Ситуация с поставками автомобилей и запчастей в Россию изменилась из-за трусливого ухода привычных поставщиков, что привело к появлению новых брендов на рынке.
Это касается не только отечественных, но и импортных марок, решивших воспользоваться сложившейся обстановкой. В частности, рынок моторных масел столкнулся с вызовами, и потребителям приходится выбирать между новичками и старожилами. Портал "АвтоВзгляд" предлагает рассмотреть, каким брендам можно доверять в этой ситуации, учитывая прошлогодний дефицит и контрафакт.
В 2022 году был заметен дефицит и проблемы с подделками масел, что привело к росту цен на оригинальные продукты российских брендов. Это вынудило потребителей искать альтернативы, и многие обратились к новым иностранным маркам. Однако в 2023 году ситуация стала меняться: отечественные производители улучшили качество продукции и снизили цены, а на рынок появились турецкие, китайские и корейские бренды. Конкуренция в этом сегменте снова стала активной, предоставляя потребителям больше выбора, но вызывая вопросы о том, как сделать правильный выбор.
Традиционный метод, который включает в себя изучение отзывов от коллег по автомобильному цеху, не дает точных оценок, так как мнения разделяются. Также проблему составляют постоянные изменения названий и этикеток, создавая дополнительную путаницу.
Выбор подходящего варианта становится сложным, и как только находишь подходящий, он может исчезнуть с рынка. Это приводит к хаосу и неопределенности.
Градус проблем на рынке автомобильных смазок достиг таких высот, что премьер-министр лично вмешался в ситуацию, стремясь регулировать и восстанавливать порядок. Контрафактные масла, по скромным оценкам, составляли до 60% от общего объема продаж в России. В связи с этим было проведено масштабное исследование Торгово-промышленной палаты и АНО "Союзэкспертиза". Результаты показали, что несмотря на санкции, японские и корейские производители продолжают поставки масел в Россию.
Для проведения исследования были выбраны 7 популярных в России марок автомоторного масла в классах 5W−30 и 5W−40, которые наиболее востребованы. Образцы были закуплены в профильных торговых точках Москвы, Московской и Калужской областей. Эксперты ставили перед собой задачу сравнить ключевые показатели образцов автомасел, влияющие на их качество и безопасность.
Проведенный комплекс исследований в независимой сертифицированной лаборатории включал анализ физико-химических показателей, определяющих эффективность качественных характеристик моторных масел согласно международным стандартам.
Эксперты оценивали такие параметры, как щелочное число, температура застывания, коэффициент испаряемости, температура вспышки, индекс вязкости и другие важные характеристики.
Особый интерес представляют масла класса 5W−40, поскольку они наиболее популярны и подходят для большинства автомобилей, используемых в России. Учитывая старый возраст среднего отечественного автопарка, составляющего около 15 лет, масла 5W−40 считаются оптимальными и универсальными для эксплуатации в условиях нашего климата.
Итак, в исследовании приняли участие моторные масла Toyota 5W−40 A3/B4, Hyundai XTeer Gasoline Ultra Protection 5W40 SP, Mirax MX9 5W−40 A3/B4 API SP, ZIC X7 5W−40 A3/B4, ZIC X9 5W−40 А3/В4 и Kixx G1 5W−40 A3/B4.
В представленной таблице представлены физико-химические эксплуатационные характеристики масел, полученные в результате тестирования. Эти показатели имеют определенные нормативные значения, оказывающие влияние на соответствие продукта международным стандартам, что помогает выбрать подходящее масло для автомобиля. Выделены несоответствия нормативам красным цветом, а лучшие результаты – зеленым.
Температура застывания, отражающая момент резкого увеличения вязкости масла при низких температурах, показала, что лучшими являются Mirax MX9 5W−40 A3/B4 (среднее значение −45 °C) и Kixx G1 5W−40 A3/B4 (среднее значение −41 °C).
Щелочное число TBN, характеризующее моющие свойства масла, выявило лидеров в лице продуктов ZIC X7 5W−40 A3/B4 (среднее значение 12,6) и Mirax MX9 5W−40 A3/B4 SP (среднее значение 12,4).
Процент испаряемости по NOACK показал, что лучшие средние показатели у ZIC X9 5W−40 A3/B4 (7,9) и Mirax MX9 5W−40 A3/B4 SP (8,3), что свидетельствует о соответствии высоким стандартам качества.
Температура вспышки, характеризующая наличие в масле легкокипящих фракций, показала наилучшие результаты у масел Mirax MX9 5W−40 A3/B4 SP (240) и двух других с одинаковыми значениями: ZIC X7 5W−40 A3/B4 (232) и Toyota 5W−40 A3/B4 (232).
Ну и по среднему значению индекса вязкости всех опередили масла Toyota 5W−40 A3/B4 (172,5) и Kixx G1 5W−40 A3/B4 (168).
По совокупности результатов испытаний в классе вязкости SAE 5W−40 лучшим моторным маслом признано Mirax MX9 5W−40 A3/B4 API SP. Это масло опередило другие продукты по ряду показателей, включая щелочное число, температуру вспышки и застывания, вязкость CCS и MRV, испаряемость NOACK, а также сульфатную золу. На втором месте по совокупности всех параметров находится масло Kixx G1 5W−40 A3/B4, которое немного уступает маслу Mirax.
Такие исследования направлены на информирование потребителей о качестве продукции, доступной на российском рынке. Российским автовладельцам приходится самостоятельно анализировать характеристики масел, чтобы сделать правильный выбор и обеспечить надежную защиту двигателя от износа.