Найти в Дзене
Записки ошалелой матери

Как учим дочь с аутизмом разговаривать и расширяем словарный запас.

Удается ли как-то "разговорить" дочку, чтобы отвечала более-менее не шаблонными фразами? Появляются ли у нее новые слова в обиходе? (у нас это проблема номер один, словарный запас очень маленький, дочке 13 лет). О речи и её развитии у ребёнка с аутизмом можно писать много, часто. Я пишу не часто, но все, что писала можно найти в подборках: Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Папа не сбежал. Лайки и подписки помогут развитию моего канала. Да, я писала, что дочь в основном в речи использует шаблонные фразы. Или повторяет за нами (здесь я не эхолалию имею ввиду). Вообще диалог с ней построить очень сложно. Пока что наш "потолок" - это "куда хочешь пойти?" или, если она отвечает что туда-то или то-то не хочет, то можно добиться ответа на вопрос "а что тогда хочешь?". И еще можно поставить перед ней выбор и она его сделает. Например, какого цвета хочет т

Удается ли как-то "разговорить" дочку, чтобы отвечала более-менее не шаблонными фразами? Появляются ли у нее новые слова в обиходе? (у нас это проблема номер один, словарный запас очень маленький, дочке 13 лет).

О речи и её развитии у ребёнка с аутизмом можно писать много, часто. Я пишу не часто, но все, что писала можно найти в подборках:

Речь и аутизм | Записки ошалелой матери | Дзен
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Папа не сбежал.
Лайки и подписки помогут развитию моего канала.

Да, я писала, что дочь в основном в речи использует шаблонные фразы. Или повторяет за нами (здесь я не эхолалию имею ввиду).

Вообще диалог с ней построить очень сложно. Пока что наш "потолок" - это "куда хочешь пойти?" или, если она отвечает что туда-то или то-то не хочет, то можно добиться ответа на вопрос "а что тогда хочешь?". И еще можно поставить перед ней выбор и она его сделает. Например, какого цвета хочет топик надеть - синего или красного. Но нужно показать оба-два. Что такое "топик" она знает в её одежде, цвета тоже знает. То же с выбором чео-то другого. В общем, выбор, но проще всего из двух предметов. Только ответ на вопрос будет односложный, а не предложение.

Тут нужно сделать пометку еще о том, что важен не только смысл вопроса или фразы, с которой мы к ней обращаемся, но и слова, которыми мы пытаемся ей информацию донести. Например, "ты какую водолазку хочешь надеть - бежевую или синюю?" - молчит. Повторяю вопрос еще раз - молчит. Потом до меня доходит, что это не водолазка для неё, а кофта. Поэтому на вопрос "Кофту какую хочешь надеть, бежевую или синюю?" я тут же получу ответ. Назовет цвет.

Пассивный словарный запас у дочери довольно обширный. А вот пользоваться им она не пользуется. Вернее, выглядит дочь так в те моменты, когда хочет что-то сказать, как будто не может. Сложно ей. Особенно, когда я пристаю с вопросами после прочтения сказки, например, ну типа кто был в сказке, то ей сложно это и некомфортно, что самое главное, но она старается и даже с ноги на ногу переминается.

Чтобы расширять её запас фраз, то нужно ей образец показывать, причём постоянно. Поправлять, если что-то говорит не так. Причём я с ней стараюсь общаться хоть и короткими фразами (помните я говорила, что это один из самых эффективных способов общения с аутистами), но как с обычным взрослым человеком. Объясняя как есть то или иное, без сюсюканий. Правда для некоторые состояний её нужно придумывать определения, чтоб она отличала одно от другого.

Ну, например, то, что бить себя нельзя - это понятно. Есть другое - ходить вокализирует, но по-разному. То говорит что-то, то подвывает, то еще что-то. Так вот, это же и не кричит, правильно? Кричать - это другое и она знает что это. И говорить ей "перестань вокализировать" - ну смешно же. Поэтому приходится давать определения. Лялякать, выть, подвывать - это все разные состояния. Еще есть в обиходе слово "барагозить" )))

Вообще именно "разговорить" дочь сложно. Иногда мы приходим к выводу (давно уже), что ей прям психологически сложно общаться, именно вести диалог. Когда она сама инициирует общение, то это одно. А вот, когда к ней начинаешь с разговорами лезть, то она всячески увиливает. Поэтому четкие вопрос, четкие ответы. И никаких пространных разговоров.

Сейчас учу её отличать беспокойство, панику, тревогу, чтоб она могла объяснить свое состояние. Есть успехи. Опять же, чтоб её чему-то научить, ей нужно показать, что это вот это. То есть я сама определяю что есть что и объясняю ей её состояние. Но выражает она это довольно странно и точно не тему словами, что учу её я. Еще у нас в обиходе есть слово "обострение" и она его применяет.

Например, так как слова "успокойся" или "прекрати" совершенно бесполезны, как вы понимаете, то мне пришлось пойти на хитрость. Может это и не правильно, но пока что работает. Подхожу и говорю ей "Выключить беспокойство". Она, пытаясь успокоится, говорит "Кнопочка беспокойство. Вы выключить кнопочку беспокойство". Ну и в этот шаблон вместо беспокойства подставляется теперь ею все, что угодно. То есть иногда она сама себе какие-то нелепые шаблоны придумывает, а потом сама же туда подставляет слова. Иногда, правда, до абсурда предложение получается ))

Мало того, когда она что-то говорит именно человеку, то она смотрит чётко на него (в глаза), подходит достаточно близко и иногда берет за руку. Именно поэтому не получается общаться с ней по телефону (не видно человека, не воспринимает обращение) и по видеосвязи. Да, она видит кто это, может по просьбе поздороваться и все, уходит.

Новые слова в обиходе, конечно, появляются. Все, что мы ей новое говорим, то и появляется. Мало того, она иногда может что-то сказать, но не правильно. Тогда поправляем и она запоминает. Особенно, если ей это очень нужно.

Опять же, ей помогает навык чтения в пополнении словарного запаса. Она хочет любит сайт, где много-много слов по алфавиту. Там такие слова, что и я таких не знаю. Она меня заставляет объяснять ей значения слов, но я и не знаю что ей ответить иногда. А вот то, что там можно на слово нажать и получить толкование - это она не хочет. Нужно, чтоб я стояла и рассказывала ей.

Так что как-то так.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки