Мы не просто так смотрели положения "конвенции Монтрё", ибо если (к примеру) ледокол "Микоян" пройдя пол-шарика, стал мирным ледоколом, то некоторые "плавсредства" противника сдавали свои "зубы" перед проходом Босфора, проходили Босфор и Дарданеллы, а, потом вновь "отращивали клыки", работая на Средиземке. И, наоборот, на Черном море вдруг (внезапно) магическим образом появлялись целые флотилии боевых кораблей, построенных там, где...
Ладно, перейдем к конкретике. Есть такой ресурс "Навипедия" (видимо, родственница "Вики...", или ее франшиза), так та, наверное, знает все про боевые корабли, или делает вид, что знает, или знает, но о "неудобных" моментах молчит (что скорее всего). Так вот, если мы попробуем узнать судьбу (например) MFP F-331 (она же в нашей традиции F-331), то выяснится, что вроде бы как потоплена она 26.9.1943. Версий ее гибели масса, есть разные даты, например, 17.11.1943. И, что? А, то, что если мы копнем чуть глубже, то выяснится, что во всех версиях потоплена она в Средиземном море. Для нас без разницы, потоплена он в порту Корфу, у острова Лерос или острова Мудрос. Для нас важно то, что построена она 21 июля 1941 года, а место строительства указано как "Арсенал, Варна, Болгария".
И, вот тут, после беглого взгляда на карту, возникает вопрос. По воздуху что ли перелетела? Учитывая тот факт, что конвенция Монтрё распространялась и на воздушные суда, вряд ли. Ситуация намного проще. Сия БДБ спокойно прошла Босфор с Дарданеллами. Как? Да, легко. Тему эту расковырять было и сложно и легко. Вроде бы все есть в сети, но картинка разрезана на кусочки, и подана под "пикантным" соусом, под которым многие важные детали теряются.
Начнем?
Что мы видим на фото?
А есть еще фото.
На фото два "прикола": на них запечатлены "летучие голландцы", которые по версии некоторых ресурсов легли на дно еще в апреле 1943 года, а во-вторых, они еще и умудрились пролететь по воздуху несколько сот миль, ибо...
На фото, датированном ноябрем 1943 года, сделанном в районе о. Лерос, запечатлены F-123, F-497 и F-331, построенные на Державной верфи в Варне, в Болгарии. Что сейчас пишет "Вики..." про эту верфь?
Цитирую:
"После окончания Первой мировой войны положение предприятия осложнилось: в соответствии с Нейиским договором военно-морские силы Болгарии были сокращены, а необходимость выплаты репараций ограничивала возможности по строительству судов торгового флота и техническому перевооружению предприятия. В середине 1930х годов началась подготовка предприятия к строительству кораблей со стальным и железобетонным корпусом (первым из которых стал построенный в 1937 году пассажирский корабль "Галата" водоизмещением 21 тонн). В течение 1942 года здесь были построены буксир, малое пассажирское судно "Цар Иван Шишман" (водоизмещением 35 тонн) и 32-тонный катер "Инженер Минчев" (мобилизованный в состав болгарского военно-морского флота и в дальнейшем переоборудованный в катер-тральщик)" И... все.
Но, может, дальше что указано? Читаем:
"Тем не менее, до окончания Второй мировой войны практически все работы на заводе выполняли вручную, оборудования не хватало - в конце 1944 года на заводе были только кузнечный цех и мастерские (в которых имелся единственный сверлильный станок). В конце 1944 года началась реконструкция завода, в которой участвовали советские специалисты. В результате объединения Варненской судоверфи и нескольких мелких судостроительных и судоремонтных предприятий и мастерских был создан Варненский судостроительный завод им. Георгия Димитрова".
Все красиво и "поллитркорректно" Браво, "Вики..." так держать! Настоящая "альтернативная правда".
Ладно, не суть. Там история гораздо интереснее. Оказалось, что большая часть барж проходила под "нейтральным" болгарским флагом (с болгарскими командами, но с немецкими командирами). А, еще по двум БДБ, еще интереснее получается. Они около месяца "гуляют" под турецким флагом (стоят в Трабзоне), а потом (внезапно) оказываются в Адриатике под немецким. Много ли их было? (ну, может, это единичные случаи?).
Дык... (Смотрим?)
F-123 и 124 (Drzhavna verf, Varna, Bulgaria) в феврале 1942 года проследовали в Эгейское море через пролив Босфор. По официальной версии F-123 потоплена в октябре 1943 года, но, почему-то фигурирует в ноябре 1943 года в документах (проследить полностью пока не успел). F-124 по официальной версии потоплена у мыса Меганом, но... до марта 1944 она фигурирует в Адриатике (причем это не фантом, это та самая баржа болгарской постройки.
В марте 1942 года уходит еще одна пара БДБ F-129 и F-131 (тоже "болгарки"). Судьба? Да все то же самое...
У меня нет желания прослеживать все "трансформации" болгарских БДБ (уж больно много их было). Кое-что передали румынам (но здесь все проще, Босфор проходить не нужно).
Есть еще один нюанс: через Черное море в Адриатику попадали и чисто немецкие корабли. Когда выяснилось, что вешать турецкий флаг (даже временно) не нужно, и, даже под болгарским флагом ходить не обязательно (турки все равно пускают, лишь бы на палубе орудий не было), немцы стали спокойно ходить под своим флагом (ну, правда, какие проблемы, русские ходють, а, нам что, нельзя?). Ну и в 1942 году пошли в Адриатику баржи чисто немецкой постройки (через Черное море немцам казалось удобнее). Формально-то все хорошо, Турция ни с кем не воюет.
По конвенции:
" Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил. Этот осмотр в отношении судов, имеющих чистый санитарный патент или предъявивших санитарную декларацию, удостоверяющую, что они не подпадают под действие постановлений абзаца 2 настоящей статьи, будет производиться как днем, так и ночью, с максимально возможной быстротой; упомянутые выше суда не будут обязаны останавливаться в каком-либо другом пункте Проливов во время своего прохода. Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту за последние семь дней, а также суда, покинувшие зараженный порт менее как за пять суток, будут обязаны останавливаться у санитарной станции, указанной в предыдущем абзаце, для принятия на борт санитарных надсмотрщиков, если таковые будут назначены турецкими властями. В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или плат, а надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции при выходе из Проливов".
"Чумы нет? Холеры тоже? Все проходите... (а, если еще бакшиш дадите, то вообще...) А военные грузы в трюме, это ерунда, нас это не касается".
В принципе, формально, все хорошо (но интересно). У меня (пока) в каталоге 24 MFP, которые прошли через пролив (большей частью "болгарки"). Всех не отслеживал, и Средиземкой не занимался (хотя материала много).
Но если кто-то думает, что поток шел только в одну сторону, и ограничивался только десантными баржами, то... (но об этом в следующей статье)