Уходящий 2023 год запомнится нам не только тем, что фактически был короче на половину (из-за забастовок в Голливуде), но и по рекордам в прокате, а также осознанием того, что за стримингом будущее и оно уже наступило.
Если, Вы помните пару лет назад многие из нас задавали себе вопрос - Восстановятся ли кинотеатры после пандемии? К счастью этот показал, что кассовые сборы практически восстановились. Это связано не только с выходом новых франшиз и фильмов для более взрослой аудитории (драмы, триллеры) или фильмами-концертами-блокбастерами. А с тем, что старые идеи больше не работают, а вкусы зрителя меняются. И они уже готовы к чему-то свежему. Именно это окажет серьезное влияние на 2024 и последующие годы.
Этот год заставил задуматься о многом, особенно потому, что календарь релизов на 2024й скудноват, что подвешивает ситуацию.
В любом случае давайте вместе взглянем на уходящий год в мире кино и попытаемся вместе сделать выводы. От супергероев впавших в немилость, до Барбенхаймера - нам есть что обсудить и над чем поразмыслить. Предлагаю приступить:
Эпоха абсолютного доминирования супергероев закончилась
На протяжении как минимум 15 лет супергерои были самым стабильным источником доходов для голливудских студий. Это все началось с «Человека-паука» Сэма Рэйми, побившему рекорды кассовых сборов в 2002 году, а «Железный человек» 2008 года и рождение кинематографической вселенной Марвел послужили точкой невозврата. Но какими бы неудержимыми ни казались Марвел (Marvel) и ДиСи (DC) всего несколько лет назад, в 2023 зрители окончательно решили, что фильмы по комиксам больше не требуют автоматического похода в кинотеатр. Эпоха предполагаемого доминирования супергероев закончилась.
Были ли успехи в этом году? Кончено были. «Стражи Галактики, том 3» (845 миллионов долларов по всему миру) и «Человек-паук: Через вселенные» (690 миллионов долларов по всему миру) вошли в число крупнейших хитов года. Но «Стражи» считаются единственным абсолютно успешным фильмом о супергероях в этом году, а «Человек-муравей и Оса: Квантумания» (476 миллионов долларов по всему миру) провалился после многообещающих первых выходных на фоне негативных рецензий и неоднозначного приема аудиторией. «Марвелс» (205 миллионов долларов по всему миру) сейчас со значительным отрывом считаются самым кассовым фильмом КВМ (кино вселенная марвел) на сегодняшний день и одним из самых больших провалов года в целом.
У ДиСи (DC) дела обстоят еще хуже. «Синий жук» (129 миллионов долларов во всем мире/бюджет в 100 миллионов долларов), «Шазам! Ярость богов» (133 миллиона долларов во всем мире/бюджет в 125 миллионов долларов) и «Флэш» (270 миллионов долларов во всем мире/бюджет в 200 миллионов долларов) – все они потерпели полный провал. Конечно в дальнейшем фильмы о супергероях и дальше будут оставаться неотъемлемой частью Голливуда. Но зрители больше не стремятся покупать билет на что-то, что кажется менее важным.
Люди все еще хотят пойти в кино, им просто нужна веская причина
Помимо супергероев, этот год научил нас тому, что зрители готовы (и очень хотят) вернуться в кино. Но для этого у них просто должна быть соответствующая мотивация. Ничто так не доказывало это, как феномен дуэли Барбенхаймера, охвативший весь мир.
Удастся ли «Барби» Греты Гервиг? Затеряется ли в потоке «Оппенгеймер» Кристофера Нолана? Вместо этого оба фильма подняли друг друга и стали двумя крупнейшими картинами года (которые также почти наверняка станут фаворитами на «Оскаре»). «Барби» сейчас считается одним из самых кассовых фильмов в истории, а «Оппенгеймер», трехчасовой биографический фильм в котором в основном парни говорят о науке, заработал почти 1 миллиард долларов.
Но все это не сводится к мегахитам. «Пять ночей с Фредди», стал одним из самых больших хоррор-хитов года, собрав почти 300 миллионов долларов по всему миру. Что еще более важно, это привлекло массовое внимание молодёжь, что мы видим не так уж часто или по крайней мере, не в таком масштабе.
А что касается фильма про приключения братьев Марио («The Super Mario Bros. Movie»), принесший его создателям более 1,3 миллиарда долларов. Ведь большинство семей по всему миру захотели увидеть любимых сантехников из Денди (Dendy\Nintendo) на большом экране.
А самое главное в том, что впервые за десятилетия три лучших фильма года не являются сиквелами. Зрители хотят ходить в кино, просто они хотят чего-то большего, чем одни и те же франшизы/идеи, на которые Голливуд слишком долго делал ставку. Пришло время перемен.
Программирование спешит на помощь!
Одно остаётся верным: голливудские студии выпускают меньше фильмов, чем до начала пандемии. По подсчетам в 2019 году было выпущено 910 фильмов, а кассовые сборы внутри страны достигли рекордных 11,3 миллиарда долларов. В 2023 году их вышло всего 584. Так что Голливуду еще есть что наверстать. Но одна из главных причин, которая позволила сократить разрыв в этом году - это «Программирование». От религиозных лент до документальных фильмов о концертах и даже японской анимации — мы наблюдаем их успех неделю за неделей.
Безусловно, самым ярким примером этого был «Тейлор Свифт: Тур по эпохам». Показанный по кинотеатрам и анонсированный всего за несколько недель до выхода в прокат, фильм Свифт позволил зрителям насладиться ее турне-блокбастером по доступной цене - не выходя из своего квартала. И да, это окупилось. Он заработал 250 миллионов долларов по всему миру, включая 179 миллионов долларов внутри страны. Несколько недель спустя они провернули нечто подобное с фильмом «Ренессанс: фильм Бейонсе» (42 миллиона долларов по всему миру). Это доход, который остро необходим кинотеатрам из-за того, что такие фильмы, как «Марвелс» больше не притягивают зрителя.
Но это лишь верхушка айсберга. Давайте взглянем на «Годзиллу минус один» и «Мальчик и цапля», которые значительно превзошли скромные ожидания. «Годзилла» заработал 40 миллионов долларов и сумма продолжает расти, а «Цапля» — более 30 миллионов долларов. Все продукты перечисленные выше имеют низкий уровень риска и высокую маржинальность.
В 2024 году и в дальнейшем кинотеатры и голливудские студии должны стремиться использовать такого рода программные предложения, чтобы помочь привлечь аудиторию, которая в противном случае не захотела бы регулярно ходить в кинотеатры (обслуживание недостаточно обслуживаемой аудитории очень полезно для бизнеса).
Премиум-опыт важнее, чем когда-либо
Так как дни, когда обычный кинотеатр был достаточно привлекательным для людей прошли. В связи с этим премиум-опыт важнее, чем когда-либо. От экранов большого формата до создания ощущения настоящего события — весь смысл «похода в кино ради похода в кино» остался в прошлом.
В этом году АЙМАКС (IMAX) превысил 1 миллиард долларов впервые с 2019 года, что свидетельствует о том, что зрители готовы тратить деньги на получение приятных впечатлений. Большую роль в этом сыграли «Барби» и «Оппенгеймер». Также растет количество других уникальных форматов (4DX и ScreenX, а также Cinemark XD), которые является ответом на монополию АЙМАКС (IMAX). Многие зрители все готовы платить за новый впечатления, даже если они стоят дороже.
Все сводится к созданию атмосферы впечатлений, которую невозможно пропустить. Например, создав в кинотеатре атмосферу живого концерта. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но тем не менее это так (суммы кассовых сборов говорят сами за себя). Кинотеатры во время просмотра фильмов предлагающие коктейли, обеды и другие варианты, выходящие за рамки традиционного набора услуг (газировка плюс попкорна), становятся самим собой разумеющимся. Все данные указывают на то, что с этого момента индустрия в целом сильно опирается на экспериментальную природу похода в кино, даже если это делает поход в кино более дорогим, чем он есть сейчас. Без понимания того к лучшему это или к худшему.
Стриминговые сервисы и кинотеатры нуждаются друг в друге сейчас больше, чем когда-либо.
Мы все уже поняли, что будущее Голливуда за потоковым вещанием. Традиционное телевидение умирает медленной смертью, а скорость с которой идет ко дну кабельное телевидение ассоциируется с Титаником. Пути назад нет. Медиакомпании теперь вынуждены считаться со сложными реалиями необходимыми для того, чтобы сделать стриминг прибыльным.
Также мы видим, что фильмы показанные в кинотеатрах, лучше транслируются в потоковом режиме. И даже те картины, которые не очень хорошо показываются в кинотеатрах, выиграют от этого релиза. Ибо как только они появятся в потоковом режиме, то обретают второе дыхание. Показательным примером является то, что топ-10 Вуду за год возглавили такие фильмы, как «Марио», но в него также вошли театральные разочарования, такие как «Подземелья и драконы: Честь среди воров» и «Флэш». Прямая потоковая передача становится все менее целесообразной.
Более того такие компании, как Эппл Студиос (Apple Studios), Например «Наполеон» Ридли Скотта и «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе. В итоге получают огромные прокаты в кинотеатрах, прежде чем в конечном итоге попадут на стриминговые платформы. И это выгодно обеим сторонам! На сегодняшний день «Наполеон» заработал 200 миллионов долларов, а «Киллеры» заработали 156 миллионов долларов. Это значительно помогает компенсировать затраты на эти постановки.
Я думаю, что это может стать новым будущим, которое в итоге принесет пользу обеим сторонам.