Найти тему
Стражи Родины

Веселиться несмотря на войну? Как в Первую мировую проходило второе военное Рождество

Одним из самых запоминающихся и обсуждаемых событий конца года стала т.н. «голая вечеринка». Высказано много мнений, большая часть из них обобщенно сводится к тому, что представителям «элиты» должно быть стыдно устраивать подобные похабные мероприятия (к тому же очень дорогостоящие) в то время, как простые трудящиеся затягивают пояса и собирают новогодние подарки для бойцов СВО. Да и вообще, уместно ли безудержное веселье в столь непростое время, когда тысячи людей встречают праздник в холодных окопах? Тут есть повод вспомнить некоторые примеры из прошлого, например, Рождество 1915 года. Сведений о «голых вечеринках» обнаружить не удалось, тем не менее современники описывали его как весьма неоднозначное. С одной стороны, спустя полтора года с начала войны большинство людей продолжало ходить с суровыми лицами, всем видом демонстрируя серьезность переживаемых событий. В городах проходил очередной сбор подарков для солдат на фронте. «… Более ценными подарками могут быть следующие предметы: сапоги, валенки, чулки, теплые портянки, теплое белье, жилеты, перчатки, шарфы, табак, папиросы и спички, бумага для курения, мыло, свечи, открытки, почтовая бумага, конверты, карандаши, английские булавки, иголки, нитки, шила, пуговицы, машинки для стрижки волос, бритвы, ножницы, средства от насекомых, материал для починки сапог, подметки, куски кожи и т. п.», – сообщало соответствующее объявление в газете. Представители земств организовали второй рождественский «кружечный сбор», проводившийся под лозунгом «Солдату в окопы». Они в буквальном смысле слова с кружками в руках совершали обход всех домов, призывая население класть туда пожертвования воинам, сражавшимся на фронте. 

С другой стороны, журналисты были поражены тем фактом, что, невзирая на тяжелое положение на фронте и огромные жертвы, народ собирается как ни в чем не бывало отмечать праздники. «Если бы какой-либо американец заглянул к нам, он мог бы прийти к заключению, что влияние войны совсем незаметно, - писала пресса. - В театре он увидел бы аншлаги: „Все места проданы“. Перед праздниками, несмотря на страшную дороговизну, магазины переполнены, на базарах припасы бойко раскупаются, как бы торговцы ни взвинчивали цены. Хорошо проходят концерты, разные увеселения, лотерея, хотя все теперь жалуются на дороговизну, говорят о тяжелом времени, и только изредка срываются слова о „хорошем годе“. Конечно, все это ненормально, ведет к обогащению одних и нищете других, и все это оставит, несомненно, большие следы на нашей последующей жизни после войны. Теперь же пока „пир во время чумы“, и он отразится и на праздниках, на которых, конечно, будет немало увеселений, немало и елок».

Поистине удручающе выглядел и тот факт, что война помимо сплочения и единения общества увеличила его расслоение и разобщение. Одни стали стремительно нищать, другие, напротив, быстро богатеть. Люди постепенно делились на тех, кто страдал и терпел лишения от войны, и тех, кому она стала «матерью родной». Даже массовый наплыв беженцев в тыловые города во второй половине года, как ни парадоксально, привел к оживлению торговли и других видов коммерции. «Война бедствие, но для многих она доходна, – читаем в одной из статей. – Беженцы – тоже бедствие, но все они едят, пьют, одеваются, а поэтому на них можно сбывать разные припасы, цены на которые растут, потому что припасов не хватает, их меньше и производится. Торговля поэтому идет бойко, разные ремесла дают большой доход, а у многих людей делается порядочно свободных денег. Отсюда хорошо идут дела – увеселителей, кинематографов, театра, цирка».

Некоторые наблюдатели, например известный писатель Федор Сологуб, объездивший во второй половине 1915 года многие регионы России, читая при этом лекции, также был шокирован широкой и богатой с виду жизнью, которой, несмотря на военные тяготы, жила часть населения в провинции. Писатель даже вспомнил известную фразу «пир во время чумы». При этом больше всего Сологуба возмущал тот факт, что некоторые представители «элиты» (купцы, банкиры, домовладельцы) нисколько не скрывали своей успешности, а наоборот выставляли ее напоказ. Умеем-же, отдыхать, несмотря на суровое время! Одна из питерских газет охарактеризовала предстоящий праздник не иначе как «Печальное Рождество». «О да, конечно оно печальное для многих оно и ужасное, для тех, которые потеряли близких на войне, но это почти не отражается на внешности нашей жизни, – как бы отвечал на мрачный заголовок один журналист. – Беженцы, дороговизна, кое для чего не хватает рабочих рук, но люди бойко продают, покупают, веселятся, слушают музыку, хотя все говорят: ах, какое печальное время… Какое-то состояние равнодушия овладело людьми. И в этом состоянии мы встречаем Рождество, во время которого будем, конечно, веселиться, несмотря на войну».

Ну а чем опасны эти «умеющие отдыхать», можно догадаться, если вспомнить, какие события ждали наше общество впереди.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев