Такое эмоциональное состояние случается как в жизни, так и практически во всех видах спорта. Бильярд здесь не является исключением. Это происходит
вдруг, как инсайд (озарение). Человек вдруг, без особых на то причин, настолько сосредотачивается на игре, обретает такую уверенность, что его
состояние подобно состоянию транса, одержимости в хорошем смысле этого снова. Состояние полу транса бывает настолько глубоким, что потом
вы с большим трудом можете вспомнить, сколько времени вы пробыли в этом состоянии и что делали, находясь в нем. Для того, чтобы «впасть» в это
состояние измененного сознания совершенно необязательно быть профессионалом, хотя, чем больше у игрока опыта, тем больше вероятность того, что он будет «в ударе». Скорее всего, такое состояние является следствием высокой максимальной концентрации на игре. Можно назвать это самогипнозом. То, что «в ударе» чаще всего бывают профессионалы,
объясняется, по-видимому, тем, что они за многолетний опыт игры научились концентрироваться на игре более глубже и сильнее других (любителей). Поэтому они профессионалы. Такое состояние почти транса может возникнуть
и при выполнении обычной работы, или когда вы очень увлечены чем-то. В повседневной жизни такие увлечения называются хобби. Но, входя в это состояние игрок вовсе не выключается из игры, а наоборот, полностью погружается в нее. Ева Лоренс говорит об этом так: «Быть в ударе - это пребывать в таком состоянии, когда вы играете лучше, чем когда-либо, и при этом не осознаете этого. Иногда такую игру называют игрой выше головы».
Несомненно этот феномен - предмет тщательного исследования для психологов, бильярдных психологов, в частности. Психологами написаны
сотни томов о трансе, об измененном состоянии сознания, о гипнозе, но состояние в спорте «быть в ударе» совсем не изучено.
Самое интересное заключается в том, что такое состояние может возникнуть как у новичка, так и у профессионала, чемпиона мира. Если такое вдруг
случается с вами в процессе обычной тренировки, без какой бы то ни было мотивации, вы может быть не заметите ничего необычного, кроме того, что у
вас всё получается и время тренировки пролетело незаметно. Можно ли по желанию, в нужный момент и в нужное время «включить» это состояние?
Да, это вопрос вопросов. Если найти ответ на него, то можно будет подготовить так игрока, чтобы он выигрывал все партии подряд. Вот работа для бильярдного
психолога с креативным мышлением. Итак, если это состояние «в ударе» посетило вас на тренировке и кто-то за вами наблюдал, например, тренер, то он наверняка скажет вам, что вы играли выше всяких похвал, что он не ожидал от
вас такой классной игры. Такому тренеру хочется посоветовать - срочно искать бильярдного психолога для своего подопечного и изучать это явление.
Потому что если игрок один раз «побывал» в этом состоянии, то значит, он может «быть в ударе» и еще раз, и еще много раз. Несомненно, что какие-то
внешние факторы: общение с тренером, психологическая атмосфера в момент тренировки, погода, а может быть, внутренние факторы самого игрока
(то, о чем он думал в этот момент, его психическое состояние, усталость, возбуждение от мысли о своей подруге) стали неким толчком к этому состоянию. Это, как какой-то клапан, который вдруг открывается до предела (а кто, скажите, измерял этот предел в состоянии «в ударе»), анализ ситуации
на столе происходит мгновенно.
Другой вопрос: Если игра «в ударе» так замечательна и эффективна, то почему бы постоянно или хотя бы время от времени не использовать это состояние? А может быть, это невозможно? А если возможно, то как этого достичь? Вопросы,
опять вопросы. Попробуем разобраться. Скорее всего, существуют какие-то «слова-катализаторы», или просто звуки, или положительные воспоминания,
которые способствуют «вхождению» в это состояние «в ударе» (в нейро-лингвистическом программировании это называется маячками). Такие
«слова-катализаторы» есть у каждого человека.
Задача игрока вспомнить их в нужный момент. Но это не так просто. Дело в том, что человек, пребывающий в таком состоянии, попросту не может прочувствовать и оценить его необычность, так как в этот момент он этого не осознает. К тому же, специально погрузить себя в это состояние крайне сложно. Если человек усилием воли пытается сконцентрироваться на чем-либо конкретном, то уже сам этот процесс приложения усилий выступает в качестве
отвлекающего фактора и не дает полностью отключиться от происходящего вокруг. По-видимому, это состояние имеет в своей основе оборонительное, защитное начало. Если долго и напряженно концентрироваться на чем - то
одном, мозг очевидно определенным образом меняет свое восприятие окружающего, включает какой-то особый фильтр, защищающий его от
перенапряжения. Поэтому внешние раздражители - освещение, движение вокруг, звуки, течение времени - все это начинает восприниматься
неадекватно, иначе, а действия самого человека становятся до некоторой степени похожими на действия робота. Но, если у вас есть какие-то технические
навыки бильярдной игры, закрепленные на подсознательном уровне и вы представляете, как необходимо играть в той или иной ситуации, то вы в реальности будете действовать именно так, как надо. Другими словами, если вы знакомы с теорией бильярда, читаете книги по бильярду, то у вас есть запас информации, который в этот момент всплывает из подсознания и помогает играть правильно. Пока, ясно одно, что это нестандартное психическое состояние «в ударе» необходимо изучать как можно глубже.
Понять, почему тот или иной игрок бывает «в ударе» или «не в ударе» бильярдисты пытаются уже давно. Очевидно, что здесь им могут существенно
помочь психологи. Вот, как описывал это состояние классик теории и практики русского бильярда Анатолий Иванович Леман более ста лет назад:
«Всякому игроку тысячу раз приходилось говорить и слышать: «Эх, вот не везет-то, вам счастье, я не в ударе». В другой раз игрок жалуется, что он устал,
«удар уже не тот». Иногда победитель говорит, что он сегодня «в таком ударе, как никогда». Подобных восклицаний не перечтешь, но все они сводятся к
тому, что «сегодня» (именно сегодня) одному везет, а другому не везет.
Таким образом, игроки бессознательно признают, что есть какое-то странное, почти необъяснимое соотношение между расположением духа, успешностью игры и собственно «счастьем». В чем же состоит это соотношение? Следует ли допустить, что существует счастье на бильярде в прямом значении этого слова?
Прежде чем ответить на эти вопросы, исследуем игру игрока, когда он «в ударе» и ему «везет": Игрок начинает играть, когда ему просто хочется поиграть или товарищ приглашает для компании (пока оставим тот случай, когда игрок-промышленник берется за кий, потому что ему есть нечего). Когда игроку хочется поиграть, он испытывает легкое возбуждение, проявляющееся в нетерпении занять место у бильярда. Он тщательно выбирает кий, посмеивается и спрашивает, почем будет игра. Если первые удары у него и не тверды,
то скоро после двух-трех удачно сделанных шаров, он становится весьма самоуверен, даже дерзок и благополучно выигрывает партию.
Вторая партия, в которой сила противника по моральному закону всех игр будет сильно напряжена, вновь развивается для него так счастливо, что ему останется только класть шаров.
Третья партия, в которой появляется и без того упадок духа противника, выигрывается просто шутя. Партнер «игрока в ударе», хоть и равный в
силе, начинает жаловаться на то, что «тот в ударе», и требует форы.
Мало-помалу он «сбивается с кия», т.е. начинает играть значительно хуже, чем обыкновенно, и проигрывает подряд все партии. Иногда «игрок в ударе» имеет дело с таким хладнокровным противником, который пережидает, когда кончится удар, и затем, возвысив ставку, отыгрывается, сбивает в свою очередь противника с кия и торжествует. Он так и лупит шаров, как ни отыгрывайся.
Тогда, выдержав две-три партии и не видя перемен в ходе игры, хладнокровный игрок, все время игравший «во всю» свою игру, благоразумно отступает.
В чем же проявляется эта духовная сила «удара» и что за причины ее?
Трудно точно ответить на вопрос. Проявляется сила эта в том, что все бильярдные способности игрока временно напрягаются и достигают своего
максимума. Так, зрение у него изощряется до того, что он почти не целится, удар приобретает необыкновенную точность, и наконец, у него является род вдохновения и предугадывания замыслов противника и наисильнейшего противодействия ему будто нарочно, например, при игре в пирамидку, игроку «в ударе» так и подставляются крупные шары, а противнику - мелкие. При обоюдном отыгрыше - для одного свой шар всегда останавливается на удобном
месте, для другого непременно у борта, да еще коле. Всего не перечтешь.
Дело в том, что бильярдная игра - искусство весьма тонкое, трудное и требующее многих условий для успешного выполнения. В ней все стоит в
тесной связи и гармонии. Усильте здесь, ослабнет там и обратно.
Трудно найти другую игру, в которой балансирование нравственных сил противников выражалось бы рельефнее, чем здесь. Эти колебания и влияют на выигрыш или проигрыш. У «игрока в ударе» - ряд прогрессивно возрастающих духовных импульсов, постепенно угнетая дух противника, в то же время наглядно проявляется в физических отправлениях организма: так чувства изощряются, деятельность кровообращения усиливается, глаза блестят, чувство усталости исчезает. Является довольство самим собой и какое-то внутреннее удовлетворение. Вот физиологические признаки, характеризующие «игрока в ударе». Посмотрим теперь на игру игрока «не в ударе ». Невнимательного даже наблюдателя поражает то, что он играет вяло и неохотно. Если он хорошо
прицелился, то неверно ударит. Кажется, самый надежный удар и тот изменяет Все это расстраивает игрока, действует подавляющим образом на его самообладание, и он начинает подряд проигрывать все партии.
В то же время и счастье ему не везет. То свой шар не себя упадет, то кикс выйдет, то наклейка соскочит. Он пьет воду, переменяет кий - ничего не
помогает. Обыкновенно он сильно утомляется, голова у него болит, и появляется озноб. Где уж тут до игры!
Из этого описания ясно видно, что «игрок не в ударе» переходит мало-помалу все обратные фазисы. Нравственное изнеможение влечет за собой физическое, тотчас обнаруживающееся в успехе игры. И затем опять-таки является счастье посторонней вещью.
Есть такие хладнокровные и выдержанные игроки, которые почти не испытывают только что описанного переходного состояния при игре. Да
вообще, чем жизненнее и крепче натура, тем реже она недомогает, бывает не в ударе, - и наоборот, чем впечатлительнее, слабее и нервнее субъект, тем чаще и энергичнее появляется у него подъем и упадок духа. Вот почему за некоторых превосходных игроков совершенно нельзя держать мазу.
Этот закон, увеличивающий энергию победителя и ослабляющий побежденного, особенно рельефно выражается на войне. Раны у победителя заживают быстрее, чем у побежденного, он устает меньше, а делает больше. Болезни развиваются сильнее среди побежденных, чем среди победителей. Это все указывает на какое-то внутреннее флюидическое перемещение психофизических сил состязающихся. Что ж теперь заставляет признать счастье на бильярде?
А вот что: Случается, что сходятся два игрока равной силы. Оба они ни «в ударе», ни «не в ударе». Начинается игра, и один выигрывает. На другой
день опять сходятся эти же самые игроки, и опять кто-нибудь выигрывает. Чем объяснить такое явление? Скажут, что невозможно найти двух совершенно
равносильных игроков. Вовсе нет. В бильярдной игре можно так точно числом очков измерить силу каждого игрока, приняв, например, маркера за меру
силы, что очень легко отыскать двух игроков положительно одной силы.
Внимательно следя за их игрой, нетрудно убедиться, что одному везет больше, другому меньше. В результате проигрыш или выигрыш. Иногда являются такие фуксовые партии, которые ничем нельзя иначе объяснить, как счастьем. Одним словом, счастье есть на бильярде, но оно не играет первенствующей роли, как в других играх, и до известной степени оно в руках у самого игрока!»
Что полезного можно извлечь из этого текста? Во-первых, попробуем определить факторы, определяющие состояние «в ударе». Очевидно, что А.И. Леман неоднократно пребывал в этом состоянии, поскольку он очень ярко и
реально описал это состояние.
Изучив биографию этого человека, приходим к выводу что это человек эмоциональный, творческий, образованный. Значит состояние «в ударе»
скорее всего присуще таким людям. То есть, фактор номер один - творческая, эмоциональная на тура. Во-вторых, это состояние наступает вдруг, как будто открывается какой-то внутренний кран.
Задаю вопрос одному поэту: «Как ты пишешь стихи? Подумав он отвечает: - Я просто живу, не делаю ничего особенного, как вдруг «спускается» Муза, я
бегу бумагу и ручку, сажусь и пишу. В общем, вдохновение или другими словами: «Я в ударе». В третьих, существует какой-то катализатор, «запускающий» это состояние. Как уже говорилось, это может быть слово, воспоминание, эмоция, музыка и так далее. Один очень показательный случай «входа» игрока в состояние «в ударе»; произошел в 2005 году в США.
Лучшим в мире игроком в «Ротацию» является филиппинец Ифрен Рейес. Однажды этого игрока пригласили на телевидение на ток-шоу,
посвященное американскому бильярду, причем все происходило в прямом эфире. Телешоу шло в обычном режиме: ведущий задавал вопросы приглашенным профессионалам, они на них отвечали. Ведущий шоу в ходе разговора о «Ротации», как бы между делом спросил Ифрена, можно ли с одного кия забить все 15 шаров? Надо особо отметить, что забить в «Ротации» все подряд шары (с 1-го по 15-й) с одного кия - задача почти невыполнимая
даже для игроков экстра-класса. Ифрен задумавшись ответил, что теоретически это возможно. Ведущий тут же попросил чемпиона показать как
это делается. (Для демонстрации ударов в студии стоял бильярд). Ифрен встал, беспорядочно (специальной системы или подставок действительно не было) раскидал шары по столу и с первого же раза положил все их в лузу!
Присутствовавшие в студии бильярдисты были шокированы. Но, телеведущий, по всей видимости, не понял, что произошло и не очень разбирающийся
в бильярде спросил, нельзя ли повторить всё это ещё раз. Ифрен повторил и для убедительности сделал это еще раз. То есть, три раза подряд!
Возможно ли вообще такое? Скорее всего, этот игрок был просто «в ударе». После эфира, потрясенная Ева Лоренс, приглашенная на это шоу сожалела,
что шоу проходило в утренние часы. Проанализируем эту ситуацию. Профессионал, Ифрен Рейес, просто пришел поучаствовать в теле-шоу по бильярду, может быть, показать какие-то хитрые удары, поговорить об игре, не более того. И тут телеведущий провоцирует его на невероятные действия. Может быть чемпиона задела наглость ведущего, или на него подействовали телекамеры, а может быть, он просто разозлился. Тем не менее, он сделал невозможное, он был в эту минуту «в ударе».
Играя, не так давно, со своим приятелем в «американку» и проигрывая пять партий, я остановился на минуту и посмотрел в окно (было еще светло, шторы
раздвинуты в бильярдной). На соседней улице стояла машина, очевидно после аварии, вся разбитая. Я на минуту подумал, что вот и я, как эта машина - разбитая и не способная больше ездить. И тут же возникла другая мысль. Я не разбитая машина, я еще могу что-то сделать. Началась следующая партия,
шары шли как по маслу, я даже не верил, что это я их забиваю. Я выигрывал партию за партией. Через какое-то время счет по партиям был уже 5:5. Что это
было? Я полагаю, что я был «в ударе». Четвертым фактором этого состояния, очевидно является то, что это состояние длится недолго, то есть ограничено
по времени. Нельзя быть «в ударе» постоянно. Кстати, ту серию со своим приятелем, я проиграл 10:5 (мы обычно играли до десяти выигрышей),
потому что состояние «в ударе» вдруг, у меня закончилось. Как это понять? Как это объяснить с точки зрения психологии? Потенциал человека не ограничен, его возможности просто пока скрыты, нам не доступны. Очевидно, что состояние «в ударе» - это незначительное проявление этих скрытых возможностей.
Другое дело, как реализовать эти возможности в нашей жизни и где находится этот «кран». Вот как обо всем этом говорит писатель Михаил Веллер:
«Вспоминая, определенные клетки мозга возбуждаются, активируются, забирают какое-то количество энергии организма и, преобразуя ее в импульсы
центральной нервной системы, воспроизводят сигнал, как комбинацию напряжений, которую он когда-то получил извне на хранение. И в нашем сознании оживают изображение, звук, форма. По всей логике вещей, чем сильнее был получен сигнал, чем больше было возбуждение органов
чувств - а оно через периферическую нервную систему передается в центральную - тем сильнее он запечатлевается, тем сильнее может быть воспроизведен. Это как выстрел - и отдача, звук - и эхо, действие - и противодействие. Чем больше рана тем больше и дольше остается шрам. Все дело в силе возбуждения. Попросту мы обычно называем это силой
ощущений, переживаний, чувств, остротой впечатлений".
Таким образом, выделяем следующие факторы, сопутствующие появлению у игрока состояния «в ударе»:
1. Наличие у него некоего минимума информации о бильярде, технических навыков исполнения тех или иных ударов;
2. Внезапность появления;
3. Существует механизм «запуска» этого состояния, который работает из памяти, из воспоминаний тех или иных впечатлений;
4. Недолговечность, которая обусловлена тем, что состояние «в ударе» - это очень сильное эмоциональное состояние (можно сказать, энергозатратное), которое может привести к срыву нервной системы человека;
5. Невозможность по желанию войти и выйти из этого состояния.
Рассмотрим теперь фактор пятый. Можем ли мы попытаться хотя бы войти в состояние «в ударе" по своему желанию?
Бильярдисты, которые побывали в состоянии «в ударе», говорят, что не помнят и не понимают, как вдруг это случилось и что было причиной. Поэтому, чтобы понять, как игрок оказывается «в ударе» необходимо, чтобы с ним рядом постоянно был его бильярдный психолог и на тренировках, и на турнирах.
Если это случилось на тренировке, то психолог тут же задает необходимые вопросы игроку и фиксирует его ощущения и мысли в этот момент. Если
же у вас нет такого психолога, то заведите себе специальный дневник, куда будете записывать то, что вы чувствовали и о чем думали в этот момент.
Если, конечно, вы хотите контролировать и понять это ощущение. Затем, через какое-то время, анализируя свои записи, вы возможно найдете ключ к решению этой задачи. Надо только помнить о том, что эта «кнопка», включающая это состояние у каждого своя. Поэтому шестым фактором, сопутствующим состоянию «в ударе» будет индивидуальность «включение».
Если просто ждать, когда на вас «свалится» ощущение «я в ударе», то скорее всего вам долго придется ждать. Необходимо психологически настраиваться
на каждую игру, да и на каждую тренировку.
Вот как об этом говорит Ева Лоренс: «Не так давно случилось так, что я без видимых причин сыграла весьма неудачную партию, что повергло меня в глубокое уныние. Самое интересное, что попытки наладить игру с помощью упорных тренировок по пять-шесть часов в день особого результата не дали. Игра не клеилась, оставалась какая-то внутренняя неуверенность. Появилось ощущение, которое наверное сравнимо с тем, что испытываешь, когда катаешься на американских горках, а вдруг твой вагончик ни с того, ни с сего на полпути остановится где-то в нижней точке. Даже если в какой-то день игра вроде бы начинала идти, назавтра приходилось прилагать огромные усилия, чтобы не загубить вообще-то простые шары. Я перепробовала все, что только можно, в том числе изменяла способ ударов, варьировала стойки, ломала привычный ритм игры. Кое-что давало эффект, но не надолго - от нескольких минут до максимум нескольких дней. В конце концов, я поняла, что корень проблемы в голове, в психологическом настрое. Замечательное само по себе открытие, но как заставить себя сконцентрироваться, как изменить этот самый настрой, коль скоро в нем что-то треснуло? Где тот магазин, в котором можно
купить пакетик концентрации и пачку уверенности?".
Быть «в ударе» - хорошо. Понять как это включать - еще лучше. Но все-таки лучше всего оттачивать свою технику, изучать психологию бильярда
и надеяться на себя.
Исследованию состояния «в ударе» я намерен в будущем посвятить целую книгу.
Психология бильярда. Неизвестная игра. Часть 1 Психологические особенности бильярда. Глава 5 Анализ состояния игрока, когда он "в ударе".
31 декабря 202331 дек 2023
31
16 мин
4