Найти тему

«Страничка» истории или будни тирана.

Император Павел Первый (1704-1801) фото из Интернета
Император Павел Первый (1704-1801) фото из Интернета

Лично я императора Павла Первого уважаю, хотя, по воспоминаниям современников, характер он имел вспыльчивый и раздражительный. О его несправедливых наказаниях своих подданных ходили легенды. Например, он мог отправить в Сибирь целый Конногвардейский полк прямо с плаца только за то, что они из-за сильного ветра не сразу услышали его команду. При встрече царского экипажа подданным нужно было выходить из кареты в любую погоду и кланяться. Одну даму, супругу владельца известной в Петербурге гостиницы, посадили на трое суток в тюрьму за то, что она замешкалась и вышла из своей кареты не сразу. Эти и другие истории обрастали ужасными подробностями и жутко пугали обывателей.

Правой рукой императора был петербургский губернатор Николай Петрович Архаров. Внешность он имел несимпатичную, грузную, взгляд тяжелый, манеры бесцеремонные. Угождая по всем Павлу, с подчиненными мог быть крут и своеволен. Но Павел его обожал и считал своим самым преданным вельможей.

Николай Петрович Архаров (1742-1814) фото из Интернета
Николай Петрович Архаров (1742-1814) фото из Интернета

Как-то ранним осенним утром император, как обычно, принимал строевые учения на Марсовом поле. Архаров стоял рядом в окружении своих подчиненных.

Тут императору подают какой-то листок. Он бегло его просматривает, щурится, поворачивается к Архарову и тихим голосом говорит: «Что-то глаза у меня слипаются сегодня. Почитай-ка ты, братец, эту бумагу. Да читай громко, а то и слышу я сегодня нехорошо…».

Архаров берет бумагу и начинает громко читать – «Челобитная.

Императору Государю Павлу Петровичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу. Петербургский купец Петр Васильев отважился утруждать Государя письменной просьбой на знатную особу – петербургского генерал-губернатора Николая Петровича Архарова. Сей вельможа должен деньгами, и сумма, бывшая на нем, простирается до 2 тысяч. Сколько я не докучал ему своими просьбами о возвращении оной, никак не мог добиться. Сперва отбояриван был одними завтраками, потом выталкиваниями в шею, и, наконец, побоями. Прошу в сем щекотливом положении разрешить мое непростое положение».

Когда губернатор прочитал челобитную на самого себя, Павел строго посмотрел на Архарова. Тот был абсолютно невозмутим. Тогда Павел повелел привести к нему автора сей бумаги. Охранявшие императора гренадеры резво притащили бледного и трясущегося от страха мужичонку. Павел был угрюм и раздражен. Придворные знали, что он не терпел, когда его отвлекали от любимых им военных занятий, да еще с клеветой на преданных ему людей. Все замерли, гадая, какое же наказание придумает император для наглого купчишки.

-«Кто в этом споре виноватый или поклеп несправедливый учинить решил, тотчас же отправится в Сибирь в чем есть!» - чеканя каждое слово произнес император. Бедный купец мог уже только мычать. Он уже попрощался со всем своим семейством, с любимой своей женой Грушенькой. Хотя именно она надоумила его написать эту- будь она неладна- челобитную!

-«Повелеваю! – громко произнес император – «Архарову сегодня же вернуть долг купцу Васильеву в полной мере! А из казны выдать купцу еще 100 рублей серебром за смелость!»

Вот такой «деспот» и «тиран» был император Павел Первый.

Буду благодарна за подписку на канал и лайк.