Биография Владимира Арсеньева насыщена экспедициями по Дальнему Востоку. Дело в том, что проигранная в 1905 году русско-японская война показала, что имеющихся картографических данных и военно-географических особенностей Уссурийского края не то чтобы недостаточно. Их катастрофически мало.
С учётом уроков войны начиналась работа над укреплением обороны границ, в том числе морских: необходимо было определить опасные места, пригодные для высадки с моря десанта. Кроме того, имелась необходимость оценки масштаба деятельности японских шпионов, сбора статистических данных о местном коренном населении, и прочие аспекты.
С такими военными задачами и прибыл на Дальний Восток молодой офицер Арсеньев.
Он с головой погружается в историю края. Краеведение служит ему источником знаний о здешних народах, он пытается выстроить хронологию истории Приморья.
И вот что примечательно в его изысканиях. Коренных приморцев — нанайцев, удэгейцев, орочей — Арсеньев называл, как было принято в его время, «туземцами» или «инородцами». Были ещё «тазы» — окитаенные инородцы. Местных китайцев называли «манзами».
Китайцев Арсеньев не жаловал: и потому, что они порабощали инородцев, и из-за хищнического отношения к природе, и по геополитическим мотивам. Вот один из основных посылов «Китайцев…»: «Вопреки весьма распространённому, но ни на чём не основанному мнению, что китайцы будто бы владели Уссурийским краем с незапамятных времён, совершенно ясно можно доказать противное:
китайцы в Уссурийском крае появились весьма недавно».
Арсеньев доказывает, что Приамурье и тем более Приморье долго находились вне китайского внимания. Только появление на Амуре русских заставило Китай посмотреть в эту сторону. «Исторические факты с непостижимой ясностью свидетельствуют нам, что, когда китайцы пришли на Амур, там были уже русские», — резюмирует Арсеньев и предлагает новую точку отсчёта: «Начало российского владычества в Приамурском крае надо считать не с 1859 года — года административного присоединения края, а с начала XVII столетия, то есть со времени фактического владычества русских на Амуре».
Конечно, многое из того, что было получено в результате экспедиций отражено в его книгах, к примеру "Дерсу Узала", "По Уссурийскому краю", дневниках и очерках, однако есть и потерянные источники. Но всё же даже то, что сохранилось до наших дней достаточно, чтобы не забывать историю нашей необъятной страны.