Также частенько упоминается, что существо это умеет летать (однако факт наличия крыльев при этом почти всегда опускается). Описания же остальных частей тела отсутствуют. Даже то, как Змей извергает огонь и дым, на самом деле в сказках не описано. Он просто "испускает пламя". Как именно? Если мифологические европейские Драконы прямо скажем не парились и пускали огонь через рот, то в случае со Змеем Горынычем, оказывается, однозначных указаний на это нет ни в одной сказке. Вот так вот.
Селится Змей обычно в самых разных местах, даже может жить в воде, но чаще всего обитает в горах (именно от гор образовано "Горыныч").
В сказках у него обычно две разных роли: либо он похищает девиц (для брака или же для съедения), а заодно частенько накладывает дань на место, у которого селится, либо он охраняет мост.
И здесь становится совсем интересно, ибо мост этот не простой. Калинов мост (от слова "калить", то есть речь о раскаленном добела металле) перекинут через огненную реку Смородину, которая является разделом между миром живых и миром мертвых. "Приходит самая полночь, и пошли они под калиновый мост, на огненнyю рекy", "Приехали они к огненной реке, через рекy мост лежит, а кругом реки огромный лес".
Из обихода ныне вышло из употребления, но раньше частенько применялось выражение "Перейти Калинов мост", то есть умереть. Это не оригинальная идея, скажем так, — древним грекам требовалось переплыть реку Стикс, чтобы попасть в загробное царство. А у нас усопшие переходили Смородину.
Интересно, что отсылки к переходу Калинова моста встречались не только в случаях смерти, но и во время свадьбы: про обрядовом обходе молодых и особенно при прощании с невестой. Девушка как бы умирала для прежней жизни, переходя в иную ипостась.
Да от этой баенки до горенки
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
В сказках богатыри беспрестанно отправляются в Тридевятое царство, Тридесятое государство, — ибо именно там, в загробном мире, можно добыть чудеса, недоступные для мира реального. Молодильные яблоки например, или живой и мертвой воды, или исполняющую желания Жар-птицу. Но кроме Змея Горыныча на мосту, по пути к диковинам требуется после пройти и через дремучий лес, где стоит избушка еще одного охранника. Да-да, я сейчас про Бабу Ягу, она тоже своего рода страж страны мертвых.
Но вернемся к герою нашего рассказа, хотя я уже подхожу к концу.
Пропп считал, что сказочный Змей Горыныч, с которым надо сразиться и желательно победить, первоначально являлся частью обряда посвящения, ведь мальчик становился мужчиной, как бы пройдя через собственную смерть и возрождение. И тут появляется разделение на тех, кого Змей таки съедает (и после выплевывает, тем самым помогая родиться в новом качестве) и на тех, кто Змея побеждает (и такие истории могли появиться уже гораздо позже, в числе многочисленных змееборческих легенд разных времен и народов).
И тут уже совершенно можно запутаться.
Поскольку в целом Змей с библейских времен олицетворяет врага рода человеческого. Потому так популярные различные герои, побеждающие различных змеей, драконов и прочих ползучих-летучих рептилий. Всем известный Георгий Победоносец не просто змеюку под Бейрутом победил же, он иносказательно спас церковь от язычества.
А в русских былинах некий Тугарин Змеевич, по мнению исследователей, является прямой отсылкой к одному из половецких ханов.
Немножно поры де миновалося
Да на пяту гриня отпиралася,
Да лазат‑то чудо поганоё,
Собака Тугарин был Змеевич‑от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.
Садился собака он за дубов стол,
По праву руку князя он Владимира,
По леву руку княгины он Апраксии.
Так и получается, что Змеев в русской мифологии было великое множество. Они охраняли проход к царству мертвых, обкладывали данью, похищали девиц, помогали мальчикам пройти обряд посвящения и, побежденные, являлись символом ратной доблести.
На этом история на сегодня заканчивается. Спасибо за внимание. Пойду паковать рюкзак для поездки в Елец, надо же открыть год какой-нибудь поездкой.
Кстати. Поздравляю с наступившим 2024 годом. И желаю, чтобы каждый день был чем-то чудесен и радостен, пусть даже самой малостью.
И не забывайте подписываться на мой свеженький Телеграм-канал.