Заметка Сергея Ивановича Танеева
В последние годы XVIII века совершенствование музыкального искусства в России проявлялось и в постановке на театральной сцене нескольких народных опер. Сама Государыня Екатерина Алексеевна сочинила пять таких опер в видах поощрения талантов и искусств. Из этих опер особенно отличалось тогда представление под названием "Начальное управление Олега". Оно было поставлено с большим вкусом и роскошью на эрмитажном театре.
Все, что было лучшего по музыкальной части в чужих краях вызывалось в Петербург, и первые таланты находились в составе императорских оркестров; а "Музыкальный клуб", существовавший с 1772 по 1777 год, много содействовал развитию вкуса и любви к музыке в столичном обществе.
В это время в России уже появились собственные композиторы, капельмейстеры и виртуозы, достигшие славы, как-то: Березовский, Булахов (Петр Александрович), Иван Хандошкин, Богданович и другие. Главным оркестром управлял известный композитор Козловский (Осип Антонович), сочинивший знаменитый "Польский" на слова Державина: "Гром победы раздавайся".
При императоре Павле Петровиче, в указе от 22-го декабря 1796 года на имя князя Юсупова, было повелено: "музыкантов заводить", чтобы были "певцы и певицы для стола и концертов" и "оратории духовные в течение Великого Поста, кроме первой и последней недели, давать позволить". После сего указа, в течение двадцати лет не было издаваемо никаких отдельных от театра распоряжений по этой отрасли искусств и увеселений.
В это время дирекция императорских театров в особо нанятом доме на Невском проспекте давала в летнее время публичные балы с платою по два рубля за вход, причем отчисляла с каждого проданного билета 25 копеек в пользу инвалидов.
Кроме балов и концертов, дававшихся при Дворе и от дирекции театров, концерты разрешались: благотворительным обществам, дворянским собраниям, а также артистам, певцам и певицам, капельмейстерам, репетиторам, как приезжающим, так и постоянно в столицах проживающим.
Для таких концертов стали преимущественно определяться дни в течение Великого Поста. Лишь по особым уважениям, а равно иностранным музыкантам, известным по своим дарованиям или же признававшимся дирекцией "за искуснейших", публичные концерты дозволялись и в остальное время года.
Русская опера, имевшая в своем репертуаре порядочное количество оригинальных и переводных опер, при весьма талантливых исполнителях, баловала общество, которое уже имело в среде композиторов некоторых любимцев. В двадцатых и тридцатых годах предпочитались в Петербурге произведения Буальдьё (Франсуа), Мегюля (Этьенна), Россини, Моцарта, Шрамбельта (?) и Керубини (Луиджи).
При императоре Николае Павловиче в Петербурге учредились Музыкальная Академия под управлением А. Ф. Львова и Академии Пения, под руководством М. Ю. Виельгорского. Впрочем, оба учреждения скоро закрылись.
7-го марта 1834 года состоялось высочайшее повеление, чтобы на публичных концертах, которые даются артистами, не подлежавшими ведомству императорских театров, кроме инструментальной музыки и пения ничего другого не допускалось.
В публичных концертах артистов императорских театров дозволено было ставить живые картины, а в концертах благотворительных обществ допускались сверх музыки и живых картин: лотереи, аллегри, барры, ярмарки и аукционы, а также декламирование лирических сочинений и отрывков из поэм, но, во всяком случае, не иначе как с особого, каждый раз, разрешения правительства.
При этом, в таких концертах, представления драматическими артистами театральных пьес или сцен, хотя бы и не в костюмах, а равно и само их чтение, воспрещались. Участие артистов как итальянской, так и других оперных трупп казенных театров зависело от разрешения дирекции.
1-го февраля 1846 года состоялось новое высочайшее повеление, по которому для залов с лотереями и для концертов, назначавшихся разными благотворительными обществами и заведениями, было определено известное время: для первых: с 1-го октября в продолжение зимы кроме последних шести недель пред Великим Постом, а для последних: Великий Пост, но с тем, однако ж, чтобы те общества и заведения предварительно сносились с театральной дирекцией о назначении дней для таковых балов и концертов.
В 1854 году артистам итальянской труппы, по высочайшему повелению, было вовсе запрещено принимать участие, как в частных, так и даваемых благотворительными обществами концертах. Лица, не принадлежавшие к сословию артистов и музыкантов или певцов не имели права давать какие бы то ни было публичные концерты.
Приезжавшие артисты, которым дирекция дозволяла давать концерты в их пользу, обязаны были участвовать безвозмездно на одном из концертов дирекции, если оно признавалось "нужным"; а общества и заведения вообще могли давать концерты или балы всего только по одному в год, на что тогда же вышло особое высочайшее повеление.
В том же, 1854 году высочайше дозволено было С.-Петербургскому Благородному Собранию "дать в последний раз" бал в пользу недостаточных семейств воинов, назначенных для защиты столицы и Прибалтийских губерний.