С 1 января в прокате комедия парадоксов в режиме «how bizarre» — это такой приключенческий вариант «Ностальгии» Андрея Тарковского в южных тосканских краях, которые отчетливо напоминают наполовину уничтоженный эволюцией и техническим прогрессом грузинский город Цхалтубо. И там среди ж/д заброшки и горделивых руин тоже можно найти милое безвременье
Текст: @mixedarts
Через пять лет после «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер вернулась в излюбленном формате сельскохозяйственной притчи. Теперь она ищет новое комфортное безвременье для своих эксцентричных персонажей в 80-х, а в центре внимания находится Артур (Джош О'Коннор из «Короны»).
Молодой человек обладает особой способностью — примерно как у героя Сергея Курехина из фильма Аркадия Тигая «Лох — победитель воды» — выглядеть как человек-функция, вот-вот готовый захватить мир, хотя в момент знакомства зрителя с ним он скорее напоминает человека, которого вытащили из контейнера вторичного сырья. Неспешное течение фильма — новый виток эволюции короля Артура, который готов к крутым решениям.
Есть у Артура и реально привлекательные качества. Во-первых, внешность — про таких встречные девушки думают «сейчас быстренько отмою и станет моим». Шарм того же плана, что и Олега Даля в «Отпуске в сентябре» или Жерара Ланвена в «Моем мужчине» Бертрана Блие. Несмотря на несвежесть женщины при виде таких красавчиков с испитыми лицами сразу начинают суетиться и строить на их счет планы.
Другая сильная сторона Артура — он является расхителем гробниц (почти как Лара Крофт, только не дерется) и охотником за сокровищами (как Индиана Джонс, по образованию он тоже археолог).
Тема Артура — этруски. Лоза и внутренее чутье помогают ему чувствовать и находить этрусские артефакты, а потом обнаруженные предметы сбываются таинственному мужчине по имени Спартак. После очередного ограбления Артур попадает в тюрьму, а потом едет к матери своей скончавшейся возлюбленной — стареющей аристократке Флоре (Изабелла Росселлини). Вокруг нее интересный колумбарий из родственников, хлама и челяди.
Мы сознательно не углубляемся в подробное описание персонажей, их действий и сюрреалистических событий притчи Рорвахер, наполненной достаточно понятной символикой. «Химера» создана для того, чтобы искусствоведы писали, смакуя действующих лиц и карту Таро «Повешенный» на постере ленты, километры текстов. Они уже написаны на разных языках, не стоит повторяться. Фильм интересный и живописный, рекомендовать его стоит для ценителей старого кино, снятого на кинопленку. У Аличе Рорвахер есть несколько сцен, которые в прошлом веке наверняка бы не пропустили в производство как технический брак, но тут все очень уместно.
Как вы, наверное, догадались, «Химера» — это фильм, который — по меркам мэйнстрима — странноват. Люди тут напоминают бродячих собак вокруг аристократки Флоры, которая единственная, кто, как кажется, сохраняет верность идеалам прекрасной Италии прошлого.
Но «Химера» — это и арт-хаусная интерпретация «Лары Крофт» и «Индианы», которые тоже являлись гончими псами в плане поиска культурно ценных объектов, тоже. За вычетом погонь, боевых сцен, но зато с эмоциональными перепалками и моментами кручины.
Как режиссер Рорвахер в фильме тоже немного археолог: она весело копается в находках и воспоминаниях. Напоминает об эпохе немого кино, ускоряя сцены, где вздумается, любуется внешностью Изабеллы Росселлини, которая в некотором роде является более внятным символом фильма, чем бестелесный протагонист Джош О'Коннор.
Главный герой Артур вообще лучше существует на экране без звука, как романтик дозвуковой эпохи, сделано это явно очень намеренно.
Не будем долго расписывать, почему именно Изабелла Росселлини является основной связной между поколениями итальянского кино. Это легко гуглится.
Главное — это то, что Аличе Рорвахер подчеркивает, что история не всегда симметрична, за кризисом не всегда должен следовать новый подъем, а, возможно, еще более глубокий кризис. Итальянское кино это вполне проходило и, кажется, сейчас очередной такой момент.
В целом же «Химера» — полный намеренных тональных несоответствий, амбициозный и умный фестивальный фильм, который подтолкнет после просмотра к размышлениям о вашем отношении к жизни, любви и смерти. А также несвежим попутчикам в поезде, чего уж там.