Нейросети вошли в нашу жизнь как-то очень внезапно и очень быстро. За несколько лет они стали почти совершенны и страшно представить, что будет дальше.
Боюсь ли я нейросетей? Конечно.
Когда мне было лет 15 я серьезно боялась фотошопа, а в 11 компьютера. Я вообще была в детстве какой-то старой бабкой, не принимающей ничего нового и с умным видом твердившая, что “ети ваши кампуктеры бездушные, а я буду рисовать только руками, настоящими красками, а не какой-то мышкой”.
Это был мой детский страх. Страх, что диджитал-арт победит классичкское искусство. Однако ввиду моей профессии мне пришлось овладеть и фотошопом, и иллюстратором, и 3д максом… И как-то оказалось, что это очень полезные программы, без которых мне было бы сложнее жить. И как-то я перестала их бояться и каждый день благодарила всех создателей, что я могу сделать рабочий проект за 2 дня, а не за неделю руками и красками.
С нейросетями все похоже, но все-таки немного иначе. Думаю все дело в том, что мы все не ожидали, как быстро они начнут справляться со своей работой и еще настолько хорошо! С каждым новым десятилетием мир ускоряет свое развитие и иногда от этой скорости в голове бушует паника. И у меня она присутствует.
Но так ли все ужасно для нас, творческих людей?
Художникам пора начинать волноваться, нейросети скоро их заменят…
Уже не первый год я слышу эту фразу и вот, что думаю об этом: не заменят. И сейчас объясню, почему.
Тут надо понять, как мы относимся к изобразительному искусству и что оно значит для разных людей. Есть категория людей, которым изобразительное искусство кажется лишь повторением реальности. Для них художники вымерли как вид еще с изобретением фотоаппарата. А ведь когда-то действительно художники в том числе заменяли фотографии. Ну как еще запечатлеть в истории какого-го нибудь короля, если до изобретения объективов еще несколько веков?
Но даже в те времена это была не единственная задача художников. Помимо этого можно было изображать то, что трудно найти в реальности непосредственно. Античные сюжеты, иллюстрации к книгам, историческим событиям прошлого. Да хоть инопланетян рисуй!
А что после фотоаппарата?
В 20-м веке изобразительное искусство вышло совершенно на новый уровень. И предшествующее этому появление фотографии оказало немалое влияние. Появился авангард, в котором мы увидели и абстрактную живопись, и сюрреализм, и экспрессионизм (этих -измов в начале 20-го века было полно).
И кто бы что не говорил сейчас про эту “странную живопись”, современники тех лет очень хорошо приняли новое искусство, которое взбодрило доселе только лишь реалистичную подачу в картине. Это был глоток свежего воздуха в надоевшей людям и такой понятной реалистичной живописи. Изобретение фотоаппарата привело (пусть не сразу, но в конце концов) к прорыву в живописи и новую взгляду на вещи.
Возвращаемся в наше время
Когда-то несколько лет назад у меня была моя школа живописи. И ко мне приходило очень много людей, которые хотели научиться рисовать. Для многих из них занятия были как хобби и способ отдохнуть от работы и быта. То есть у людей была потребность не столько в созерцании искусства, сколько в его создании. Для многих это были положительные эмоции, общение, медитация, терапия в конце концов.
В этом разрезе изобразительное искусство не умрет никогда, потому что есть люди, для которых живопись - это потребность и удовольствие.
Но тогда возникает вопрос. Ну ладно, тебе, как преподавателю, может и нечего бояться. Всегда есть куча людей, которые хотят чему-то учиться. Вон, на лошадях тоже все еще учатся кататься, но есть же машины, зачем? Но сами-то картины кому нужны будут?? Кроме их создателей, которые получили удовольствие от процесса.
Ценность автора
У меня на это такие рассуждения. Ценность картины не только в том, что на ней изображено. Но и в том, что она именно кем-то сделана. Хорошее произведение оставляет отпечаток его автора. Его или её эмоции, переживания и внутреннее состояние.
И вы в том числе платите за это, покупая хорошую картину. За то, что видите эмоциональную составляющую картины, переживаете эмоции вместе с автором. Вы разговариваете с создателем картины!
Вы пытаетесь понять, почему на этой картине такие густые и мрачные тучи - художнику было плохо? Или если картина излучает солнце и чистые краски, вы можете рассуждать, был ли художник счастлив в этот момент? Вы даже можете захотеть изучить историю создания картины. Почему пришла такая идея, почему именно в этот период жизни?
Картина - это в том числе общение с ее автором. В этом контексте нейросеть не заменит художников.
А что, всем нужно общение с автором?
А если кому-то не нужно это общение и эмоции живого человека? Может кому-то просто нужно украсить интерьер красивыми картинками и ему все равно, человек их напишет или нейросеть? Тогда да, признаю, здесь художников вполне заменят нейросети. Но это было все и раньше. Люди вешают фотообои и красивые фотографии пейзажей на стены просто, чтобы декорировать интерьер. Художники тут потеряли власть еще с изобретением фотоаппарата. Искусство уже давно не просто про “украсить интерьер”. Нужно больше, чтобы оно было ценно. Просто красивая картинка больше никому не нужна - их и в гугле полно.
Какой мой вывод? Не вымрут художники из-за нейросетей. Скорее нейросети будут использоваться для многих рутинных задач, для чего раньше использовались художники. И это прекрасно! Ненавижу рутину… А художникам остается решать творческие задачи и развивать живопись в новых условиях.