Найти в Дзене

Царское Село. Висячий сад. Пандус

Это архитектурное сооружение является неотъемлемой частью Екатерининского парка, наравне с Камероновой галереей и другими павильонами Царскосельской императорской резиденции. Оно создано по велению императрицы Екатерины II, большой любительницы всего античного. Речь идет о царскосельском Висячем саде.

Дорожка к Пандусу Висячего сада мимо Камероновой галереи. Фото автора.
Дорожка к Пандусу Висячего сада мимо Камероновой галереи. Фото автора.

Как же выглядел этот знаменитый сад? И был ли он висячий? На эти вопросы, друзья, мы получим ответ сегодня, совершив небольшую экскурсию в бывшую летнюю парадную императорскую резиденцию, что находится в городе Пушкин (до 1918 года - Царское Село, с 1918 по 1937 год - Детское Село). Так кто же первым загорелся идеей возвести в Царском Селе сад, хотя бы немного напоминающий одно из чудес света древности - висячие сады Семирамиды?! А прежде чем, мы начнем нашу экскурсию, друзья, хочу поздравить всех с наступившим Новым, 2024 годом! Пусть он подарит всем нам счастье, мир и доброту!

Арки-своды Пандуса. Фото автора.
Арки-своды Пандуса. Фото автора.

Так вот, Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого и Екатерины I, взойдя на трон, развернула в этих местах грандиозное строительство. Она смело перестроила скромный дворцовый комплекс, доставшийся ей от родителей, превратив его в шедевр русского барокко. В середине XVIII века в Царском Селе работала целая группа известных архитекторов во главе Бартоломео Франческо Растрелли, помогали ему: Андрей Васильевич Квасов, Михаил Григорьевич Земцов, Савва Иванович Чевакинский. Так вот, последний из них, Чевакинский, решил разбить для императрицы Елизаветы Петровны сад на открытой террасе с деревьями и зелеными насаждениями.

Пандус Висячего сада. Фото автора.
Пандус Висячего сада. Фото автора.

В 50-х годах идею Саввы Ивановича Чевакинского развил Франческо Растрелли, возведя на первом этаже двухэтажной террасы стены, а на втором этаже все в тех же кадках разместил зеленые насаждения, в том числе, апельсиновые деревья и любимые цветы императрицы - лилии и розы. Между ними вымостил дорожки из мраморных плит.

Пандус Висячего сада. Фото автора.
Пандус Висячего сада. Фото автора.

Прошло время, умирает Елизавета Петровна, правителем Российской империи становится Екатерина II. Несмотря на то, что Растрелли в 1756 году выполнил грандиозную перестройку дворца, после которого оный засиял во всем великолепии, Екатерина II повелела выполнить переделку интерьеров дворца, больно ей не нравилось старомодный барочный стиль... Для этого она пригласила архитектора, чьи взгляды в архитектуре совпадали со взглядами императрицы - оба предпочитали классический стиль. В 1779 шотландец Чарльз Камерон (1745-1812), знаток античной архитектуры, прибывает в Россию и заключает контракт на ведение работ в царскосельской резиденции.

Чугунные ворота Пандуса. Фото автора.
Чугунные ворота Пандуса. Фото автора.

К 1780 году Камерон возводит двухэтажный корпус Холодных бань и Агатовых комнаты. Архитектор не изменил себе, павильоны были выполнены в новом "помпеянском" стиле. Через несколько лет он возводит шедевр архитектурного творчества, позднее названный в его честь - Камероновы галереи. Тогда же, Екатерина II распорядилась обустроить в Царском Селе Висячий сад.

Пандус Висячего сада. Фото автора.
Пандус Висячего сада. Фото автора.
Камеронова галерея. Вид с Пандуса. Фото автора.
Камеронова галерея. Вид с Пандуса. Фото автора.
Терраса Висячего сада. Фото автора.
Терраса Висячего сада. Фото автора.

Камерон с большим энтузиазмом принялся за работу, соорудил террасу, укрепив ее мощными столбами-опорами в виде пилонов, по всей площади террасы уложил свинцовые плиты, необходимые для гидроизоляции. И только после подготовительных работ засыпал все землей. В итоге, на террасу Висячего сада можно было попасть и с Зубовского флигеля, где размещались покои императрицы, и с Агатовых комнат и Холодных бань, а совершив прогулку по саду, затем пройти в Камеронову галерею. Замысел Екатерины Великой, наконец, был воплощен в жизнь!

Терраса Висячего сада. Фото автора.
Терраса Висячего сада. Фото автора.
Камеронова галерея. Вид с террасы Висячего сада. Фото автора.
Камеронова галерея. Вид с террасы Висячего сада. Фото автора.

Пятью годами позже, Екатерина, к тому времени имевшая солидный возраст и определенные трудности с передвижением в силу своей грузности, поставила перед главным архитектор Царского села, Чарльзом Камероном, новую задачу. Заключалась она в возведении спуска с террасы сада прямиком в парк. Шел 1792 год.

Фасад Холодных бань. Фото автора.
Фасад Холодных бань. Фото автора.
На террасе Висячего сада. Фото автора.
На террасе Висячего сада. Фото автора.

В теории простое инженерное сооружение как спуск, на практике вышло как архитектурный шедевр! Мало того, при строительстве пандуса, увеличилась и площадь Висячего сада, он выдвинулся на линию фасада Зубовского флигеля и Камероновой галереи. Сегодня мы видим пандус таким же, как его спроектировал и возвел Чарльз Камерон.

Вид на Екатерининский дворец с террасы Висячего сада. Фото автора.
Вид на Екатерининский дворец с террасы Висячего сада. Фото автора.
Вид на Фрейлинский садик с террасы Висячего сада. Фото автора.
Вид на Фрейлинский садик с террасы Висячего сада. Фото автора.

Да, Камерон выстроил именно не лестницу, а пологий спуск с чем, видимо, императрица согласилась, раз до нас дошло то, что мы видим. Кстати, слово пандус пришло с французского языка ("pente douce" - пологий спуск). В постройке этого сооружения шотландцу помогал другой зодчий - Илья Васильевич Неелов, автор многих других построек в Царском Селе (Баболовский дворец, Верхняя и Нижняя ванны и др.).

Вид на Большой пруд с Пандуса Висячего сада. Фото автора.
Вид на Большой пруд с Пандуса Висячего сада. Фото автора.
Висячий сад. Фото автора.
Висячий сад. Фото автора.

Непосредственно пандус опирается на семь арочных сводов, которые вы, друзья, уже видели на верхних снимках, вначале публикации. В свою очередь, своды, каждая последующая, сделаны с равномерным понижением. Большой любитель античного, Камерон выполнил изящную отделку спуска, за что это архитектурное творение тогда называли "Лестницей богов": замковые камни сводов украшены декоративными элементами в виде маски мифологического героя (Диониса, Меркурия, Зевса, Марса и др.), по обеим сторонам спуска, на парапетах установлены 12 бронзовых статуй, в том числе статуи муз (Терпсихоры, Талии, Мельпомены, Урании и др.). Практически, пандус Висячего сада превратился в античный Парнас. Скульптуры были изготовлены в Петербурге, в мастерских Академии художеств русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.

Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.

С приходом к власти Павла I меняется облик пандуса, все бронзовые статуи переносятся в Павловск, случилось это действие в 1799 году. Вы, наверняка, помните район в пейзажный парке Павловска под названием Старая Сильвия, там, есть круглая площадка "Двенадцать дорожек" с установленными по кругу скульптурами. Так вот, это и есть те самые греческие боги и богини, и девять муз, украшавших некогда пандус.

Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.

Долгое время парапет пандуса пустовал, пока в 1815 году на уступах парапета не появились новые украшения - вазы для цветов в виде античных чугунных жертвенников. Это была работа академика Императорской Академии художеств Василия Петровича Стасова, именно по его рисункам были отлиты чугунные вазы. Архитектор внес большой вклад в оформление интерьеров царскосельских дворцов, парковых сооружений и в застройку жилых кварталов города, в том числе и оформление пандуса.

Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.
Висячий сад... Цветение. Фото автора.

А вы знаете, что первоначально пандус, находился в другом месте и стоял под другим углом относительно дворцового флигеля и галереи?! Оказывается, при правлении Александра I в 1810 году принимается решение о ремонте и реконструкции пандуса Висячего сада. Тогда же, стал вопрос о переносе спуска. Перестановка пандуса связана с возведением новой аллеи (ныне Рамповая), проходящей прямиком от Орловских ворот до Екатерининского дворца. Для совмещения аллеи с выходом из Висячего сада и переносится оное сооружение.

Наверх по Пандусу... Фото автора.
Наверх по Пандусу... Фото автора.

Руководил работами архитектор швейцарского происхождения Луиджи Руска, он же и спроектировал ту самую аллею. Работы по переносу выполняла артель под руководством русского скульптора-камнетёса Самсона Ксенофонтовича Суханова. В течение 1811 года все работы были закончены, таким образом, Пандус "переехал" ближе к Зубовскому флигелю и органично вписался в пейзаж парка. И сегодня, мы видим знаменитый пандус таким каким он был более двух столетий назад.

И вниз... к Рамповой аллее. Фото автора.
И вниз... к Рамповой аллее. Фото автора.
Рамповая аллея. Фото автора.
Рамповая аллея. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! С Новым годом, друзья! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!