Дьявольская профессия, причём, самая дьявольская - это дирижёр. Подчинять себе людей, инструменты, музыку, топтаться на чувствах, эмоциях, ожиданиях, а потом заставить ликовать, умирать, испепеляться...
Кажется, с самого рождения я мечтал стать дирижёром. Все дети как дети, мечтают стать космонавтами, ну а у меня всё не как у людей, с открытым ртом смотрел только на дирижеров. Дирижировал перед зеркалом под кухонный радиоприёмник, на опере-балете устраивался на первый ряд за спиной у дирижера и завидовал ему чёрной пребелой завистью. Самого первого своего дирижёра по фамилии Куценко из Татарской оперы, его гордый профиль помню и сейчас, не знаю только, жив ли он. И до сих пор, какое волшебство на сцене не происходило бы, оно кажется вторичным, настолько всё сосредоточенно в руках этого дьявола - дирижёра.
Перевидал их много и по много раз, у каждого свой стиль, свой язык, свой образ. Это штучные люди, вторых подобных не бывает.
Один из таких штучных дирижёров - Карен Дургарян - дирижировал во всех странах мира, где идет "Спартак"
- "Спартак" - произведение монументальное, не все театры имеют возможность поставить такой спектакль, говорит Карен. У вас в Казани он идет очень давно, также в Мариинке, в Большом, идет в Германии, Корее, Китае... Такое могут позволить себе только состоявшиеся театры. Очень надеюсь, это произведение будет ставиться на более многочисленных сценах. Уж я то знаю как публика любит "Спартак".
Хачатурян - один из людей моей нации, с помощью которого узнают об армянах. У каждого народа есть свой талисман, свой герой, благодаря которому об этносе знают в мире. Сегодня я очень счастлив, что мы сыграли Вторую симфонию Хачатуряна у вас в Казани (разговор проходил после концерта в Большом концертном зале им. С. Сайдашева - А. Х.)
Сегодня я просто нокаутирован в хорошем смысле слова. Во время исполнения симфонии музыканты оркестра уловили, поверьте мне, совершенно не отрепетированные нюансы. Это супер оркестр!
- Карен, знаю, тебя назначили директором Большого театра Армении. Зачем тебе эти протекающие крыши, ты ведь рождён для другого!?
- К сожалению, за 30 лет театр пришел в упадок и очень мало кто понимает, куда театру надо двигаться. Моя задача - поставить театр на рельсы, толкнуть и... уйти. Потому что ты прав, в душе я не чиновник.
Что ещё меня поразило во время разговора с Кареном Дургаряном - как он превозмогал дикую усталость. Бессонная ночь, перелёты, весь день репетиция, вечерний концерт... Не знаю, я бы повесился