Реальная история тьюторского сопровождения от специалиста сервиса Забота.Дети Анны Дмитриевой.
Ко мне обратились родители троих детей из Москвы. Старший сын учится в 7 классе в государственной школе с уклоном на программирование, двое младших — в начальной школе.
🚩 Точка А: тревожность и беспокойство в контексте учебы подростка, начинающейся гаджетозависимости. Непонимание причин неинициативности ребенка.
✅ Точка В: родительская стратегия и план действий, который реализуется для будущего уже сейчас, правила коммуникации с ребенком, четкая картина ожиданий от учебы. Доверие к подростку, снижение тревоги.
В течение прошлого года у родителей появлялось все больше вопросов. Тревога началась, когда домашки перестали делаться вовремя, а иногда делались за полчаса до занятия с репетитором; когда сын стал просыпаться раньше всех и залипать в телефон, а затем сонный шел в школу. Маме важно, чтобы сын был самостоятельным и его как можно меньше нужно было контролировать. Одновременно с этим родители готовы давать необходимые ресурсы для успешной учебы — репетиторы, онлайн-курсы, дополнительные занятия.
Родители почувствовали, что есть риск упустить момент и не заметить, как потеряется контакт с ребенком. А доверие и авторитетный стиль воспитания — большая ценность в семье. При этом родители осознают, что на сына, кроме членов семьи, могут оказывать влияние и другие «приколы» современного мира. Поэтому так ценно было для них понять:
- как сохранить дисциплину и режим, не переходя в крайние меры;
- какие есть способы мотивировать на успехи в учёбе;
- как выбрать интересное дополнительное образование.
Первичный запрос был не совсем тьюторский: «Чтобы делал вовремя домашки и повышал успеваемость, так как нужно укреплять привычку стабильно учиться. Это важно для среднего балла и для успешной сдачи экзаменов».
Этот запрос не тьюторский, потому что тьютор не «педагог с палкой», заставляющий внешними стимулами и страшилками во что бы то ни стало делать домашние задания.
Мы доуточнили и трансформировали запрос до тьюторского:
Какой наш сын? Что для него ценно в учёбе и почему он не стремится к большему? Как выстраивать с ним коммуникацию и в каком формате — просить или требовать?
В процессе пяти встреч мы отвечали на различные вопросы:
- Есть ли у сына сложности с организацией времени для учёбы? Какие? Как он с этим справляется? Нужна ли ему в этом помощь тьютора?
- Сколько энергии уходит в никуда и почему?
- Какие есть потребности в учёбе, о которых он не говорит взрослым? Как ему в этом помочь?
- Где кроме гаджетов можно «подзаряжаться» для отвлечения от учебы и развития в дополнительных хобби? Что можно предложить подростку в рамках его интересов?
«Я очень верю и доверяю подросткам в том, что у них есть сложности, которые они сами не могут объяснить. Как и взрослые, кстати!
Я не готова быть кнутом как для подростков, так и для родителей. Но вижу смысл в выявлении правил и норм, нахождении компромисса в семье в контексте образования. Для меня ценно, если родители могут лучше услышать и понять подростка через меня».
В данном кейсе важно было поработать именно с мамой о конкретных требованиях-просьбах к учёбе сына, понять как доносятся эти требования, определить с мамой какую роль она будет выполнять в контроле за выполнением обязательств. Помимо этого в запросах на самостоятельность подростка важно проанализировать совпадают ли слова и следующие за ними действия родителей. В двойных посланиях, когда слова противоречат последующим действиям, подросток понимает требования абстрактно. Тем более подростку становится сложно саморегулироваться, если ожидания родителей меняются по их настроению или очень сильно различаются мамины и папины «подзатыльники».
«Если сын поймет, что в вашей установке нет унижения его достоинства, желания подавить, а только любовь и желание поддержать в учебе, он будет спокойно выполнять требования. И я вам даже так скажу: ему будет спокойнее, потому что есть определенность».
В течение пяти консультаций с мамой мы последовательно разобрали в чем корень беспокойства, как действовать и в какие моменты включать красную кнопку, а в какие — не трогать и доверять ребёнку, передав ему ответственность.
Разобрали, насколько активен подросток в школьных индивидуальных проектах по интересам, поговорили о дополнительных занятиях. Обнаружили трудность родителей в организации совместного отдыха в выходные и общих правил по пользованию гаджетами для всей семьи. Таким образом получилось обсудить, как уже сейчас на перспективу закрыть риски гаджетозависимости и ухудшения успеваемости.
Хорошая практика для понимания образовательной ситуации ребенка — визуализация подробного расписания и учебных обязательств. Благодаря этому, можно понять как и что контролировать, создать для себя опору — еженедельное общение с репетиторами, контроль оценок и так далее.
Сейчас мама имеет представление как реагировать на действия сына, вызывающие у нее тревогу и как просто, по-дружески договариваться о соблюдении обязательств.
В данном случае тьюторские консультации помогли маме увидеть сына таким, какой он есть и начать доверять, давать ему возможность решать какие ресурсы использовать для образования, а какие нет. Но баланс нашли в том, чтобы общаться с сыном по поводу учебы более конструктивно, через цели и образ будущего, задавая интересные и развивающие вопросы, а не манипулируя.
Отзыв о работе Анны:
В целом, очень удачно поработали, пришли к какому-то консенсусу. До тьюторства как такового дело не дошло, пока что это оказалось не актуально. Больше проработали мои вопросы.
Начинали наше общение летом и к данному моменту произошло естественное взросление у ребенка. Изначально был запрос на тьютора, мы хотели человека, который контролировал бы учебную деятельность, доп занятия, домашнюю работу и оценки ребенка. В итоге даже была очная встреча ребенка и тьютора Анны, они пообщались, потом начался учебный год, мы конкретизировали мои требования.
В сентябре и октябре ребенок подтянулся по учебе, у меня нет претензий к его успеваемости и другим каким-то моментам. У меня были моменты, которые мне хотелось бы наладить в плане быта, семьи, мы их конкретизировали, нашли со специалистами пути решения, каким образом я могу это транслировать, контролировать. Сам принцип разобрали того, что нужно дальше делать.
Общее впечатление сейчас очень хорошее, нет ощущения, что на меня кто-то давил, нет ощущения директивности. Было все шаг за шагом, очень плавно, для ребенка все было незаметно плавно. У меня была летом тревога, что ребенок не справится, а ребенок сам стал саморегулироваться и не хочется вмешиваться в этот процесс. Анна больше со мной поработала. Мне, как маме, было это очень комфортно и очень полезно.