Найти тему
Пятый канал - новости и видео

«Скорей любите нас»: как создавался мультфильм «Бременские музыканты»

Оглавление

Абсолютно нетипичный для того времени мультфильм почти сразу после премьеры стал легендарный.

Фото: Кадр из мультфильма "Бременские музыканты", режиссер Инесса Ковалевская, 1969г.

Мультфильм «Бременские музыканты» вышел на экраны в 1969 году. Средневековая сказка в современном прочтении мгновенно покорила детей и вызвала много вопросов у взрослых.

Рисованный мюзикл действительно не вписывался в советские стандарты, однако быстро стал культовым, а песни главных героев уже более полувека напевают несколько поколений зрителей.

Пятый канал собрал факты о том, как создавалась рисованная история бродячих друзей и почему она до сих пор находит отклики в сердцах.

Модные хиппи-музыканты

-2

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов», режиссер Василий Ливанов, 1973 г.

Изначально персонажи должны были выглядеть совсем не так. Их отрисовали более детскими, пухлыми, одетыми по моде прошлых столетий в нелепые костюмы с рюшами и жабо. Однако режиссер картины Инесса Ковалевская увидела интересные образы в импортном журнале и попросила мультипликаторов все перерисовать.

И поскольку на конец 60-х пришелся расцвет движения хиппи и рок-музыки на Западе, а история была как раз про европейский квартет, вся мульт-команда предстала в нетипичном и очень привлекательном для советской молодежи образе. Ультракороткое облегающее платье Принцессы, брюки-клеш и батник с вырезом Трубадура, пышная прическа и джинсы Осла, кожаные сапоги и очки-стекляшки Кота, цветастая рубашка и рок-гитара Пса — все это в одночасье переквалифицировало «Бременских музыкантов» из детского мультика в молодежный.

«На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое», — вспоминал потом поэт Геннадий Гладков.

Друзья отрицали все законы королевства, колесили по городам на телеге-чемодане, раздавали рок, побеждали разбойников мирными методами и вместо заманчивых сводов дворцов неизменно выбирали свободу. И хотя это вроде как старомодное королевство, музыканты поют в микрофоны, их голоса усиливают новомодные колонки, а от электрогитар тянутся толстые провода.

«В Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, в этих четырех зверушках — битлов. Элементы пародии если и имели место, то доброжелательной, свойской. Не сатира, а именно мягкий юмор», — объяснял Гладков.

Любовь стала главной в сюжете

-3

Кадр из мультфильма «Бременские музыканты», режиссер Инесса Ковалевская, 1969 г.

В классической сказке авторства братьев Гримм пожилые Осел, Пес, Кот и Петух мечтают стать музыкантами, а по дороге выгоняют лесных разбойников из хижины и остаются там жить. Однако авторам хотелось вложить в детскую историю больше смыслов, поэтому было решено изменить сюжет.

Композитор Геннадий Гладков посоветовал добавить любовную линию и ввести новых персонажей — Трубадура, Принцессу, Короля и охранников. Кстати, парень с гитарой появился по задумке Василия Ливанова, который впоследствии, кстати, снял продолжение мультика — «По следам Бременских музыкантов».

Так, начальные главные герои проекта — четверо зверей музыкантов, таким образом, стали второстепенными.

Один голос озвучивал всех

-4

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов», режиссер Василий Ливанов, 1973 г.

Изначально для озвучки героев был подобран целый каст актеров и певцов. Олег Анофриев должен был петь за Трубадура, Зиновий Гердт — за Атаманшу, Зоя Харабадзе — за Принцессу, Олег Янковский — за Осла, Юрий Никулин — за Пса и Балбеса, Андрей Миронов — за Кота, Георгий Вицин — за Петуха и Труса, Евгений Моргунов — за Бывалого.

Однако в финальном варианте, как ни странно, зрители почти везде слышат только одного Олега Анофриева.

А все дело в том, что студия «Мелодии», где планировали писать фонограмму для «Бременских музыкантов», была очень востребована. И для озвучки смогли выделить только ночные часы. К назначенному времени приехал только Анофриев, и то лишь затем, чтобы предупредить, что он не сможет работать с температурой 39. Перенести запись на более-менее обозримые сроки было нереально. Пришлось уговаривать заболевшего актера подарить свой голос не только Трубадуру, но и заодно частично животным, грубоватым разбойникам, тонкоголосому королю и худосочной охране.

«Я сперва посопротивлялся, но мне и самому вдруг стало интересно: смогу ли я один озвучить всех героев. Мы попробовали, и я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за Принцессу! Жаль, авторы не дали. Мы работали всю ночь. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6. Вот она, великая сила искусства!» — вспоминал он.

Партию Принцессы в итоге исполнила певица Эльмира Жерздева, а животных — поэт Анатолий Горохов. Король получил голос композитора Геннадия Гладкова.

Только после записи песен мультипликаторы принялись за отрисовку героев.

Трус балбес и бывалый из кино перешли в мультфильм

-5

Кадр из мультфильма «Бременские музыканты», режиссер Инесса Ковалевская, 1969 г.

Мультипликаторы долго не могли решить, как должны выглядеть бременские разбойники. Все варианты и образы не подходили. Мучительные раздумья затягивались, пока кто-то не предложил срисовать «работников ножа и топора» с популярной в те годы троицы — Вицина, Моргунова и Никулина. Их полюбила вся страна после выхода «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая.

Идея была поддержана и успешно реализована. Так хулиганы и нарушители закона переквалифицировались в средневековых разбойников.

Атаманша стала балериной Вишневой и актрисой Раневской

-6

Кадр из мультфильма «Бременские музыканты», режиссер Инесса Ковалевская, 1969 г.

Прожженная и артистичная атаманша в «Бременских музыкантов» была срисована с двух известных женщин.

Заслуженная артистка РСФСР балерина Тамара Вишнева, супруга режиссера Вячеслава Котеночкина, тогда любившая иногда устраивать танцевальные шоу на бочке, подарила героине пластику и движения. А у народной артистки СССР Фаины Раневской «забрали» поведение и манеру говорить.

Кстати, в других персонажах тоже можно узнать их прототипов. Так, короля рисовали с актера Эраста Гарина, неоднократно исполнявшего монарших особ в фильмах-сказках («Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII», «Полчаса на чудеса»). А Принцесса по разным версиям похожа на супругу Юрия Энтина Марину или на европейскую модель из журнала тех лет.

Голос Магомаева сделал мультфильм легендарным

-7

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов», режиссер Василий Ливанов, 1973 г.

Музыкальная составляющая — один из выигрышных факторов «Бременских музыкантов». И это заслуга поэта Юрия Энтина и композитора Геннадия Гладкова. Была даже версия, что команда сначала написала песни, а потом уже под них рисовала мультик.

В первом мультипликационном мюзикле прозвучали 7 песен: «Ничего на свете лучше нету» («Песня друзей»), «Дуэт Принцессы и Трубадура», «Песня разбойников», «Песня Охраны», «А как известно, мы народ горячий», «Куда ты тропинка меня привела» и «Песня друзей», но уже в другой аранжировке.

Голоса героям подарили Олег Анофриев, Анатолий Горохов и Эльмира Жерздева. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов копий. В те годы «бременский рок-н-ролл» звучал изо всех приемников и по всем радиостанциям.

В продолжении мультика прозвучали тоже 7 композиций: «Песня гениального сыщика», «Песня придворных (Такая-сякая)», «Серенада Трубадура (Луч солнца золотого)», «Дуэт Короля и Принцессы (Ах, ты бедная моя трубадурочка)», «Вторая песня разбойников (Пусть нету ни кола и ни двора)», «Звезды континентов (Мы к вам заехали на час)», «Колыбельная песня (Баю-баюшки-баю)».

Звездой второй части стал поэт Муслим Магомаев, исполнивший романтическую песню влюбленного Трубадура. Кстати, мало кто знает, что он же пел в начале мультика за хитрого Сыщика. Другие песни записаны уже знакомыми по первой части Анатолием Гороховым, Геннадием Гладковым и Эльмирой Жерздевой.

По одной из версий Анофриева заменили, потому что Трубадур повзрослел и окреп голосом. По другой — актеру запретили участвовать в работе из-за нелепой сцены в Кремлевском дворце на большом правительственном концерте. Якобы он пропел, уходя со сцены: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!», и такой жест чиновники истрактовали не в его пользу.

Кстати, некоторые вокальные партии принадлежат экс-солисту «Веселых ребят» Леониду Бергеру. Его имя не попало в кадры, потому что к моменту выхода мультфильма на экраны артист эмигрировали из СССР.

И если композиции побили все рекорды по количеству проданных пластинок, то сам мультфильм, увы, не получил ни одной награды.