Найти в Дзене
Крымская газета

Позывной "Шмель": будни снайперской бригады, годовалая «СВОошечка» и заветная тарелка пельменей

Фото: Елена Сахарова
Фото: Елена Сахарова

Младший лейтенант Александр (позывной Шмель) награждён медалью «За отвагу»
и орденом «За боевые отличия». На вид ему не дашь больше 20 лет, но этот скромный, улыбчивый парень руководит в зоне проведения СВО подразделением численностью больше 100 человек. Молодой ротный штурмовой снайперской бригады отмечает, что люди под его началом достойны высших наград: каждый выход снайпера – подвиг.

НУЖНЫ СТРАНЕ И СЕМЬЕ

В самом начале беседы Александр признался:

– Стать военным было моей детской мечтой. Армейский устав лежал на моем столе, сколько себя помню. И к трудностям армейской жизни я вроде был готов. Поэтому, отслужив срочную, сразу подписал контракт, и меня перебросили сюда, в зону конфликта. Здесь понял, что не ко всему готовит устав, есть вещи, к которым привыкнуть невозможно. Жизнь сложнее любых уставов.

Шмель родом из Алтайского края. Рос в большой семье, поэтому исполнить мечту стать военным у него получилось не сразу – семья не смогла помогать финансово. Александр изучал военное дело самостоятельно, занимался спортом, посещал кружки военной направленности:

– Не могу сказать, что меня родные отговаривали подписывать контракт, ведь для меня стать военным было делом жизни, никем другим себя не видел. Супруга Алёна знает, что рисковать жизнью необдуманно я не буду. Дал ей слово, что вернусь живым, и она мне верит. Вообще работать обдуманно, беречь себя и сохранять холодную голову обязан каждый солдат. Мы нужны своей стране и своим семьям. У меня трое детей: Семён, Глеб и Сонечка. Дочке ровно годик, был в отпуске по ранению в самом начале СВО… Да, такое вот счастье. Супруга шутя называет её «СВОошечка». Так и есть. Милая, красивая дочка – память о тяжёлом времени нам всем.

ГЛАВНЫЙ ВРАГ – ЭТО СТРАХ

На ротном лежит огромная ответственность за десятки солдатских жизней. Когда подразделение снайперов направили в лесную полосу под Рубежное, Александр со старшинами договаривался о тяжёлой технике, чтобы быстро выкопать блиндажи для своих парней. Буквально за считанные дни был выстроен и надёжно укрыт от врага целый город в лесу: блиндажи, столовая, навес для отдыха и занятий спортом, стоянка для боевых машин. Все пункты были закрыты лапником и спрятаны под маскировочными сетями. Сам он не спал несколько суток, помогал, торопил, руководил, делал внушения нерадивым товарищам, которые решили жить в палатках.

– Блиндаж – самое надёжное жилище солдата, а палатка холодная, да и от обстрелов артиллерии врага она не защитит, – подчёркивает ротный.

В связи с этим спрашиваем, как часто приходится спорить с личным составом, с чем бороться сложнее всего.

– Не часто – люди осознанные, серьёзные. Многие намного старше меня, иногда я и совета спрашиваю. Мы боевое братство – чаще обсуждаем, не ссоримся. Но иногда приходится жёсткость применять. Алкоголь пресекаю сразу! Можно немного согреться, если день рождения у кого-то. Пьяный теряет самоконтроль и может поставить свою жизнь и жизнь товарищей под угрозу. Широко отмечать будем только Победу, – говорит он. – Я вообще считаю, что пьянство и паника – самые плохие попутчики солдата. Конечно, тот, кто скажет, что совсем не боится, соврёт. Страх за жизни парней, да и за свою, он должен быть мотиватором разумных действий. Всё продумать до мелочей, всё предусмотреть, просчитать поминутно выполнение каждого задания… Когда я уверен – я спокоен. Пройдём без потерь, – отмечает Александр.

Продолжая свой рассказ, младший лейтенант вспоминает:

– В самом начале СВО, в феврале, нас перебросили в незнакомую местность. Мы всё ещё были не обстрелянными новичками и попали в засаду… Тогда на несколько минут у меня был шок, я даже занервничал: как спасти парней? Вспомнил уроки ориентирования и нашёл надёжное укрытие. Помню, после меня сильно тошнило и была изжога – настолько сильно переживал за своих. Долго буду помнить этот день.

В КРЫМ НА МОРЕ

Утро снайперской бригады начинается в четыре часа. Вечером накануне Александр собирает ребят и объясняет задание, решают, кто пойдёт на объект. Пока темно, ротный греет кофе и напутствует снайперскую «связку», водителю даёт чёткие координаты, куда довезти и где забирать бойцов. Никогда не прощаются. Звучит лишь короткое «До встречи» или «С богом!».

А вечерами, если есть Интернет, солдаты звонят домой – это большая отдушина для всех.

Шмель дал старшему сыну слово, что, как только вернётся домой, поспит и съест большую тарелку домашних пельменей, они пойдут на охоту, и папа всему-всему научит, и поговорят обо всём:

– А потом мы поедем с семьёй на целый месяц в Крым. Я обещал показать парням Севастополь, Балаклаву, Бахчисарай – места боевых подвигов наших предков. О великом полководце Суворове хочу им рассказать. Не по книгам, а вживую. Пусть видят, гордятся и внукам потом расскажут о героях, которые живут вечно в наших сердцах.

Елена САХАРОВА

СВО
1,21 млн интересуются