Когда медитация шаматхи достигает определенной стабильности, ты перестаёшь различать качества возникающих в твоём сознании мыслей, эмоций и проявлений.
Ты уже не различаешь их, как раньше - вот пришёл гнев, вот пришла жадность, вот пришёл страх и так далее. Все они становятся просто мыслями и ты воспринимаешь их просто как мысль.
Качество мысли не имеет значения.
Так же, как в армии. До армии каждый солдат кем-то был. Один был компьютерным специалистом, другой был свинарем, третий был боксером, четвертый был алкоголиком. Теперь они пришли в армию, стоят в одном строю и всё они - просто солдаты.
Когда ты достигаешь достаточной стабильности в практике шаматхи, то ты видишь все мысли - просто, как мысли.
Если тебе нужно подумать какую-то мысль на какую-то тему, ты можешь достать её и думать её. Потом после того, как она тебе уже не нужна, ты можешь выключить эту мысль и перестать её думать.
Овладев шаматхой, ты можешь распоряжаться своими мыслями, как мебелью в своей комнате. Если какая - то тумбочка тебе мешает, ты постоянно об неё цепляешься и падаешь, то ты можешь её выбросить. Через некоторое время тумбочка может появиться снова, а ты снова можешь её выбросить.
В конце концов ты становишься способен настраивать свой ум, как бинокль.
Ты можешь сделать свою концентрацию очень чёткой - такой, чтобы замечать каждую мысль и не позволять себе вообще ни во что вовлекаться.
Ты можешь расширить фокус своего ума и позволять гулять своим мыслям, как коровам без пастуха. В то же самое время, если ты видишь, что какая - нибудь из коров пошла в совершенно неподобающем направлении и стала слишком самостоятельной, то ты идёшь и останавливаешь её, чтобы тебя вместе с этой мыслью - коровой не съел волк.
Это относится к практике шаматхи.
Во время практики шаматхи ткань твоего сансарического бытия всё такая же плотная, просто она упорядочена. Будучи упорядоченной, она позволяет тебе не страдать от тех вещей, от которых до этого ты страдал.
Доржонг Ринпоче сравнивал это с приёмом анальгина. Когда ты принимаешь анальгин, твоя сансара какое-то время не болит. Потом действие лекарства проходит и она снова начинает болеть.
В то же время при практике випашьяны, при практике реализации природы ума, неожиданно в твоём сансарическом доме вдруг открывается окно.
До этого ты как бы упорядочил всё в своей сансарической комнате - вещи лежат на своих местах. Ты свободен от одних вещей, позволяешь просто быть другим вещам - то есть ты живёшь в состоянии ума, которое находится под контролем. Ты не творишь ненужной негативной кармы.
Когда ты реализуешь природу ума, в тот момент, когда происходит состояние введения в сущность - то, что у японцев в традиции Дзен называется ,,сатори" - то неожиданно в твоей сансарической комнате открывается окно. Окно, о котором ты не подозревал.
Ты думал, что эта твоя комната и есть всё, что это есть весь мир.
Но неожиданно открывается окно и ты видишь в этом окне абсолютно открытое пространство, которое совершенно не имеет никакого отношения к этой комнате и ко всему остальному. Оно абсолютно свободно от всех элементов, которые находятся в этой комнате. Это есть пространство изначального состояния или пространство ригпа.
Когда ты находишься в состоянии ригпа, ты находишься вне сансарического бытия.
Даже один момент, маленький момент ригпа - одна секунда - но во время этой секунды ты находишься вне сансары.
В следующий момент, когда тебя уже потащило обратно, ты снова попадаешь в сансару, но потом ты возвращаешься к этому моменту ригпа и снова находишься вне сансары .
В момент хорошей шаматхи, даже если ты не позволяешь никакой мысли тебя забирать или руководить тобой, ты, тем не менее, находишься в сансаре, потому что состояние хорошей концентрации шаматхи - это состояние сосредоточения, созданное, двойственное состояние.
А состояние ригпа - это естественное состояние свободы.
На первых порах медитации пребывания в природе ума - если ты действительно получил введение в природу ума, - ты находишься в состоянии, которое Доржонг Ринпоче сравнивал с состоянием молодого принца.
Умер король и молодой принц ещё слишком маленький, чтобы руководить государством. Все его министры, которые остались от старого короля, забирают у принца всю власть и в общем-то руководят им, несмотря на то, что формально он является принцем. Потом принц постепенно вырастает, набирает всё больше и больше сил, и в конце концов сам становится королем.
Так же и ригпа, когда она только введена, не имеет силы. Она ещё слабая и все твои сансарические вещи - эмоции, мысли и так далее, имеют гораздо больше силы, чем новорожденная ригпа. Эти старые тенденции управляют твоей жизнью, но все феномены уже не настолько реальны. Они не могут уже быть такими реальными, какими были до этого. Они становятся как бы прозрачными. Тумбочка в комнате становится прозрачной. Теперь ты, возвращаясь в сансарический мир, вспоминаешь, что забыл про ригпа и моментально оказываешься обратно в ригпа. Сансарический мир в этот момент рушится и рвётся. Он всё больше и всё чаще и чаще рвётся , в нём все чаще и чаще появляются прорехи.
Что такое стабильность в ригпа?
Со временем ригпа приобретает все больше и больше силы и в итоге уже практически ни одно из сансарических проявлений не может по-настоящему начать управлять твоей жизнью. Клеши возникают, эмоции, возникают, но они не могут схватить и потащить тебя.
Все превращается примерно в такой опыт, который мы имеем, когда соседи ругаются за стенкой. Они ругаются, создают неприятный шум и нам бы, конечно, хотелось, чтобы шум прекратился. Но в то же самое время они ругаются не в нашей комнате и не трогают нас. Шум создает некоторые неудобства, но мы находимся в независимом состоянии, в своей собственной комнате.
Так же, когда ты реализуешь ригпа, у тебя появляется ещё одна комната, ещё одно измерение.
Ты можешь сидеть в своей комнате измерения свободы, и при этом сознавать всё, что происходит в комнате, в которой свободы нет.
Все вещи, которые находятся в комнате, в которой свободы нет, превращаются в такие блестящие, полупрозрачные проявления. Включая надоевшую тумбочку.
Когда достигается полная стабильность в ригпа и король по настоящему воцаряется на троне, то ригпа не уходит уже никогда.
То есть она пронизывает всё, что с тобой происходит.
До этого ты распознавал ригпа, потом терял и погружался в обычное мышление. Потом снова распознавал ригпа, а потом опять терял .
По мере созревания ригпа уже начинает сопутствовать всему и всё, что возникает, возникает как бы уже внутри ригпа.
Первое относится к первой стадии Махамудры, которое называется ,,одна точка".
Второе относится уже к стадии Махамудры, которая называется ,, неразличение". То есть всё, что возникает, возникает как проявление ригпа. Всё возникает, как орнамент ригпа, по терминологии Дзогчен.
В Дзогчен это названо ,,джен" или ,,орнамент".
То есть ригпа светит, как лампочка, в середине твоего бытия, а все остальные вещи подобны украшениям. Они, как тени, бродят вокруг, возникая из самой этой лампы ригпа и возвращаются обратно в неё.
Как говорил Доржонг Ринпоче - ,,джен - это когда куда бы ты ни пришёл - или в самый прекрасный храм или в самый плохой туалет - главным там будет твое состояние ригпа, а всё остальное будет просто орнаментом и добавлением к этому".
-------
Желаю всем друзьям в Новом Году пребывать в ригпа как можно дольше!
Наступает год Дракона, а наша Линия передачи это Друкпа Кагью, как раз Линия Дракона и есть!