В уходящем году хочу закончить одну тему и назвать одно имя.
Оно достаточно долго оставалось загадкой и находилось во тьме целого столетия!
Дело в том, что случилась у меня в 2023-м "дуэль" с неким здешним блогером, категорично утверждавшим, что наш великий русский поэт Сергей Александрович Есенин добровольно покинул этот мир в свои 30 лет.
Ну, написал блогер и написал...Чего только на Дзене не пишут?! Тем более официальная версия, всем и каждому известная!
Сейчас в эпоху тотального клипового сознания строчи чего хочешь. Прочитают и осилят смысл твоего послания единицы...Для прочих сильно много букафф. Какой там Серебряный век?! Какой Есенин?!Лучше глянуть в поисковичке видосики новые, "чё там, чё Путин скажет, чё там судебная реформа новая", какая там нейросеть в подпитье по телефону матершинно ляпнула, костеря СВО, на военных поставках для которой именно в данный момент "взрастает" новая аристократия 21-го века, пока со всех сторон люди гибнут, возле какого цирка застрял танк, не сильно пьющая пресс-алкаше, на какую часть тела носок нацепили, кого героически избили за Коран под присмотром охранников папы, чего там сторонники мира и демократии в ответ вещают за своё баблишко кровненькое, в каких турбинах дикие антисемиты искали евреев, и в который раз седой уже эстрадная "зайка" не в ту дверь зашёл и принёс свои извинения?!
А еще те самые раскрученные и прикормленные блогеры, которые выполняют функции "прачечных", когда-то придуманных величайшим гангстером всех времен и народов. Нет, не Аль Капоне. Его непосредственным боссом-Лаки Лучиано Счастливчиком.
Это всё нынче-одна большая блювотная пустая помойка!Такого в истории России ещё не было. Как говорится, в одном месте сразу же собралось шесть м...ков. Даже в те самые суровые 90-е всё как-то имело более-менее цельную оболочку и свой характер. Даже Лёня Голубков и песенки типа "подождём твою маму, подождём твою мать..."
А нынче просто одно большое Ничего, за котором стоит ещё большее Ничего. Только бабки и хайп. Причём, лезет это Ничего из каждого утюга, даже если не хочешь ни знать, ни слышать про это ... А вот если желаешь, чтобы вывернуло с похмелья с утра...лучшего средства не найти.
И ведь не стыдно никому! Какое там стыдно?! Это не мы такие- жизнь такая и соответствующие способы зарабатывания на эту самую жизнь, которая, как известно, диктует свои законы... Месье Познеру приписывают цитату, мол, если показывать по часу в день в телевизоре чью-то мадам сижу, то она вскоре станет звездой экрана, пока не уберут...
В общем, написал и написал тот блогер своё мнение.
Но, как-то так он написал это всё безапелляционно, что стало мне интересно-а чем, собственно, автор руководствовался при написании своего текста?!
Дальше я решил задать ему несколько вопросов на интересующую тему в комментариях. Дело в том, что я сам уже не один десяток лет интересуюсь творчеством и жизнью Сергея Александровича.
А следовательно, и его загадочным уходом из жизни...В итоге мои несколько вопросов переросли в двухмесячную "дуэль" в комментариях к его посту...По факту на большинство моих вопросов оппонент мне так и не ответил.
И закончилось это всё тем, что оппонент сослался на психическое нездоровье Есенина и его "многочисленные лежания" по психиатрическим больницам. А также на отдельное мнение писателя Прилепина, написавшего аж целый том про Есенина!
Когда я попросил оппонента прислать мне документальное тому подтверждение про многочисленные психбольницы и "попытки суицидов", а не только "особое мнение" писателя Прилепина, на этом всё... у него и заглохло.
А меня тогда в моих рассуждениях поддержало достаточно много народа, просто лайкнув комментарии.
Но, один читатель, очень правильно заметил, что это Дзен. Он несёт "развлекательный" характер. Здесь простыни в комментариях с научными выкладками никому не нужны...То самое, много букафф. Спать хотца.
И вот вчера я, наконец, решил просмотреть весь массив прошедшего диспута... Получилось, в самом деле, очень много комментариев, в которых неподготовленному человеку довольно легко заблудиться.
Это мне, бывшему судебно-медицинскому эксперту и статистику истории, более-менее ясна повестка...98 лет назад против поэта было совершенно преступление, покрытое в итоге властями. Имелись на то у них серьёзные причины.
А вот простому читателю очень сложно было вникнуть во весь массив моих рассуждений в том диспуте.
Поэтому, начнём вот с чего. Преступление это совершил приятель Есенина- Эрлих.
Мотив?! Читайте Пушкина- "Моцарт и Сольери", если хотите понять этих двоих в их разборках.
Недаром, потом Сергея Александровича символично три раза пронесли вокруг Александра Сергеевича.
Дальше Эрлих сочинил свою и только свою историю этого психологического противостояния двух молодых амбициозных людей...Он до последнего своего вздоха наслаждался созданной им иллюзией, в которую поверили очень многие.
Эрлих, как и все в богемной среде, будучи истероидным психопатом (это не болезнь, это черта характера), хотел с одной стороны всё это скрыть, а с другой стороны...он хотел "похвастаться" самым главным событием в своей жизни перед публикой. Это всё сидело и бурлило в нём...Но, как рассказать, чтобы не получилось "чистосердечное"?!...Вот он и придумал метод анаграмм ...Достаточно просто внимательно вчитаться в "творчество" Эрлиха с 1926-го, где он бесконечно возвращается к Есенину, причём представляет его слабым сломленным исписавшимся человечком, отдающим своё некогда великое наследие в "заботливые" руки Эрлиха и всё тогда встаёт на свои места.
Есенин внезапно уличил в чём-то нехорошем Эрлиха в свои последние 4 дня. Что-то такое, очень похожее на плагиат. А, может быть, вопрос стоял в деньгах.В больших деньгах. Даром что-ли, потом Эрлих укатил на курорт и славно там отдохнул?! А может быть ещё в чём-то?! Это тайна навечно покрытая мраком. О чём там совершенно случайно мог проведать Есенин... вряд ли мы об этом когда-то узнаем. И выход из этой внезапной ситуации поэт для себя нашёл в своём стиле. Он написал послание Эрлиху в форме стихотворения.
До свидания, друг мой, до свидания...
Как назло, чернила в номере закончились поздней ночью, портье уже спал, и пришлось воспользоваться своей кровью с левой руки...До свидания, Вова, до свидания.
Закругляйся по- хорошему со своими литературными делами. Жизнь продолжается. Займись чем-нибудь другим и полезным...По-хорошему займись. Не доводи до греха... Такой, на самом деле, истинный смысл этого сообщения.
Эрлих прочитал записку и понял, что разоблачён. Надо действовать. Но, аккуратно...Он тоже был не дурак. В уме ему, точно, сложно отказать.
Кто помогал Эрлиху в его спонтанном преступлении?!
Комендант гостиницы "Англетер" Назаров.
Зачем?! Назаров испугался возможного расстрела за то, что в ту ночь оставил объект и там в его отсутствие произошло такое.
Рассказ вдовы Назарова в 90-е журналистам и официальное время обнаружения тела поэта это всё категорически подтверждают.
А теперь самое интересное с психологической точки зрения... Великий поэт России был родом из деревни.
В деревнях испокон веков главным "развлечением" парней были кулачные бои.
Стенка на стенку.
Развлечение для настоящих крепких парней, а не для дохлых "псевдоинтеллектуалов",ничего тяжелее собственного самомнения не поднимавших никогда.
И юный Сергей Есенин во всём этом сполна поучаствовал...Так оно и осталось одной из основных парадигм, красных линий в его сознании.
Он любил поэтическую красоту жизни, любил женщин и любил...хорошую драку.
А ещё он всегда предчувствовал, что как истинный "берсерк" погибнет однажды в драке...Так, собственно, и произошло.
Эрлих тихо подкрался к уснувшему Есенину в темноте номера поздним вечером 27 декабря.
Есенин не стал в тот вечер закрывать дверь, или забыл, прилично выпив и чертовски устав за день. Тем самым он пригласил к себе свою "чёрную гибель".
Предварительно Эрлих смазал аккуратно первую попавшуюся подушку "хлороформом" или чем-то похожим на него.
Эрлих имел доступ к различным ядам и усыпляющим препаратам...Его отец был провизором.
Расчёт у него был простой-задушить во сне опасного свидетеля подушкой, чтобы сымитировать смерть от сердечного приступа на фоне алкоголя.
Отсюда и странные следы возле уголков губ погибшего поэта, похожие на разрывы.
На самом деле, это ожоги от химического вещества, "хлороформа".
Эрлих учился когда-то на медицинском факультете...Недоучился.
Но, познания определённые успел приобрести.
Однако дальше в дело вступила та самая парадигма, красная нить деревенской драки.
Есенин успел проснуться от странного тихого движения в тёмном номере и необычного запаха "хлороформа".
Это был запах пришедшей внезапно за ним смерти, к которой поэт столько раз небрежно обращался в стихах и крушил свои бюсты! Накликал!
Он ещё успел увидеть метнувшуюся к нему тёмную фигуру.
На лицо и всё тело упало что-то тёмное и тяжёлое.
Молодой крепкий мужик начал сопротивляться как мог, даже еще успел заехать кулаком в физиономию нападавшего и лягнуть несколько раз.
Но, в условиях полнейшего отсутствия кислорода, да еще с какой-то усыпляющей гадостью сверху... сил на сопротивление хватило на минуту-другую. Не больше...Вскоре, его сознание погрузилось в небытие.
Всё было кончено.
Убийца, отдышавшись сам, включил свет в номере и понял, что перехитрил самого себя.
Левая подтяжка Есенина сползла во время борьбы в сторону. Правый рукав рубашки разорван. На задней поверхности правого предплечья поверхностный порез от пряжки ремня.
На лице погибшего свежий синяк от удара. Да ещё и эти внезапные ожоги от "хлороформа" в уголках рта...Убийца понял, что с такими входящими данными абсолютно никто не поверит, что здесь произошёл сердечный приступ.
Он будет первым на кого падёт подозрение...За подобное поставят к стенке без разговоров!
Дальше Эрлих как дежурный ОГПУ полубегом-полушагом летит до Дома чекиста, располагавшегося недалеко от Англетера.
Оттуда он без свидетелей звонит Назарову и срочно его вызывает в Англетер.
Сергей Александрович был совсем не богатырского сложения.
Все кому доводилось видеть его одежду, подтвердят, что это был некрупный мужчина. Можно даже сказать, немного грацильный. Но, всё равно, крепенький и коренастый.
Ну, а дальше известно. Время злоумышленникам вполне позволяло всё это провернуть более-менее правдоподобно...Назаров под угрозой расстрела за нарушение своих служебных обязанностей на ведомственном объекте (он в тот вечер пошёл отсыпаться домой) помог убийце сымитировать то, что всем хорошо стало известно через неполных сто лет.
Дальше они решили, что всё должно выглядеть максимально естественно и правдоподобно.
Никаких оцеплений, повышенной охраны номера с известным постояльцем, и вызовов раньше времени дежурного из милиции в ту ночь по Питеру.
Пусть пройдёт эта ночь, проснётся Устинова, пойдёт за самоваром с утра, станет первым свидетелем...набежит масса постороннего народа, растащат из номера всё что только возможно на сувениры и затопчут все важные следы.
Он, вроде бы перед Питером из психбольницы в Москве сбежал?!
Отлично! Идеальный "бэкграунд".
Знать бы им тогда, в связи с чем Есенин "залёг" в клинику к профессору Ганушкину!
А дело в том, что незадолго перед этим подвыпивший Есенин подрался в поезде с дипломатом Адольфом Рога.
Ну как подрался?! Есенина не пустил в вагон-ресторан дежурный огпушник. Тут со своим ненужным "остроумием" и влезли Рога и его приятель Ю.Ливит...Разлетелись в итоге по разным углам вагона все трое под разухабистую русскую народную брань Сергея Александровича...Это уже было очень серьёзно! Дело по-началу вроде замяли. Но, Рога был непреклонен и требовал полнейшего судебного разбирательства, отхватив леща в ухо. Даже сам Луначарский не помог. Дело не собирались приостанавливать и поэту грозил реальный тюремный срок, если не большее.
Тогда Софья Толстая и предложила лечь своему супругу в клинику от греха подальше и переждать такое опасное времечко.
Что он и сделал. Там ему поставили диагноз:Меланхолия.
В переводе на современный язык-депрессия.
И никаких шизофрений, биполярочек мдп и белых горячек. На которые так любят ссылаться многие "исследователи".
Полежав в лечебнице для порядка некоторое время на добровольных началах, Есенин вскоре покинул клинику.
Ему предложили работу главным редактором в Госиздате в Ленинграде.
Он с радостью согласился и принял это предложение, назвав себя новым Некрасовым.
И отправился в свой последний трагический путь в город трех революций. Не подозревая о том, что это билет в один конец...
В дороге вспоминал часто завистливого утонченного Мариенгофа, который единожды перечеркнул всю их дружбу на памятном всеобщем литературном суде, заявив вдруг во всеуслышанье, что Есенин сумасшедший...Так бывшие друзья и разругались навсегда, когда до Есенина дошла весточка о его "сумасшествии"...Эх, Толя, Толя...Друг-недруг...Так и протащил через всю жизнь, как черепаха на себе домик, это чувство зависти, загубив свои в общем-то неплохие способности...
Дальше злоумышленники разбросали в проклятом номере какие-то вещи, окурки, порвали рабочие бумаги, изобразив беспорядок и приступы безумия метавшегося по комнате тронувшегося умом поэта.
С особым остервенением Эрлих разорвал фотографию маленького Костика Есенина, и швырнул её на грязный замусоренный пол...У Эрлиха, в отличие от Есенина, никогда не было и не будет таких красивых божественных женщин как мать Костика.
Зависть, зависть, и ещё раз зависть...Он тоже молод, силён и наделён талантом поэта.
Почему Есенин признан и обласкан властью, женщинами и самой жизнью, а он-нет?!
Но, Эрлих ещё не осознавал в тот момент, что жестокая природа его наделила другим талантом...душегуба... Мистификатора.
Через 12 лет, когда ему объявят расстрельный приговор по сфабрикованному политическому делу, он в полной мере осознает это и поймёт, за что,на самом деле, получил от Вселенной свой смертельный приговор.
Ведь Сергей Есенин в сердцах людей навсегда остался даже не поэтом... он обреченная душа русского народа, в глупой пьяной драке, нарывающаяся на свой персональный финский нож, надменно и даже жестоко издевающаяся временами над теми, кто заведомо слабее и здесь же готовая отдать последнюю рубаху встречному и накормить встречную же животину какую бесприютную.
Сложный противоречивейший портрет. Святой демон. Как Распутин или Стенька Разин.
Таким Есенин и остался навсегда в истории.
А Эрлих навсегда останется убийцей Есенина. И никем другим. Таким же как Жорж Дантес, или Николай Мартынов.
С той лишь разницей, что властям молодой советской республики в те годы как воздух необходимы были международное признание и безымянные счета в европейских и американских банках для "мировой революции".
А здесь такое...Вся белоэмигрантская пресса была бы только рада подобному внезапному "подарку" на Рождество!!! Лучшего для них не придумать!
В Советской России дежурные ОГПУ в пьяных драках убивают поэтов, и пытаются замести следы...Такой международный скандал и повод для газетного "хайпа" недружественной стороны ещё надо было придумать!!!
И всё это покрыли тогда.И, кажется, навсегда. Нечего сор из избы выносить...Даже и в 2025-м, скорее всего, никто ничего не собирается открывать и отматывать эту историю назад. Для кого?! Всё компрометирующее уже давно уничтожено. Точка. Во что хотите, в то и верьте. Сам, не сам...вам от этого ни холодно, ни жарко, на самом деле. Поэт не воскреснет от ваших споров и непримиримых лагерей! Прощальным костром догорает, как говорится, эпоха.
А тогда в далёком 1925-м с уходом Есенина действительно закончилась целая эпоха! 20-е годы в своей середине начали приближаться к финальному выстрелу Маяковского. Первым отреагировавшим на смерть своего "заклятого" коллеги в 1926-м.
К 1926-му Сталин окончательно утвердится, разгромив в пух и прах политического дилетанта Троцкого на 14-м съезде, страну ожидает начало коллективизации, великие переломы и гигантские социалистические стройки, ценой невероятных человеческих жертв во времена великого террора. А там не за горой уже и война...И это всё уже совсем другая эпоха.
Многие, кто в тот грустный последний календарный день и завтра Новый год провожал навсегда великого поэта в Вечность, это чувствовали и понимали...Они провожали целую Эпоху.
Вот и я, статистик истории в этот последний календарный день и завтра Новый год хочу закончить целую эпоху для себя.
И закончить я её хочу стихотворением Сергея Александровича Есенина, написанным им в 1921-м году.
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть...
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
...Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
Зверь припал... и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки...
Вдруг прыжок... и двуного недруга
Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.