Изначально я планировал подняться на Арагац в 2014м. Тогда мы ездили с Григорием в велопоход по Закавказью, завершением которого должны были стать поездки по окрестностям Еревана и в самый последний день, перед отлетом - подъем на Арагац. Для меня с середины похода все пошло не очень по плану - сначала перегрелся на длинном перегоне Кутаиси-Чиатура, потом заболел живот, видимо, из-за злоупотребления боржоми. После этого я на несколько дней отделился от остальных для восстановления и присоединился перед подъемом к Севану и спуском в Ереван. Следующим утром на прогулке по городу меня накрыло, вернулся в жилье и купил билет в Москву завтрашним днем. Главный вкрут поездки не случился.
Прошло 9 лет. В 2023 со славными вкрутами было ни шатко ни валко. В мае съездил в Турцию, не смог въехать на пропущенный в прошлом году Бабадаг, потом еще немного поездил/походил по горам, начал было писать рассказ, но забросил, вдобавок залил водой ноут с фотками. В общем, зайдя сегодня сюда, удалил черновик с первыми несколькими базацами рассказа про это. Проехал один бревет на 600 км, но второй, по более рельефному маршруту, безнадежно слил. В общем, не густо. Когда погода стала портиться, возникла идея съездить на пару недель поработать из Еревана, а по выходным поездить по окрестностям и все же закрыть этот старый гештальт.
В 5 утра 4 ноября самолет садится в Ереване. Взял ночной рейс, чтобы не терять день на транспортировку и успеть побольше всего за выходные. Где-то за час прохожу паспортный контроль и собираю вел, выезжаю из аэропорта - вокруг еще темно и прохладно. На круговой развязке стоит огромная рекламная бутылка коньяка. Справа и слева что-то выращивают. На перекрестке налево - в Эчмиадзин, центр Армянской церкви, оттуда где-то 20 км на север до начала подъема. Вокруг как-то не очень красиво - много застройки вида "придорожная застройка", местами раскидан мусор, очень мало зелени. С прошлого раза у меня осталось совсем другое впечатление - видимо, пригороды Еревана и горная часть в этом плане отличаются. Зато по пути встречаю аистов в гнезде - на югах они точно такие же, как и у нас.
Закупаюсь печеньем и пряниками в магазинах - знакомые бренды продуктов, карта МИР работает через раз. Перед началом подъема останавливаюсь на перекус. Перед поездкой я разметил на карте все едальни в округе, но до ближайшей ехать километров 7, да еще ждать открытия придется. 9:30, солнце начинает пригревать, но наверху будет холодно, поэтому заранее одеваю кофту. Я сейчас на высоте 1100, а вершина на 3200. Там будет горная котловина с озером. Ощущается бессонная ночь, никогда не ездил в большую гору без сна - ну да ладно, что есть то есть, девять лет ждал, пора начинать.
Подъем умеренно крутой, постепенно вкручиваюсь, становится жарко. Дорога идет через город, надо следить за навигатором, чтобы не свернуть не туда. Солнце уходит за облака, время от времени дует ветер, становится заметно прохладно - возможно, наверху одной кофты будет мало. Город заканчивается, но вдоль дороги все равно постоянно какая-то застройка, мешающая наслаждаться видами.
Спугиваю с кустов на обочине стаю чижей. Они каждый раз перелетают и садятся чуть впереди, потом я до них доезжаю и перелетают снова. Забавные. Между тем подъем уже долго идет, специально стараюсь не смотреть на высоту и время, но чувствую усталость. Местами еле едется, потом становится получше. Периодически вокруг лают собаки, один раз издалека начинают бежать за мной, и не просто лают, а начинают преследовать. Резко появляются силы ускориться. Отстают, выдыхаю, еду дальше. На правой ноге сводит заднюю мышцу бедра - то ли полусухожильную, то ли полуперепончатую (это я сейчас рассматриваю картинки). Аккуратно переношу нагрузку на левую и прокручиваю - постепенно отпускает. Надеюсь, больше не повторится - изотоник уже на исходе, дальше на воде и честном слове.
Последняя развилка, поворот направо, дальше единственная дорога до вершины. Не удерживаюсь, гляжу на высоту - 2300, чуть больше половины пройдено, осталась сложная половина. Вокруг туман, камни и сухая трава. Проезжающие мимо автомобили бибикают. Наверное, одобрительно. Время тянется медленно. Дорога перестает вилять, подъем временами сменяется почти плоскими участками, а иногда даже короткими плавными спусками, на которых можно чуть-чуть отдохнуть. Едется тяжко, но финиш уже должен быть близко, все же 2300 было давным-давно. По ощущениям, должно быть уже около 3000, осталось всего ничего. Не удерживаюсь, лезу в навигатор - 2700. Бляяяяя. Это ж еще столько же пропилить надо, сколько с того момента. Ну делать нечего, надо мыслить глобально - уже полторы тысячи сделано, осталось пятьсот всего.
Туман или облака остаются позади и сбоку, открывается вид вдаль. Слева ущелье, справа и впереди вершины гор, дорога идет между ними вперед, поворачивает вправо и скрывается за гребнем - видимо, где-то там будет финиш. Еще 140 метров набрано. Еще потом сотню с небольшим. До финиша уже всего ничего, но и силы на исходе.
После поворота раскрывается вид дальше. Слева наверху какое-то здание - видимо, это гостиница у озера. Дорога идет прямо, потом налево, скрывается за камнями, там делает еще один зигзаг и, видимо, к финишу. Напоминает подъем на Стельвио, когда тоже вдали наверху слева торчит здание, обозначающее место перевала, а к нему ведет долгий серпантин.
Похоже, подъем набирает крутизну, потому что ехать становится совсем невмоготу. Виляю по всей дороге, стараюсь не съехать на обочину, потому что обратно на асфальт вырулить уже не осилю. На спидометре около 4 км/ч, периодически 3.8, меньше он показывать уже не умеет. Дорога еще набирает крутизну. Кажется, в любую секунду тело перестанет крутить. Бывало, что перед финишем был крутой подъем и тяжело, но осознание, что финиш близко, придавало сил и даже позволяло рвануть под конец вперед. А сейчас его уже недостаточно, и перспектива встать прямо на виду у финиша кажется все более реальной. Силы еще есть, не поддаваться искушению, хотя бы не прямо сейчас, постараться еще немного. А потом еще, а там видно будет.
Уклон снова становится плавнее, можно немного выдохнуть. Медленный левый поворот, стараюсь растянуть плавный участок. Опять крутой кусок. Правый поворот. Короткий отрезок, левый поворот. Дорога огибает гору, за ней уже должно быть все. Слева появляются припаркованные машины, озеро и заснеженные вершины, на спидометре 6 км/ч, 7, разгон, все, это финиш. Победа одержана. Еще один славный вкрут пополняет список славных вкрутов.
Прислоняюсь к стенке и с трудом слезаю с вела. Ноет поясница. Кое-как могу идти. Хочется есть, а здесь с этим туго - большая часть зданий закрыта, так как не сезон, открыто только одно кафе, вроде то самое, у которого я видел на яндекс.картах оценку 1.6. Делать нечего, иду смотреть, что там. Под ногами первая в этм году слякоть и местами лед. Внутри сидят две больших группы людей, значит, какая-то еда должна быть. Но из меню мало что есть, заказываю шашлык с картошкой. Долго жду, в конце концов приносят какие-то кости с кусочками пережаренного мяса на них. Оценка у этого места вполне заслуженная, ухожу голодным. В рюкзаке есть пряники, но их совершенно не хочется, поэтому снимаю немного виды вокруг и решаю искать еду уже внизу.
На спуске понимаю, что с седлом что-то не то. Гайка снизу развинтилась и оно съехало назад, из-за этого крутить на подъеме было неудобно. Большого количества преодоления можно было бы избежать, закрути я ее получше.
Ехать вниз тоже тяжело - асфальт раздолбанный, постоянно приходится тормозить, болят руки. Классный спуск пропадает, можно было бы кайфануть, если бы не так устал. В какой-то момент от тряски развинчивается крепление фонаря на руле и он улетает на асфальт на 50 км/ч. К счастью, отделался парой царапин на корпусе. И вообще, для него это не первый раз. Классная вещь, стоила своих денег. Начинает темнеть, в сумерках подъезжаю к примеченному по пути наверх кафе и наконец-то нормально ем.
Выхожу уже в темноте, дальше спускаюсь осторожно при свете фонаря - полагаться на качество асфальта не приходится. Когда спуск заканчивается, выдыхаю с облегчением, но впереди еще около 25 км до жилья. Неспешно кручу до Аштарака, в городе приходится постоять на всех светофорах. Выруливаю на большое шоссе до Еревана - надеюсь, я ничего не нарушаю и меня не тормознут, потому что в случае чего в объезд будет огромный крюк. Едется вольготно - хороший асфальт, освещение, широкая обочина. Даже жаль, когда приходится съезжать с него в город.
За пару километров до жилья слышу хлопок - лопнула задняя камера. Править на месте уже лень, качу вел руками до жилья. Как оказалось - правильно, шина, довольно новая, начала разваливаться и из нее полез корд, проткнувший камеру, пришлось покупать новую.
На следующий день все еще болит поясница, но в целом чувствую себя нормально, иду за новой шиной и дальше просто гулять по городу. Под вечер накатывает слабость, начинает болеть живот. Поднимается температура. То ли от хреновых шашлыков, то ли от переутомления, но следующие несколько дней меня опять колбасит. Видимо, это неотъемлемая часть посещения Еревана. По будням кручу на работу в горку, по выходным немного езжу по окрестностям, подропав амбициозные планы. В день отлета чувствую себя невероятно заебавшимся и всеми силами хочу добраться до дома. В Москве несколько дней собираюсь с решимостью вновь сесть на вел, начинает сыпать снег. Сезон 2023 закончен.
По прошествии времени важное и сиюминутное видятся яснее. Арагац пополнил коллекцию славных вкрутов и приятных воспоминаний, а последующие страдания - ну, бывает, не в первый раз и, возможно, не в последний. Освежил знание, что не надо перед большим вкрутом пороть горячку и экономить на сне ради лишнего дня.
Неумолимо надвигается 2024 с его новыми свершениями и победами. Посмотрим, что там будет. Ура.