Найти в Дзене

Горящий 16 век: Касимовский царевич Саин-Булат

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Благославляю всё, что было

Я лучшей доли не искал...

А Блок

изображение нейросети
изображение нейросети

Чем больше и дальше я отхожу от привычного изложения истории России, тем больше непонятного и удивительного встречаю на своём пути... Ну вот, наконец о моей "боли" последних месяцев тоже можно рассказать. В голове сложилась-таки моя история. Она наверняка кому-то не понравится, кто-то посчитает меня сумасшедшей. Но не я одна, в таком случае, сошла с ума. Версия, которую изложу сейчас - не моя! Она оказывается уже живёт в умах более полутора столетий, поскольку в обычном изложении - эта история просто нелогичный бред.

А начинается всё в 1524 году...

Тогда Московский государь Василий Третий разводится со своей женой - Великой княгиней Соломонией Юрьевной и отправляет её в монастырь... Через какое-то время по Москве прошёл слух, что она была беременна. А потом и вовсе стали говорить, что она родила сына, которого назвали Георгием. Откуда уверенность? Да сам же Великий князь Василий Иванович это подтвердил: Покровский монастырь получил большой денежный вклад и новые земли (видимо за сохранение тайны), в Москве строится (вдруг) обетный храм в честь Георгия Победоносца, бывшая жена - монахиня София - получает новые вотчинные земли, что делалось всегда ТОЛЬКО при рождении сына в правящей семье. Правда никто из чиновников и бояр ребёнка так и не увидел. Бывшая государыня всех прогнала, а потом вообще заявила, что мальчик умер... И даже могилку показала, чтобы приехавшие к ней от Государя Василия люди не сомневались в её словах.

Соломония Сабурова в Покровском монастыре  Суздаля. Изображение из открытых источников интернет
Соломония Сабурова в Покровском монастыре Суздаля. Изображение из открытых источников интернет

Казалось бы - всё! Конец истории. Но это было бы не интересно!

О том, что старший сын Василия III жив, стали говорить буквально сразу. К большому неудовольствию его молодой жены Елены, которая не могла никак забеременеть. Мальчика реально стали искать, но... У Соломонии "тоже были хорошие друзья" - боярин Кудеяр Тишенков по её просьбе уже давно покинул пределы Русского государства с маленьким ребёнком на руках, спасая его от возможных недоброжелателей ( а может, и убийц). Куда он уехал? Ну здесь мнения исследователей расходятся. Кто-то говорит об Астраханском ханстве, где были знакомые у его брата ( тот активно занимался торговлей по Великому Волжскому пути), а кто-то прямо называет -Крым! Последнее более предпочтительно - потом объясню почему, а пока просто возьмите это на заметку...

Бахчисарай в 16 в. Изображение из открытых источников интернет
Бахчисарай в 16 в. Изображение из открытых источников интернет

Кудеяр был отличным воином, начавшим службу ещё при Иване III. Среди дипломатов-татар из различных ханств и ногаев с кабардинцами, у него было достаточно знакомых, чтобы исчезнуть вместе с мальчиком. Да так, что никто и никогда бы его не нашёл. Что и произошло. Свидетелей его переезда - убрали, сам он поменял имя, дал новое имя и сыну Соломонии, принял ислам. В итоге следы его просто исчезли до поры.

Однако историю о рождении старшего сына Василия III не забыли. В какой-то момент бояре Шуйские как-то очень активно стали искать людей, которые хоть что-то могли знать о пропавшем наследнике Великого князя. Уж очень бы он им понадобился в их борьбе за влияние на Государя. А главное, не важно было совсем, это был бы конец 1530-х или уже 1550-е: к власти доступ они стремились получить не в первый и далеко не в последний раз. Для поисков был нужен человек, не связанный ни с кем в Москве. И такой был найден: третий сын обедневшего боярина из-под Костромы Ивана Годунова, убежавший из семьи в поисках лучшей жизни. Уж что ему пообещали Шуйские - не известно, но Дмитрий Иванович Годунов посвятил поискам следов пропавшего сына Соломонии Сабуровой несколько лет, а найдя их, сообщил не только своим работодателям, но и молодому царю Ивану Васильевичу. И шёл на тот момент 1558 год.

Ну а теперь займёмся математикой: царю Ивану - 28 лет, его старшему брату, которого нашёл Дмитрий Годунов - 33 года.

Кудеяр Тишенков, который воспитывал сводного брата царя, уже давно носит имя Бек-Булат. Его воспитанника все принимают за его сына Саина. Когда всё-таки достигается соглашение о возвращении на службу в Русское госадрство, Бек-Булат подписывает договор с рядом очень интересных пунктов среди которых - отказ от сражений против войск Крымского хана. ( Ну вот разве можно после этого не верить народным преданиям о Кудеяре и его бегстве в Крым?)

К сожалению, я не могу представить себе встречу сводных братьев. А если честно - очень бы хотелось. Высокий, чуть сутуловатый, с орлиным взором и очень внимательным взглядом серых глаз, рыжеволосый царь Иван и чуть ниже ростом, но с тем же носом горбинкой и серыми глазами, правда в одежде крымцев, с выпрямленной спиной и ожиданием во взгляде, смешанным с настороженностью и недоверием Саин-Булат... Красивая картинка должна была бы получиться наверное. Ведь именно таким нарисовал один из современных художников молодого царя Ивана Васильевича.

Иван Грозный. Изображение из открытых источников интернет
Иван Грозный. Изображение из открытых источников интернет

Что было дальше, после встречи братьев и выяснения всей правды? Честная служба на благо Российского государства, участие в военных походах и сражениях Ливонской войны. А главное - никакого желания сесть на русский престол. Видимо именно это и определило бесконечное доверие царя к своему внезапно найденному брату. И прежде всего царь дарует ему целое ханство: Касимов и его окрестности. Касимовским ханством может управлять только мусульманин! Об этом есть специальный договор с правителями Казани и Ногайской орды, представители которых, добровольно перешедшие на службу русскому царю, здесь правят уже несколько десятков лет. (Мусульманин не может стать русским царём - это же просто здорово! Значит Саин-Булат не будет использован ни одной боярской группировкой в их борьбе за влияние на царя.)

Саин-Булат официально в бумагах именуется Касимовским царём. В разрядных книгах того времени его вписывают сразу за царём Иваном. Вторым. И, что очень странно, - русское служилое боярство, которое готово спорить по любому поводу "за место", дружно молчит, признавая за Саин-Булатом это право второго лица в государстве.

Ну а дальше - Новгород и внезапная встреча со вдовой князя Михаила(?) Черкасского Анастасией Ивановной (Мстиславской).

Теперь могут заинтересовать ещё две вещи: свадьба Саин-Булата и его крещение и недолгое одиннадцатимесячное правление в Москве вместо царя Ивана, которые вызывают огромное количество вопросов, если читать нашу историю и изложении Н. Карамзина и тех, кто не думая её переписывал следом за ним.

Свадьба Симеона (Саин-Булата) и Анастасии. Изображение из Лицевого свода.
Свадьба Симеона (Саин-Булата) и Анастасии. Изображение из Лицевого свода.

Сначала о первом - крещении и свадьбе. Саин-Булат принимает православную веру и новое имя - Симеон - как-то подозрительно скоропалительно и очень далеко от Москвы, Касимова и даже Новгорода: в далёкой тогда глуши, в имении Кушалино, которое принадлежит князьям Мстиславским. Не не бред ли с точки зрения "правильной" истории. Гораздо лучше было бы приехать к царю, объявить ему о своём решении, понимая, что в Касимове он больше править не будет... Но! Саин-Булат, покорённый красавицей-княгиней Анастасией Ивановной, едет к ней в Тверскую глушь, в маленькой церквушке крестится и практически сразу же делает ей предложение руки и сердца. Без большой шумной свадьбы обошлось - они просто обвенчались в присутствии нескольких свидетелей. А потом Симеон был снова вызван к царю, которому доложили о происшествии. В летописи потом запишут: "в июле 1573 г. Иван IV приказал Саин-Булату креститься и женил его на овдовевшей княгине Анастасии Черкасской.."

НО, я уже писала, нельзя заставить сменить веру человека, если он сам не захочет, тем более, что он понимал, что потеряет управление Касимовским ханством и создаст проблемы в другом месте ( он уже будет готовым претендентом на русский престол, ибо уже православный человек, да ещё старший в роду) Нельзя заставить знатного человека, не нанеся ему смертельную этим обиду, жениться на вдове... В конце концов, в России вдова - самостоятельна и самоправна в своих землях и имениях и с ней также придётся "договариваться по-хорошему", иначе это нарушение закона и её прав...

Свадьбу с княгиней Черкасской Симеон справит ещё раз в Москве, когда царь Иван Васильевич посадит его на престол вместо себя. Так было нужно, чтобы сохранить лицо рода. А потом целых полгода "жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как...Иван Васильевич... поселился в скромной обстановке на Петровке"

А Васнецов. Москва при Иване Грозном (фрагмент)
А Васнецов. Москва при Иване Грозном (фрагмент)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...