Самая тяжёлая и трагическая история Советского альпинизма. Она поражает своим ужасом, безысходностью и беспомощностью
Эльвира Шатаева работала инструктором спорткомитета киевского района города Москвы. Когда она познакомилась со своим мужем, она влюбилась в него,а заодно и в горы и после свадьбы альпинизм стал их общей страстью. Эльвира задумала очень амбициозный план: покорить все семитысячники с исключительно женской командой. В свои 36 лет она решает устроить экспедицию на пик Ленина. Эта гора считалась чуть ли не самой безопасной,за первые 45 лет восхождения на пик Ленина там не погиб ни один человек. Но всё изменилось летом 1974 года,погода в то лето была аномально холодная и трагедия Шаталиной не была первой.
Группа состояла из 8 спортсменок. Подготовка была безупречной,они действовали как слаженный механизм,выкладывались на максимуме,не конфликтовали и были дружны.
2 августа группа вышла на маршрут, о их восхождении мы знаем из записей по рации,по которой Эльвира отчитывалась базе. Погода стояла солнечная, самочувствие отличное и несмотря на хорошую погоду,девушки взяли день отдыха.
4 августа в 17.00 Эльвира передала,что погода портится,идёт снег,а через сутки сообщает,что они вышли на вершину,база ответила поздравлением и пожелала счастливого спуска. Но со спуском всё пошло не по плану. Последовало сообщение: видимость плохая и девушки решили поставить палатки и переждать непогоду.Чуть позже Шатаева передаст: "Думаю не замёрзнем,чувствуем хорошо." База восприняла это сообщение с тревогой: ночёвка на вершине, да и ещё в плохую погоду при сильной минусовой температуре дело опасное,но и спускаться при такой видимости тоже не решало проблему.
6 августа ситуация не улучшилась,а наоборот начался настоящий буран. Девушки находились на высоте 7000 тысяч метров,где организм человека начинает медленно умирать от недостатка кислорода,начинается так называемая горная болезнь: с такими сиптомами как рвота,галлюцинации,потеря ориентации. Девушки находились на вершине уже двое суток.
7 августа начался настоящий ураган: посрывало палатки,унесло вещи в том числе и примус. Этой ночью погибла одна из девушек. После этой новости на помощь девушкам вышли советские альпинисты,а также французы,британцы,австрийцы и японцы,которые были ближе всех к вершине и отчаянно хотели спасти,застрявших на вершине,девушек.
В 14.00 Эльвира сообщила: " У нас умерло 2 человека,мы очень мёрзнем." База отвечала: " Не падайте духом,выходите на связь каждый час." Только таким советом лагерь мог поддержать умирающих девушек. Все уже понимали,что шансов вернутся уже нет. Последнее сообщение пришло вечером того же дня в 21.12,правда говорила не Шатаева: девушка говорила с трудом,переодически срывалась на плач: " Нас осталось двое,сил больше нет,через 15-20 минут нас не будет в живых." После этого на базе ещё дважды слышали в эфире нажатие кнопки вызова,кто то пытался выйти на связь,но там были слышны только завывания ветра.
Когда ураган стих до места трагедии первыми добрались американские и японские альпинисты. Хоронить девушек отправилась группа опытных советских альпинистов во главе с мужем Эльвиры Шаталиной. Мужчины вырыли в снегу две могилы,обычно погибших оставляют в горах,тем не.менее через год после трагедии Владимир Шатаев подаёт заявку в спорткомитет на проведение экспедиции по спуску тел команды Эльвиры Шаталиной. Разрешение было получено и через 14 дней девушки вернулись домой.