Близится конец года, а значит пришло время подводить наши итоги. Какой фильм 2023 не выйдет из головы еще долго? Что удивило, взбудоражило, разозлило и влюбило в себя? Какие фильмы пересматривали по несколько раз и с удовольствием продолжим это делать в будущем?
Авторы редакции Cinema Asylum отвечают на эти вопросы и рассказывают о своих любимых фильмах 2023 года.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Анна Константинова:
«Оппенгеймер» / Oppenheimer (2023)
Реж. Кристофер Нолан
Сложно найти топ фильмов за этот год, где не окажется последнего фильма Кристофера Нолана. Полномасштабное изучение прошлого и настоящего, идеальная формула противостояния в духе Моцарта и Сальери, тонкая грань между добром и злом, а также высокохудожественное воплощение во всех сферах привели «Оппенгеймера» к общественному признанию. И здесь я гордо примыкаю к большинству. Даже по прошествии времени сцены и музыка из этого фильма не покидают меня, а фразу «Я сама смерть, разрушитель миров» слышу как минимум раз в неделю.
Режиссер в своем как всегда запутанном повествовании рассказывает универсальную историю цивилизации: любопытство и любовь, стремление к прогрессу и признанию, разочарование в идеалах и страх перед концом. Амбивалентность гениальности и хрупкость сильного человека показаны здесь во всей красе. Космос и Хаос образуют наш мир, порядок и случай – основа искусства и, как оказалось, науки. Ведь кто есть ученые, если не самые дерзкие мечтатели? Но вместе с крахом американской мечты приходит и крах мечты в целом: гениальные открытия не делают жизнь человечества лучше, а лишь прибавляют тревоги. Эта драма по итогу пугает получше многих хорроров на экзистенциальном уровне, так точно.
Переплетение реальности и вымысла в киноязыке «Оппенгеймера» поражает особенно сильно. Каждая сцена показана с чьей-то точки зрения, будь то Роберт Оппенгеймер, его оппонент Льюис Штраус или сам режиссер. Страхи и фантазии героев материализуются абсурдными, шокирующими сценами и деталями или и вовсе эмоциональными всполохами энергии, красота которых навсегда отпечаталась в памяти.
Моментальная классика, это кино останется в истории и нашей памяти, как мощное переживание за себя, мир и будущее.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Амалия Бабаян:
«Маэстро» / Maestro (2023)
Реж. Брэдли Купер
Сначала хотела написать про «Оппенгеймера», потому что он — действительно главный фильм года. Но лично я сказала о нем уже много слов, и, само собой, это далеко не единственная понравившаяся мне картина 2023 года, поэтому уступим дорогу другим талантливым людям.
«Маэстро» Брэдли Купера стал для меня настоящим откровением. Тоже байопик, но по-другому сотканный. Это частная история, почти камерное кино. В нем рассказывается о великом американском композиторе и дирижере Леонарде Бернстайне (главную роль исполняет сам Купер). В 25 лет еще неопытный, но многообещающий Бернстайн заменяет заболевшего дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра на концерте в Карнеги-холле и производит фурор. Так начинается его слава. Затем он пробует писать музыку к мюзиклам (самые известные его работы — музыка к мюзиклу «Вестсайдская история» и к фильму Элиа Казана «В порту»), что только укрепит успех.
Но Купер, как режиссер, сосредотачивает внимание не на достижениях Бернстайна, и даже не всегда на его личности. Неспроста Кэри Маллиган указана в финальных титрах первой. Она играет жену композитора, театральную и телевизионную актрису чилийского происхождения Фелицию Монтеалегре. Сама история посвящена радостям и невзгодам их супружеской жизни.
Это невероятно отточенное кино. Сильная операторская работа, каждый кадр — произведение искусства. Бесподобный грим. С обвинениями некоторых зрителей картины в антисемитизме из-за накладного носа Купера не согласились даже родственники Бернстайна. Если в целом, то такого убедительного омоложения и состаривания актеров я в кино не видела давно. Профессиональная актерская игра. Купер отыгрывает до потери пульса. Ради одной сцены в фильме он шесть лет учился дирижировать в стиле Бернстайна. А Маллиган и сама заслуживает звание «маэстро». Она разобьет ваше сердце.
«Звезда родилась» принесла Куперу признание как режиссера и восемь номинаций на «Оскар». Думаю, что и в этом наградном сезоне он не останется без номинаций, а, возможно, даже уйдет домой с парочкой статуэток. Хочется верить.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Игорь Дорогов:
«Май декабрь» / May December (2023)
Реж. Тодд Хейнс
США
Новый фильм Тодда Хейнса («Темные воды») рассказывает реальную историю любви 36-летней женщины Грейси (Джулианна Мур) и 13-летнего подростка Джо-Ю (Чарльз Мелтон). Грейси пришлось отсидеть срок в тюрьме за совращение малолетних, но это не помешало паре после ее освобождения пожениться. А также обзавестись тремя детьми и счастливо (вроде бы) жить, что очень встрепенуло консервативную общественность.
Автор не зацикливается на запретной связи персонажей и оставляет тему «больной» любви на периферии и без оценочных суждений. История раскрывается через призму третьего лица — актрисы Элизабет (Натали Портман), которая будет играть Грейси в фильме и приезжает прожить со своей героиней несколько дней, чтобы подготовиться к роли.
Такой подход позволяет зрителю вместе с автором разобраться в сложноустроенной жизни людей, которые сами не могут честно на нее посмотреть. Элизабет погружается в работу очень сомнительными методами, и ее профессионализм ударит по моральным ориентирам многих. Внедрение актрисы в чужую жизнь напоминает разворошенный муравейник, но первоклассная режиссура Хейнса держит каждого муравья под контролем.
Главная особенность фильма — его напряженная атмосфера, которая возникает не из жанровых конвенций триллера или мелодраматических сомнений любовников в стрессовой ситуации. Чувство тревоги, подкрепленное зловещим фортепиано, появляется практически само собой. Заинтересованный зритель цепляется за развешанные режиссером крючки, погружаясь в токсичные отношения персонажей, которые осознанно были выставлены напоказ, но, конечно, до определенного момента.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Даша Бурнашева:
«Идеальные дни» / Perfect Days (2023)
Реж. Вим Вендерс
Япония, Германия
Когда внутри и вокруг хаос и непонятно, что будет дальше, кино о спокойной жизни и умении радоваться ежедневным мелочам, работает как лекарство.
Главный герой «Идеальных дней» — чистильщик публичных туалетов из Токио. Работа в общем-то довольно неприятная и сложно представить, чтобы тот, кто ей занимается, был доволен и счастлив. Но пожилой японец Хираяма именно такой. Каждое его утро похоже на другое — он просыпается, умывается, собирается, поливает цветы, берет баночку горячего кофе в автомате у дома, ставит аудиокассету в проигрыватель автомобиля и едет на работу по еще пока тихому утреннему Токио. Каждый рабочий день он моет туалеты, попадает в неловкие ситуации с горожанами и слушает бесконечные жалобы молодого коллеги. Каждый обеденный перерыв он идет в парк, где фотографирует блики света в кроне дерева, ест сэндвич и рассматривает людей вокруг. По вечерам он читает книги.
Это не та рутина, которая затягивает человека и делает его несчастным. Она умиротворяет, приносит удовольствие, помогает радоваться ежедневным мелочам, даже когда в жизни происходят потрясения. И это самое ценное в «Идеальных днях». Красота ежедневности, ценность личных ритуалов, умение видеть прекрасное даже в уборке туалетов. Вим Вендерс снял фильм-медитацию, который на два часа погружает в ощущение, что каждый новый день может быть идеальным. Сам по себе, без ярких событий, идеальной работы или бесконечных приключений. Все зависит от взгляда.
Трейлер фильма можно найти тут.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Диана Агаларови:
«Поехавшая» (2023)
Реж. Антон Маслов
Легкая комедия, полная сюрпризов, зацепила меня с первой сцены. Главная героиня Аня в полном одиночестве отмечает свой 30-й день рождения. Случайное знакомство с велокурьером Алишером вдохновляет девушку на необычный шаг. Героиня отправляется вместе со своей таксой в путешествие на велосипеде.
Разговорный роуд-байк-муви снят по мотивам книги Анны Смолиной «А чего дома сидеть?». Киноадаптация — это всегда сложно. Однако режиссер находчиво подошел к воплощению романа на экран. Фантасмагоричные сюжетные повороты добавили весомую изюминку в фильм. Одна из главных линий фильма — это внутренний спор героини с мамой. Во время трипа она постоянно является Ане в разных образах и вступает с ней в дискуссию.
Но на самом деле через образ матери героиня произносит слова, в которых боится признаться самой себе. Героиня накручивает себя попусту из-за боязни маминого мнения. Однако эта драматическая линия выводит фильм на более серьезный уровень. Типичная комедия приводит к личным откровениям.
А главное, необычное путешествие героини вдохновляет повторить ее маршрут. Волшебный загадочный Байкал, ночевки в палатках да свежий воздух, по крайней мере! «Поехавшая» задает высокую планку нашим фильмам, потому что сам сотворил небольшое киночудо!
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Тарас Русаль:
«Человек-паук: Паутина вселенных» / Spider-Man: Across the Spider-Verse (2023)
Реж. Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон
США
Пожалуй, одним из главных событий большой анимации был фильм 2018 года «Человек-паук: Через вселенные». И долгожданное продолжение 2023 года оказалось не хуже. Авторы взяли все самое лучшее, что было в первой части и приумножили это, не боясь переступить черту.
Еще больше пауков! Ковбой-паук, кот-паук, ти-рекс-паук, паук из будущего, лего-паук — это лишь малая часть не самых значительных персонажей, которые появляются в картине. Среди основных героев тоже появились очень интересные персонажи. Панк-паук Хоби, словно сошедший с альбома Sex Pistols, добавляет еще больше анархии во всеобщее безумство. А Павитр Прабхакар, человек-паук из Индии, привносит местного шарма, колорита и динамики.
Еще больше стиля! Сохранив эстетику первой части, во второй художники и аниматоры пошли еще дальше. Каждый кадр ленты можно рассматривать отдельно. Комиксы, киберпанк, нежная акварель, карандашные наброски — все это чередуется или смешивается. Калейдоскоп образов и бешеная динамика кадра не дают привыкнуть, а поддерживают в тонусе на протяжении всего мультфильма.
И придраться можно было бы к тому, что фильм закончился клиффхенгером, но пусть это будет лишь дополнительным поводом ждать третью часть.
------------------------------------------------------------------------------------
Говорит Анастасия Гончарова:
«Красное небо» / Roter Himmel (2023)
Реж. Кристиан Петцольд
Германия
«Красное небо» — второй фильм трилогии Кристиана Петцольда о стихиях. Первый фильм «Ундина» / Undine (2020), связанный со стихией воды, рассказывал историю девушки Ундины из современного Берлина, «Красное небо» (что интуитивно понятно из названия) обращается к теме огня.
Два друга — Леон и Феликс — приезжают на берег Балтийского моря в небольшой загородный домик семьи одного из них, чтобы в тишине поработать над своими проектами. Внезапно оказывается, что в домике по приглашению уже живет молодая девушка Надя, которая, впрочем, работает в ближайшем городе, а значит особо не мешает друзьям. Постепенно компания становится все больше, молодые люди начинают сближаться друг с другом, раскрывая свои тайны и обнажая болевые точки.
Трогательный, одновременно смешной и драматичный фильм Петцольда критикуют за излишнюю простоту и безыдейность. Но для меня «Красное небо» удивительно попало в дух времени. Внутренний кризис, муки творчества, отсутствие привычного хэппи-энда, некая безысходность — все это ближе к реальности, чем к иллюзорному миру, в котором прозябает главный герой — писатель Леон (и в котором так хочется иногда потеряться зрителю). От этого кисло-сладкого микса с какой-то очень честной горечью, над которым сам режиссер довольно много иронизирует в фильме, нет сил оторваться. Как и от волшебного саундтрека группы Wallners «In my mind», с которым у фильма больше общего, чем кажется на первый взгляд.
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!